Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте И аварийная эвакуация

Правила поведения Если вы попали в аварию:

    сохраняйте самообладание в любой ситуации;

    пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

    покиньте автомобиль только после полной его остановки;

    определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

    постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть его. В случае невозможности это сделать успокойтесь, не делайте резких движений, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

    покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

    отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

    вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, пожарных, медиков; окажите помощь пострадавшим;

    при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь под ручными средствами или вызвать специалистов;

    сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

    при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

    если вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации. Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят.

В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

    сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;

    пожар, взрыв, отравляющие газы;

    декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

Правила поведения Если в самолете возникла аварийная ситуация:

    быстро примите безопасное положение: сгруппируйтесь, сцепите руки под коленями, голову положите на колени; нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом - в момент удара они могут быть травмированы;

    оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте паники, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

    нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

    категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

    запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

    запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

    запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий - места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками. Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. Покинув транспортное средство, необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 м. Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты. Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Взрыв или пожар на самолете вызывает необходимость оперативного проведения эвакуации людей, поскольку одной из главных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и, в первую очередь, двуокисью углерода - через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня.

Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь - они защитят от ожогов и битого стекла. Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

В 2005 г. на железнодорожном транспорте произошло 11 ЧС, погибло 5 и пострадал 1 чел.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях. Причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте:

    сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

    пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

    наезд поездов на автомобили, гужевой транспорт и т. д.;

    воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 м, переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом; в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Аварии на воздушном транспорте.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Аварии на воздушном транспорте.
Рубрика (тематическая категория) Охрана Труда

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям.

Ежегодно в России происходит 50-60 авиакатастроф, в результате которых погибает до 200 человек.

Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, т.к. они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. При этом они случаются в районе аэропорта͵ где имеются спасательные команды и крайне важно е оборудование.

К авариям приводят :

1. Разрушения отдельных конструкций самолета.

2. Отказ двигателœей.

3. Нарушения работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования.

4. Недостаток топлива.

5. Ошибки в действиях экипажа.

При аварийной вынужденной посадке крайне важно :

Освободить проходы и занять места в своих креслах, спинки которых приведены в вертикальное положение;

Снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые предметы;

Снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расcтегнуть воротник;

Положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища;

Застегнуть и туго затянуть привязные ремни;

Наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить на руки, которыми обхватить колени.

После остановки самолета крайне важно расстегнуть ремни и приготовиться к эвакуации. Для экстренного покидания самолета используются всœе основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные с левой и правой стороны фюзелажа (в местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде). При этом выходы, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение.

При пуске по надуваемому спасательному трапу не следует брать с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади, т.к. его острые углы и находящиеся в нем предметы могут повредить трап.

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом крайне важно прыгать на него, а не садиться на край, а затем съезжать вниз.

При декомпрессии самолет (разрежение воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации) наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух и его нельзя задержать. Возникают звон в ушах и боль в кишечнике. Причем быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае немедленно надевается кислородная маска. Нет нужды оказывать кому-то помощь, до того как маска надета (даже ели это близкий человек), т.к. без нее человек теряет сознание и больше никому помочь не сможет. После этого следует пристегнуть ремни безопасности и приготовиться к резкому снижению.

При пожаре в самолете крайне важно помнить, что на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышать следует через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, смоченные водой.

К выходу следует двигаться пригнувшись или на четвереньках. От прямого воздействия огня защищаются любой одеждой, пледами и т.д.

После приземления и остановки самолета крайне важно направляться к ближайшему выходу и быстро покидать самолет, т.к. высока вероятность взрыва. Следует избегать выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета следует удалиться от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками (возможен взрыв самолета).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко . Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 минут. При этом, в случае если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше.

Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении. Самолеты, у которых два и более двигателœей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

При приводнении , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ всœегда неожиданно, времени на подготовку практически не бывает. В одном случае самолет может коснуться поверхности так плавно, что непонятно, приземлился он или приводнился, в другом – может развалиться на части и быстро затонуть. По этой причине при приводнении крайне важно действовать по команде командира экипажа или бортпроводника: надеть спасательный жилет и надуть его, взять с собой или надеть теплую одежду и идти к выходу, указанному бортпроводницей, для посадки в плот.

Аварии на воздушном транспорте. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аварии на воздушном транспорте." 2017, 2018.

Содержание воздушный транспорт; аэропорт; аварии самолётов; основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера; разгерметизация салона; кислородная маска; резкое торможение; вынужденная посадка; пожар в самолёте; вопросы по теме; список литературы.

Аэропорт В аэропортах возникает много ситуаций, схожих с происшествиями на железнодорожных вокзалах. Это и опоздания, и утеря вещей, и отравление некачественной пищей, и неприятные контакты.

Аварии самолётов чаще всего случаются в момент взлёта или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов, находятся в зоне риска. Жители таких районов с детства привыкают к шуму самолётов и почти не обращают на них внимания. Однако необычный звук или крен самолёта, дым, огонь не должны остаться не замеченными ими.

Основные правила безопасности на земле и на борту авиалайнера не брать с собой запрещённых предметов, пакеты для передачи от посторонних; не держать при себе острые предметы, которые могут поранить при толчках; внимательно прослушивать инструктаж о расположении аварийных выходов из салона; пристегнуть ремень безопасности при взлёте и посадке, а также в случае необходимости по требованию бортпроводников. Проследить, чтобы он был плотно закреплён.

Разгерметизация салона Одна из опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона. Причиной может стать взрыв мины, выстрел террориста, чья – то попытка открыть дверь во время полёта.

Кислородная маска Чтобы не погибнуть, в такой ситуации следует быстро задержать дыхание и надеть кислородную маску. В больших самолётах она всегда находится прямо перед тобой в спинке переднего сиденья. Место хранения кислородной маски открывается автоматически при снижении давления в салоне. В этот момент нужно быстро надеть маску.

Резкое торможение При резком торможении или ударе наиболее безопасна следующая поза: тело согнуто, ноги упираются в пол, колени – в спинку переднего сиденья, голова наклонена как можно ниже (лучше уткнуться в колени или сумку с мягкими вещами), руки прикрывают голову.

Вынужденная посадка выполнять все указания командира экипажа и не вставать с кресла до полной остановки самолёта; немедленно покинуть самолёт (без ручной клади), соблюдая очерёдность, используя аварийные люки и надувные трапы; не прыгайте на землю, особенно на бетонное покрытие, с высоты; можно использовать для спуска подручные средства: верёвки, пояса, багажную сетку, помощь других пассажиров.

Пожар в самолёте При пожаре в самолёте необходимо: защитить себя от жара и дыма, накинув верхнюю одежду, шапку, лечь на пол; если самолёт на земле, то пригнувшись или ползком пробираться к выходу; не брать с собой ручную кладь; использовать не только проход, но и пробираться через кресла; после выхода из горящего самолёта как можно быстрее отойти от него и, закрыв голову руками, упасть на землю, чтобы не пострадать при возможном взрыве.

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находив­шихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле. Например, в аэропорту г. Гаваны в 1989 г. разбился самолет ИЛ-62М, погибло 125 чел., в Свердловском аэропорту в 1990 г. разбился самолет ЯК-42, погибло 122 чел.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле. Так, в 1994 г. под Иркутском при падении самолета ТУ-154 погибло 125 чел., из них 1 местный житель, случайно оказавшийся на месте происшествия; в 1988 г. на жилые кварталы шотландского г. Локерби с высоты 10 тыс. м упал «Боинг-747» с 258 пассажирами на борту, вместе с ними погибли 15 ме­ стных жителей города.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20% соответственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших разви­вается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов, экипажа воздушного судна.

По данным МЧС России, в 1996 г. на воздушном транспорте произошло 40 авиационных происшествий, в том числе 14 авиакатастроф, в которых погибло 232 и по­страдало 334 чел.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицин­ской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

По имеющимся данным, максимальное число пострадавших в зависимости от типа воздушного судна может составить: самолеты АН-2 - 12 чел., АН-24 - 47, Як-42 - 113, ТУ-154 - 168, ИЛ-86 - 324 чел.

Статистика за 1981-1989 гг. свидетельствует, что на 100 тыс. часов полета при пассажирских перевозках аварийность в СССР составляла 0,11 случая в 1981 г. и, по­степенно уменьшаясь, 0,03 - в 1989 г. Эти показатели в США составили соответст­венно 0,06 и 0,04; по данным Международной организации гражданской авиации ИКАО (без СССР), в эти годы аварийность составила 0,14. Число жертв (экипаж + пассажиры) на 1 млн. перевезенных за эти же годы соответственно составило: СССР - 2,34 и 0,30; США - 0,01 и 0,60; данные ИКАО (без СССР) - 0,56 и 1,00 чел.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

    Спинку кресла приведите в вертикальное положение;

    Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;

    Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;

    Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии , т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

    Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;

    Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;

    Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;

    Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;

    Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

    Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;

    Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;

    Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Используя весла и подручные предметы, нужно отойти от места погружения самолета. После этого расправить и бросить за борт плавучий якорь, который уменьшит скорость дрейфа плота по ветру и будет удерживать спасающихся в районе аварии.


Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.


Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год более 100 млн пассажиров. В среднем ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Для сравнения: ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах менее 2000 человек. Статистика утверждает, что самолеты самый безопасный вид транспорта. Однако для сотен тысяч жертв авиакатастроф это не утешение.




Декомпрессия связана с быстрым выходом воздуха из салона воздушного судна. Декомпрессия сопровождается оглушительным ревом и свистом выходящего наружу воздуха. Салон наполняется туманом и пылью, видимость резко падает. Из легких человека выходит воздух, в ушах стоит звон, газы в кишечнике расширяются, и это создает дополнительную, резкую боль. Чтобы избежать смертельного исхода от удушья и разрыва легких, надо в первые же секунды декомпрессии надеть кислородную маску, находящуюся возле каждого сиденья. Плохо надетая или просто прижатая к носу и рту кислородная маска не всегда спасает от потери сознания, поэтому ее надо именно надеть. Чтобы оказать помощь рядом сидящему пассажиру или своему родственнику, надо сначала надеть маску себе. Иначе погибнуть, оставшись без кислорода, можете вы оба! Действия экипажа самолета - это немедленное снижение до высоты менее 3000 м, на которой содержание кислорода считается почти нормальным. Декомпрессия


Пожар в самолете может возникнуть по нескольким причинам. Одна из них - это возгорание одного или нескольких двигателей. В этом случае в иллюминаторы можно увидеть пламя, вырывающееся из двигателей или турбин, на крыле самолета, а в самом начале возгорания густой черный дымный шлейф, исходящий из них. Такое возгорание связано с нарушениями и серьезными неполадками в работе двигателей самолета и, как правило, приводит к отключению двигателей и вынужденной посадке. В другом случае пожар может возникнуть из-за небрежности в обращении с огнем в салоне воздушного судна. Современные самолеты изготовлены не только из алюминия, они несут в себе значительное количество синтетических и других легко воспламеняющихся веществ, таких, как пластик, поролон, пенопласт и другие. Эти материалы опасны не только своей повышенной горючестью, при горении или тлении они выделяют ядовитые вещества, которые вместе с огнем распространяются по салону очень быстро, при этом выделяется много густого черного дыма, затрудняющего дыхание и способствующего потери ориентировки. При возникновении пожара в двигателях самолета или внутри салона экипаж совершает вынужденную посадку. При этом главное не создавать панику, а организованно после остановки самолета направиться к основному или запасному выходам, соблюдая установленную очередность дети, беременные женщины, инвалиды, потом все остальные. Пожар


Авария при взлете Это, пожалуй, самый опасный вид аварии, так как воздушное судно имеет при взлете полную загрузку горючим, которое от удара может взорваться или воспламениться. Кроме того, авария при взлете - это возможный отказ двигателей на небольшой высоте, что приводит к резкому падению самолета. В такой ситуации выжить практически невозможно, хотя в мировой практике есть случаи спасения одного или даже нескольких человек чудом оставшихся в живых. Вынужденная посадка При вынужденной посадке самолет или вертолет может врезаться в деревья, скалу, расколоться пополам, загореться и взорваться. В случае объявления аварийной посадки необходимо принять безопасную, фиксированную позу.




Причины ДТП на воздушном транспорте Основными причинами аварий являются: ошибки пилота 50-60%, неисправности в системах управления, связи, электропитания, разрушение некоторых конструкций самолета, отказ двигателей и т.д 15-30%, воздействие внешней среды 10-20%, прочие(международный терроризм) 5-10%. По элементам полета они распределяются: взлет 30%, крейсерский полет 18%, заход на посадку 16%, посадка 36%.




Правила поведения в аварийной ситуации Самое главное, при аварийной посадке или при возникновении других проблемных ситуаций, это слушать все указания бортпроводников. Даже самые глупые замечания или наставления могут помочь спасти вам жизнь, что при данной ситуации является самым главным. Даже если вы не говорите не том языке, на котором говорят бортпроводники, просто напросто нужно смотреть на их жесты, которые помогут вам разобраться, что и как делать. Очень важно быть пристегнутым при любой ситуации. Причем, пристегиваться нужно правильно: очень плотно и ремень безопасности должен лежать на ваших тазовых костях и ни в коем случае ни на животе. При посадке аварийной всегда нужно снимать обувь, если она на высоком каблуке, а также, очки и все серьги и другие элементы, которые могут находиться на вас. В случае использования спасательного жилета, очень важно не надувать его в салоне самолета. Делать это необходимо только после того, как вы покинули судно. В противном случае, вы рискуете тем, что вы застрянете в салоне, тем более, если он начнет наполняться водой жилет не даст вам возможности двигаться.


Правила поведения при пожаре на самолете Помните: В случае пожара на борту самолете представляет дым, а не огонь. Дышите только через элементы одежды, смоченные водой; Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках(внизу салона задымленность меньше) Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно: Направляйтесь к ближайшему выходу, т.к. высока вероятность взрыва; Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки При эвакуации избавьтесь от ручной клади Избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прикрыв голову руками(так как возможен взрыв)


Правила безопасного поведения в самолете если пассажир занимает место, не дающее непосредственного доступа к проходу, ему следует постараться не беспокоить соседа частыми просьбами подняться и пропустить его. В крайнем случае предложите соседу поменяться местами; без самой крайней необходимости не стоит беспокоить персонал просьбами подать вам еды или питья сразу после посадки в самолет: стюардессы сервируют прохладительные напитки и обед вскоре после взлета; если вы путешествуете группой, старайтесь не перемещаться все вместе из одного салона самолета в другой, не скапливайтесь в проходах и возле туалетов; в салоне рекомендуется говорить тихо, чтобы не беспокоить соседей: очень часто люди летают самолетами ради экономии времени и пользуются случаем, чтобы просмотреть дела или почерпнуть информацию из свежей газеты. Кроме того, не рекомендуется занимать болтовней своего соседа, особенно в тот момент, когда стюардесса или пилот сообщают данные о полете или о правилах поведения в самолете и мерах безопасности, даже если объяснения даются на незнакомом вам иностранном языке; не злоупотребляйте курением хотя бы потому, что в правилах поведения в самолете, в отличие от поезда, не существует реальной возможности отделить курящих от некурящих; если вы путешествуете с ребенком, усадите его рядом с иллюминатором: это поможет его отвлечь; в момент взлета и посадки, а также если самолет попадет в зону турбулентности, пассажирам «с большим стажем» не следует вести себя слишком вольно или подшучивать над страхами «новичков»; наоборот, было бы любезно с их стороны обронить несколько слов, направленных на то, чтобы успокоить соседей. Выйдя из самолета и не увидев свой багаж на ленте транспортера, обратитесь в специальную справочную: возможно, ваши чемоданы направили по неверному адресу. Обычно неприятности такого рода рано или поздно разрешаются благополучно, но придется запастись терпением, а главное, помнить: в ручном багаже всегда следует иметь при себе рубашку, смену белья и туалетные принадлежности во избежание подобных недоразумений.