Финансирование образования. Финансирование образования в российской федерации

Введение.

Принципиальной особенностью образовательной политики в большинстве развитых стран 60-х гг. XX века становится приоритетность финансирования системы образования, признание ее сферой национальных интересов. В значительной степени этому способствовали внушительные успехи СССР в области ядерных технологий, космических исследований и достижения советской системы образования. В этот период США начинают их использовать, отдавая приоритет развитию математического и естественнонаучного образования. Более того, по мнению И. Шабатина, именно советский опыт способствовал «тому, что государства Запада взяли на себя функции гаранта равной доступности образования для разных социальных слоев населения» .

Политика доступности высшего образования была доминирующей до 80-х гг. практически во всех развитых странах. Между тем, начиная с середины 80-х гг., во многих странах темпы роста бюджетных ассигнований в эту сферу перестали поспевать за увеличивающимся спросом, и начался пересмотр образовательной политики.

Кризис образования является одной из глобальных проблем современности, разрешение которой имеет первостепенное значение для благополучия каждой страны.

Современное состояние образования в России обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. Даже в тяжелейшем 1942 г. на нужды образования советская власть выделяла 5,7 % из своего крайне напряженного бюджета, а уже в 1950 г. эти расходы достигли почти 14 %. Но с 1994 г. доля финансирования из федерального и местных бюджетов неуклонно снижается. В этих условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для различных слоев населения, более полным удовлетворением запросов учащихся и другие, отодвигаются на второй, а то и третий план. В условиях острого дефицита финансовых ресурсов такая расстановка приоритетов выглядит обоснованной. Более того, можно полагать что большинство названных проблем порождается в первую очередь недостаточным финансированием.

Глава 1. Тенденции в финансировании образования.

1.1. Тенденции в объеме и источниках финансирования

образования и их последствия.

Основными источниками финансирования образования являются бюджеты трех уровней – федерального, субъектов РФ и муниципальных образований. Сводные данные о структуре бюджетного финансирования образования приведены в следующей таблице 1.

Таблица 1.

Распределение ассигнований на образование между бюджетами разных уровней (на 2003 г.).

Источник: данные Минобразования России.

В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает 25-33 % их рациональной потребности в средствах.

С началом экономических реформ существенно сократился, а нередко и полностью прекратил свое существование такой источник финансирования ПТУ и ссузов, как средства предприятий, для которых они готовили кадры. Они также лишились мест для прохождения производственной практики. Предприятия перестали передавать учебным заведениям НПО и СПО оборудование, которое могло бы использоваться в учебных целях.

В начале 90-х годов государство оставило образование, в том числе высшую школу, без внимания и соответственно без адекватного финансирования. Так продолжалось фактически до конца 90-х гг. Некоторое увеличение доли бюджетного финансирования профессионального образования в период 1999 – 2001 гг. по отношению к ВВП не смогло в полной мере компенсировать последствий финансового кризиса 1998 г. (см. таблицу 2) В 2000 г. расходы в высшем образовании в расчете на одного студента достигли 50 % к уровню 1998 г., в среднем профессиональном – 57 %, в начальном профессиональном – 48 %. (см. таблицу 3)

Таблица 2

Динамика бюджетного финансирования расходов на образование.

Источник: данные Минобразования России

Таблица 3

Расходы на образование из средств консолидированного бюджета по уровням образования (млрд.руб.)

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Дошкольное образование:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Общее образование:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Начальное профессиональное образование:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Среднее профессиональное образование:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Высшее профессиональное образование:

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Местные бюджеты

Источник:

Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. (Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений представлено в приложении № 3) Право ведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

В соответствии с пунктом 3 (абзац 2) ст. 50 ГК РФ образовательные учреждения как некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Пунктом 5 ст. 43 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательные учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода»;

Пунктом 48 ст. 48 Закона РФ «Об образовании» образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности.

Кроме того, образовательным учреждениям законодательно разрешено ведение предпринимательской деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):

Реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательных учреждений;

Торговля покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. и образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним;

Ведение приносящих доходы иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:

1. платная образовательная деятельность, предоставление дополнительных платных образовательных услуг;

2. учебно-производственная деятельность мастерских, учебно-опытных участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного питания и других структурных подразделений образовательных учреждений, не имеющих статуса юридического лица;

3. предпринимательская деятельность;

4. ведение деятельности, приносящей доход от иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством продукции, работ, услуг и с их реализацией;

5. добровольные пожертвования, целевые взносы физических и/или юридических лиц, средства, полученные из бюджетов РФ и бюджетов муниципальных образований;

6. средства, поступающие в виде платы за проживание в общежитиях, жилых помещениях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах;

7. выполнение НИОКР и оказание услуг по договорам и грантам на проведение научно-исследовательских работ;

10. отчисления обособленных и/или структурных подразделений, входящих в состав образовательных учреждений и наделенных по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица, от доходов, а также отчисления образовательных учреждений их обособленным и/или структурным подразделениям в соответствии с уставами учреждений и положениями о структурных подразделениях.

В течение последних двадцати лет сформировались три модели финансирования высшего образования:

I. Ориентация на создание свободного рынка в сфере высшего образования;

II. Модель формирования общественного рынка в сфере высшего образования;

III. Антирыночная модель, ориентированная на блокирование рыночных отношений в сфере высшего образования.

Наше правительство реализует первую модель финансирования. Основной ее целью является стимулирование развития конкурентных начал и постепенная коммерциализация высшего образования. Но российский вариант вхождения высшей школы в рынок проходил в условиях, кардинально отличающихся от западных «тепличных» сценариев.

Во-первых, по скорости вхождения в рынок. На Западе осуществлялся постепенный допуск рыночных отношения в сферу образования, у нас был реализован принцип «шоковой терапии».

Во-вторых, по целям вхождения в рынок. «Национальной особенностью» российского пути в рынок является приоритет самостоятельного поиска недостающих высшей школе средств.

В-третьих, по степени готовности общества к внедрению рыночных отношений в сферу высшего образования (отсутствие в РФ многочисленного среднего класса, способного оплачивать свое образования, и финансовых механизмов обеспечения доступа малоимущих слоев населения).

Из таблицы видно, что доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат возрастает стремительными темпами. За период с 1995 по 2002 гг., она увеличилась более чем в пять раз, притом, что численность бюджетных студентов за этот же период увеличилась лишь в 1,2 раза [приложение 1].

Четвертое отличие – увеличивающийся разрыв между ростом доходов населения и ростом цен на образовательные услуги. Неудовлетворенный спрос на высшее образовании, ограниченность предложения «бюджетного» обучения, разрыв между реальной стоимостью обучения и величиной государственного финансового обеспечения, отмена льготы по налогу на прибыль для образовательных учреждений – все эти факторы предопределяют тенденцию увеличения стоимости контрактного обучения в государственной высшей школе.

Результаты коммерциализации образования можно разбить на плюсы и минусы:

«+» 1. Введение множества новых специальностей в вузах;

2. Повышение конкуренции;

3. Внебюджетные средства повышают финансовую самостоятельность учебных заведений;

4. Внебюджетные поступления используются для покупки необходимого оборудования и ремонта зданий, т.к. бюджетных средств на эти цели либо не выделяется, либо выделяются в недостаточном количестве;

«–» 1. Либеральные реформаторы, вслед за нобелевским лауреатом М.Фридманом, утверждают, что плата за свое обучение побуждает студентов ответственнее относиться к занятиям, повышает качество образования. Однако результаты опроса преподавателей вузов приводят к противоположным выводам. Это подтверждается и исследованиями: среди поступивших на конкурсной основе учатся на «хорошо» и «отлично» – 58 %, на «удовлетворительно» – 18 %, занимаются научно-техническим творчеством – 26 %. У поступивших на контрактной основе: 47, 38 и 7 % соответственно ;

2. С середины 90-х гг. неуклонно растет масса «вузовских» структур, создаваемых на коммерческих началах, нередко под «крышами» самых авторитетных вузов Москвы и Санкт-Петербурга;

3. Коммерциализация неизбежно ведет к снижению качества высшего образования не только в частных, но и государственных, в том числе самых лучших учебных заведениях;

4. Старение профессорско-преподавательского состав вузов, средний возраст штатного персонала колеблется от 55 до 60 лет в зависимости от типа учебного заведения;

5. Работа преподавателей в нескольких вузах одновременно, в следствии чего, у них не остается времени на подготовку к лекциям и освоение нового материала.

Этот ряд негативных тенденций и проблем, сдерживающий развитие высшей школы, нашёл отражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Концепция предполагает два основных направления модернизации: кардинальное обновление содержания образования за счет повышения его качества и формирование эффективных экономических отношений в образовании. Важным элементом эффективного экономического механизма модернизации образования является комплекс финансовых мер, среди которых наиболее приоритетными должны стать:

– разработка нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений;

– создание системы государственного образовательного кредитования;

– нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования;

– последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений;

– обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений;

– создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования, широкое использование льгот, в т.ч. и налоговых.

Но и у Концепции есть отрицательная сторона. В Концепции говорится, что она обеспечит продолжение модернизации того, что осуществлялось в 2001-2005 гг. Но как? И на что выделяются деньги? Из 45,3 млрд. руб. бюджетных средств 18,6 млрд. руб. предполагается потратить на повышение эффективности управления в системе образования, еще 3,6 млрд. руб. – на совершенствование экономических механизмов в этой сфере, 5,2 млрд. – на развитие системы обеспечения качества. Таким образом, 27,4 млрд. руб. или более 60 % финансовых средств Программы чиновники предполагают потратить на самих себя как управленцев и ведение административно-бюрократических игр на образовательном поле. Впрочем, оставшиеся 16,7 млрд. руб., как ожидается, должны обеспечить совершенствование содержания и технологий образования. Но… Распределяться они будут тоже чиновниками Министерства. Так что тот безусловный факт, что процесс образования, его совершенствование, повышение качества происходит не в управленческих структурах, а в конкретных вузах, на конкретных кафедрах, в работе конкретных преподавателей, непосредственно в учебных классах, аудиториях совместными усилиями педагогов и обучающихся, игнорируется напрочь.

Образование людей (школьников, студентов), в конечном счете, – продукт, производимый ими же самими под руководством и совместно с преподавателями. В нашей же стране вознамерились получить лучший продукт, лучше обеспечивая не непосредственных производителей этого продукта, а структуры, которые стоят над ними.

Для повышения его эффективности и качества нужны более существенные финансовые и интеллектуальные инвестиции в тех, кто образовывается и кто образовывает, т.е. прежде всего в учащихся и преподавателей. Но эта примитивная истина никак не представлена в реальных действиях правительства России.

1.2. Налогообложение, как фактор, влияющий на финансирование образования.

Льготное налогообложение – эффективный инструмент, стимулирующий развитие экономической самостоятельности высших учебных заведений, повышение их финансовой обеспеченности.

Пунктом 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании» предусматриваются существенные налоговые льготы для высших учебных заведений, устанавливая, что образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов. П. 5 ст. 33 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вводит специальное положение: денежные средства, полученные высшими учебными заведениями в результате внешнеэкономической деятельности, не подлежит изъятию и налогообложению.

Другими словами, положения законодательства РФ об образовании признают любую экономическую деятельность высшего учебного заведения, осуществляемую им в рамках его основных уставных задач, непредпринимательской и не подлежащей налогообложению никакими налогами. Но для целей налогообложения отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности. Так, согласно п/п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений. При этом подчеркивается, что реализация товаров подлежит налогообложению.

Таким образом, ст. 149 НК РФ ограничивает применение льгот по НДС для государственных вузов лишь услугами в сфере образования.

Не облагается налогом имущество бюджетных учреждений, в том числе образовательных учреждений, и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений.

Бюджетные образовательные учреждения освобождаются от уплаты транспортного налога.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные образовательные учреждения. Обязанность платить земельный налог возникает только в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду.

Плата студентов за обучение является одним из источников внебюджетного финансирования вузов. НК РФ предусматривает возможность уменьшить налогооблагаемый доход физического лица на социальные налоговые вычеты, к которым относятся вычеты на обучение (ст. 219 НК РФ). Его могут получить налогоплательщики, у которых в течение истекшего года были расходы на обучение, а также на обучение их детей в возрасте до 24 лет не дневной форме обучение в образовательных учреждениях, в размере не более 38 000 рублей.

Особенность положений НК РФ о налоге на прибыль организаций состоит в том, что они не предусматривают существование вообще никаких налоговых льгот по этому налогу. Основные положения, призванные благоприятствовать деятельности образовательных учреждений, сосредоточены в ст. 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу. В частности не подлежат налогообложению доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования.

НК РФ исходит из принципа налогооблагаемости любых доходов государственных высших учебных заведений от платных услуг любого рода, в том числе образовательных. То есть, подвергаются налогообложению доходы от платных услуг и иной деятельности государственных высших учебных заведений, признаваемые в то же время в силу БК РФ доходами бюджета. Другими словами государство в некотором отношении начинает подвергать налогообложению свои собственные доходы.

Таким образом, провозглашенные законом «Об образовании» государственные гарантии приоритетности образования в части освобождения от уплаты всех налогов носят в значительной мере условный характер. Реализующие их положения налогового законодательства позволяют облагать образовательные учреждения налогами аналогично коммерческим организациям, в том числе в части образовательной деятельности.

образования.

2.1. ГИФО.

В положении об условиях и порядке проведения в 2002-2003 годах эксперимента по переходу на финансирование отдельных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств установлено следующее:

1. Эксперимент по переходу на финансирование высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) проводится в 2002-03 годах(2002/03 – 2003/04 учебные года).

2. ГИФО – свидетельство о результатах сданного гражданином единого государственного экзамена с соответствующей записью, удостоверяющей категорию финансового обязательства, являющееся основанием для предоставления вузу бюджетных средств на обучение в нем этого гражданина в течение всего срока обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.

3. Состав вузов, участвующих в эксперименте, утвержден Министерством образования РФ: (на 2004 год)

1) Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Марийский государственный технический университет»;

2) Марийский государственный педагогический институт им. Н.К.Крупской;

3) Марийский государственный университет;

4) Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»;

5) Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева;

6) Якутский государственный университет имени М.К. Амосова.

4. По завершении эксперимента студентам, принятым в вузы на основе финансовых обязательств, гарантируется обучение на следующих условиях:

студент государственного вуза, частично оплачивающий обучение в соответствии с договором между ним и вузом, завершает обучение на тех же условиях, что и в период эксперимента;

студент государственного вуза, принятый на бесплатной основе завершает обучение на бесплатной основе.

5. Число студентов, обучение которых осуществляется за счет средств, распределяемых на основе финансовых обязательств, без доплаты со стороны студентов, должно составлять не менее 50 процентов от общего числа студентов, зачисленных в вуз, в том числе не менее 25 процентов от общего числа студентов по каждой специальности.

6. Если гражданин не вошел в число лиц, обучающихся только за счет бюджетных средств, и стоимость обучения превышает размер финансового обеспечения выданного ему финансового обязательства, он заключает с вузом договор на свое обучение и вносит разницу между стоимостью обучения и величиной финансового обеспечения финансового обязательства в порядке, установленном указанным договором.

В соответствии с приложением к приказу Минобразования России от 26.03.03. №1194 категория ГИФО определяется исходя из соответствия, между пороговыми значениями приведенной суммы баллов, соответствующей определенным значениям финансового обязательства, и приведенной суммой баллов, полученной гражданином по учебным дисциплинам. Приведенная сумма баллов рассчитывается как среднее арифметическое результатов экзаменов по всем конкурсным предметам специальности вуза. Для лиц, окончивших с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, а также окончивших с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, категория финансового обязательства устанавливается на основе балла, полученного поступающим при сдаче профильного экзамена. Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, зачисленный в вуз для обучения по сокращенным программам, устанавливается третья категория финансового обязательства.

В основу нового механизма финансирования положена необходимость решения следующих задач:

– переход к финансированию результатов деятельности вуза по количеству и качеству оказанных услуг;

– сохранение гарантий получения гражданами бесплатного высшего профессионального образования;

– усиление рыночных начал в распределении бюджетных средств между вузами;

– стимулирование повышения качества образовательных услуг;

– выравнивание условий доступа к получению высшего образования для детей из малообеспеченных семей.

Финансирование на основе ГИФО имеет ряд преимуществ перед традиционной сметной системой финансирования:

1) введение ГИФО не предполагает переход на всеобщее платное образование;

2) в условиях проводимого эксперимента меняется действующая система бюджетного финансирования. Новый порядок планирования и финансирования предусматривает рыночный механизм распределения средств на основе ГИФО, при котором объем бюджетного финансирования зависит от выбора студента. Тем самым бюджетные средства направляются в наиболее конкурентоспособные вузы, обеспечивающие высокий уровень качества образовательного процесса;

3) дифференциация ГИФО по категориям приведет к тому, что в ведущие вузы прибудут абитуриенты, получившие более высокие оценки по ЕГЭ. Соответственно, финансирование этих вузов будет значительно превышать финансирование вузов, имеющих низкий рейтинг на рынке образовательных услуг.

Но, как и любая новация, система финансирования на основе ГИФО имеет и определенные недостатки:

1) рыночная модель распределения бюджетных ресурсов не всегда приводит к достижению структуры спроса на кадры высшей квалификации, необходимой обществу;

2) модель финансирования вузов на основе ГИФО представляет собой лишь иной способ распределения бюджетных ресурсов, заложенных в федеральном бюджете на очередной финансовый год. В размерах ГИФО учитываются не нормативные потребности в бюджетных средствах, а только возможности бюджета в очередном году;

3) ГИФО не учитывает дифференциации стоимости обучения по разным специальностям;

4) на основе ГИФО распределяется только часть бюджетных средств, обеспечивающих оплату труда, начисления на оплату труда и часть прочих расходов;

5) размер ГИФО каждой категории определяется до начала учебного года исходя из двух показателей: объема бюджетных средств, распределяемых на основе ГИФО, и предполагаемого соотношения абитуриентов. Первый показатель является константной величиной и определяется возможностями бюджета, а второй может сильно отличаться от предполагаемого ввиду невозможности точно предвидеть результаты ЕГЭ по категориям.

Отмеченные недостатки системы финансирования на основе ГИФО проявились в ходе подведения результатов первого этапа эксперимента. По результатам реализации первого этапа эксперимента в 2002 г. Министерство образования РФ изменило условия проведения эксперимента на 2003-2004 гг.:

– снижены размеры финансового обеспечения ГИФО всех категорий (см. приложение №2);

– отменена льгота для поступающих в вузы в рамках целевого приема;

– в целях стимулирования вузов и абитуриентов, поступающих на специальности, особо значимые для социально-экономического развития регионов, по этим специальностям были установлены более высокие размеры ГИФО и ограничение на общее число таких лиц по всем специальностям.

В ходе эксперимента по-прежнему наблюдались негативные тенденции, такие как рост стоимости обучения в вузах, участвующих в эксперименте, уменьшение числа принятых на бесплатное обучение, уменьшение приема по техническим специальностям и увеличение – по специальностям в области экономики и управления. Кроме того, эксперимент оказался затратным, намного превысив смету.

Для повышения эффективности функционирования он должен быть существенно изменен путем расчета стоимости ГИФО исходя из нормативов финансовых затрат. Они должны лечь в основу стоимости ГИФО третьей категории, которую получили наибольшее число выпускников вузов в 2003 г. (42,7%) . Стоимость остальных категорий ГИФО должна рассчитываться на основе повышающих (для первой и второй категорий) и понижающих (для четвертой и пятой категорий) коэффициентов к базовой стоимости.

Образовательные ваучеры (ГИФО), несмотря на то, что этой идее уже более ста лет, не нашла практического применения в вузах ни одной страны мира, в том числе в США, откуда эта идея позаимствована .

2.2. Образовательный кредит.

По оценкам социологов, готовность семей платить за образование в последние годы возрастает. Социологические исследования показали, что почти 33 % семей «безусловно готовы» и еще почти столько же «скорее готовы» к значительным затратам для получения ребенком высшего образования. Однако в настоящее время лишь 25-30 % семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей. При этом регулярно платить за высшее образование могут далеко не все семьи, которые это вынуждены делать уже сейчас.

В настоящее время в России существует несколько способов оплаты обучения в вузе с помощью заемных средств, в том числе обычный потребительский кредит, финансовая помощь вуза и специальный образовательный кредит.

Потребительский кредит не подходит для будущих студентов дневного отделения, поскольку является краткосрочным, предоставляется на срок до 3 лет, начисляемые проценты достаточно велики. Кроме того многие действующие программы выдачи подобных ссуд предусматривают залог имущества, что не могут себе позволить очень многие граждане нашей страны.

Можно взять кредит на обучение в самом вузе. Однако даже там, где эта система используется, кредит предоставляется не всем абитуриентам.

Наконец, можно взять специальный образовательный кредит. Предоставление его государством предусматривается в законе РФ «Об образовании» и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

В настоящее врем предоставление гражданам государственного образовательного кредита занимается только Сбербанк России, который разработал и утвердил в июне 2000 г. порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях. Он предоставляет кредит созаемщикам – учащемуся и его представителям. Учащийся – физическое лицо в возрасте от 14 лет. Представителями могут быть родители, усыновители, попечители и другие физические лица.

Банк может отказать в предоставлении кредита если:

1) выбранный вуз не имеет государственной аккредитации;

2) при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.

Представитель учащегося приносит в банк паспорт, справки о его доходах и доходах поручителей (в ней указывается среднемесячный доход за последние 6 месяцев с указанием всех удержаний за этот срок), анкеты, паспорта поручителей и залогодателей, согласие супругов поручителей и залогодателей на заключение договоров залога и поручительства. Сам учащийся пишет заявление на получение кредита, показывает паспорт и предъявляет договор о подготовке специалиста.

Кредиты предоставляются в рублях на основе договора об открытии невозобновляемой кредитной линии в пределах установленного лимита кредитования в безличном порядке путем зачисления суммы кредита на счет созаемщика по вкладу «до востребования». Лимит определяется Сбербанком исходя из платежеспособности представителя учащегося или суммарной платежеспособности представителя учащегося и предоставляемого обеспечения.

Максимальный лимит кредитования не может превышать 70 % стоимости обучения за полный период обучения в образовательном учреждении. Срок кредита не может превышать 11 лет. В настоящее время величина процентной ставки равна 19 % годовых.

В период обучения учащийся предоставляет в Сбербанк соответствующие документы образовательного учреждения, подтверждающие прохождение учащимся очередного периода обучения. После окончания обучения учащийся представляет в банк диплом. В случае трудоустройства учащегося – справку с места работы о трудоустройстве или заверенную копию трудовой книжки, а по истечении 6 месяцев после трудоустройства – справку с места работы о доходах и размере производимых удержаний.

Образовательный кредит Сбербанка имеет ряд выгод для студентов:

1) каждый гражданин старше 14 лет может заключить договор с банком на получение образовательного кредита;

2) кредит является долгосрочным: он может достигать 11 лет;

3) деньги за получение образовательного кредита получатель кредита может возвратить после получения образования;

4) кредит предоставляется частями.

Но в целом система образовательного кредита, разработанная Сбербанком, малопривлекательна для большинства граждан страны:

1) из-за высокой процентной ставки (19 % годовых);

2) за пять лет обучения фактические затраты заемщика возрастают почти в 2 раза;

3) в качестве обеспечения принимается ликвидное имущество (квартира, автомобиль, другие ценности).

Кредитная система Сбербанка, по мнению экспертов, весьма далека от идеальной. Более привлекательные программы кредитования разработали некоторые вузы. Например, программа «Кредо», разработанная Российской экономической академией им. Г.В. Плеханова, она также реализуется в Санкт-Петербургском государственном университете, МГУ им. М.В. Ломоносова и Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.

Программа «Кредо» представляет надежную процедуру получения целевых образовательных кредитов (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Условия образовательного кредитования по программе «Кредо»

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

  • - целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • - безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. В «классическом» понятии финансирование определяется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на развитие народного хозяйства». Финансирование осуществляется на принципах:
  • - плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
  • - выделения средств по мере их расходования;
  • - экономность - правильного и рационального расходования средств.

В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий бюджетный процесс. Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников.

Смета бюджетного учреждения - документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения.

Поскольку основным источником финансирования образования является бюджет (государственный и муниципальный), то и финансирование образования определяется следующими факторами:

  • - системой государственных и иных органов, участвующих в процессе финансирования образования;
  • - процедурой разработки прогнозов потребности в бюджетных средствах, проектов расходной части бюджетов для финансирования образования;
  • - процедурой (порядком) собственно финансирования образования из бюджета.

На данном этапе двумя важными составляющими системы финансирования являются:

  • - схема финансирования;
  • - распределение функций между органами, участвующими в финансировании.

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:

  • - Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
  • - Федеральное Собрание Российской Федерации (законодатель);
  • - Правительство Российской Федерации;
  • - Министерство финансов Российской Федерации, включая систему Федерального казначейства и его территориальных органов как составную часть Министерства финансов;
  • - федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
  • - уполномоченные банки (проводящая сеть);
  • - собственно образовательные учреждения федерального ведения (расходование). Важным механизмом бюджетного финансирования образовательных учреждений выступает нормативная величина федерального норматива бюджетного финансирования. Федеральный норматив бюджетного финансирования - нормативная стоимость реализации государственной образовательной программы в течение года по типам и видам образовательных учреждений в расчете на одного обучающегося. Размер федерального норматива - минимальная стоимость, обязательная для исполнения бюджетов всех уровней. При его расчете не принимаются во внимание следующие расходы:
    • 1) текущие (коммунальные, т.е.: отопление, освещение, водоснабжение, канализация и другие);
    • 2) долгосрочные (капитальные) расходы.

Их финансирование происходит дополнительно к нормативу.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету). Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные. Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут двигаться по схеме приобретения государством (собственником бюджетных средств) каких-либо товаров и услуг. Государство, естественно, может приобретать и то, и другое для своих нужд. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель-собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, статья 120).

Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

  • - потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;
  • - получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т.п., который может быть в дальнейшем реализован, что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен «в запас, в задел» и т.п. Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее это следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у своих сотрудников). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием своих собственных работ. Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:
  • - бюджет учредителя;
  • - спонсорские средства;
  • - собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственного финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:

  • - доходы от реализации товаров, работ, услуг (доходы от осуществления различных видов деятельности);
  • - доходы от внереализационных мероприятий (это всякие полученные штрафы, пени, неустойки и т.п.);
  • - пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)

Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Классифицировать внебюджетные поступления (доходы) можно, наверное, разными способами. Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовый результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

  • 1. Основная деятельность:
    • - реализация одной или нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся (воспитанников);
    • - проведение научно-исследовательских работ;
    • - деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.
  • 2. Прочая деятельность, включая иные поступления, т.е. иная разрешенная образовательным учреждениям деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к указанным видам основной деятельности.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда финансирование тех или иных мероприятий или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В тех случаях, когда применяется термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

Существует и вексельный способ финансирования учреждений образования. Ему предшествует поступление в бюджет векселей различных предприятий и банков в условиях недостатка средств платежа. Финансовые органы передают поступающие векселя в качестве финансирования органам управления образованием. Векселя передаются по определенной номинальной стоимости с указанием конкретных сроков погашения.

Вариант вексельной формы осуществления финансирования по своей сущности близок к системе взаимозачетов, возникающей как средство сокращения неплатежей. При реализации финансирования методом взаимозачетов заключался договор между кредитором образовательного учреждения, органом управления образованием и финансовым органом.

Участие образовательного учреждения в заключении договора в качестве одной из сторон возможно, но необязательно. Если образовательное учреждение представляет собой полноправное юридическое лицо на правах хозяйственной самостоятельности, после проведения взаимозачета оно получало от органа управления образованием уведомление о финансировании методом взаимозачета.

Казначейская система исполнения бюджета получила развитие с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 №145. При реализации подобной системы финансирования в первую очередь производиться финансовое обеспечение расходов образовательных учреждений по т.н. "защищенным" статьям бюджетной классификации. При финансировании образовательных учреждений через казначейскую систему исполнения бюджета главный распорядитель кредитов - орган управления образованием отстраняется от процедуры финансовых перечислений денежных средств.

Функции органов управления образованием сводятся к определению сумм, подлежащих перечислению и составлению заявок на финансирование по каждому учреждению с указанием статей расходов. Финансовый орган бюджетные средства перечисляет на банковский счет соответствующего отделения Казначейства, которые зачисляются на лицевые счета образовательного учреждения. На лицевые счета Централизованных бухгалтерий органов управления образованием поступают только денежные средства образовательных учреждений, обслуживаемых этой бухгалтерией.

Мальцева Мария Александровна, преподаватель экономики,

ГАОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»

г. Серпухов, Московская область

Система образования важная и главенствующая подсистема общества, которая гарантирует сохранение, накопление и воспроизводство человеческого капитала. В современном обществе понятие человеческий капитал означает совокупность знаний, умений, навыков, применяемых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, которые приобретаются благодаря общему и специальному образованию, профессиональной подготовке, производственному опыту, помогают развиваться не только каждой отдельно взятой личности в целом, но и играют значительную роль в конкурентоспособности страны. На сегодняшний день человеческий капитал становится важнейшим фактором экономического роста и позволяет увеличить ВВП. На мировой арене руководители государств все более обращают внимание на систему образования своего государства, что отражает индекс человеческого развития (ИЧР), рассчитываемый UNDP. Россия по индексу человеческого развития (ИЧР), заняла 57-е место среди 185 стран, войдя в группу стран с высоким уровнем человеческого потенциала. Можно отметить, что занимаемая позиция России по образованию находится на достаточно приличном уровне, но следует отметить, что существующие проблемы в образовании могут привести к значительному ухудшению положения России на мировой арене.
Что же значит образование? Образование - процесс и результат прохождения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных образовательных организациях под руководством квалифицированных педагогов. Образование имеет большое значение в создание образа, завершает воспитание в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование является следствием усвоения человеком традиций и опыта поколений, представленных определенным объемом систематизированных знаний, навыков, умений, приемов мышления, которые приобрел обучаемый. В результате этого можно сказать, что человек образованный. Также важным качество образованного человека можно считать стремление и способность к совершенствованию себя, к повышению своей образованности и понимаю необходимости в этом.
В России образование имеется и предлагается в различных формах: очной, очно - заочной, заочной, самообразования, экстерната. Возможно комбинирование форм обучения.
Организация является образовательной, если она осуществляет образовательную деятельность, и (или) обеспечивает всем необходимым и обучает воспитанников и обучающихся. Существуют следующие формы собственности таких организаций: государственная (федеральная или которая находится в ведении субъекта РФ), муниципальная, негосударственная (частная).
Федеральная государственная образовательная организация – это организация, которая находится в федеральной собственности и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Бюджет - это сегмент денежных отношений, который связан с формированием, распределением и использованием центрального фонда денежных средств, который предназначен для обеcпечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый документ страны, инструмент регулирования государством.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ производить финансирование образовательных организаций возможно из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения. Это значит, что, к примеру, финансирование муниципального детского сада осуществляется исключительно из муниципального бюджета. При этом бюджет субъекта федерации может предоставлять средства на осуществление учебного процесса в этом детском саду только через перечисления их в соответствующий муниципальный бюджет, притом без обязательного их направления в детский сад. На сегодня учитывая финансовую ситуацию страны денежные средства могут быть израсходованы на другие, не менее важные в определенный момент времени, цели.
Недостаток же бюджетных средств на финансирование большинство стран возмещает за счет внебюджетных средств. Привлечение внебюджетных средств производится посредством:

  • Поступления денежных средств за выполненные работы (услуги) согласно заключенным договорам с государственными, общественными предприятиями или с физическими лицами;
  • Выручки от аренды помещений, зданий, сооружений, оборудования (основных фондов);
  • Поступлений денежных средств за оказание дополнительных образовательных услуг, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров по договорам, а также от обучения физических лиц;
  • Спонсорство;
  • Добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государственных и других предприятий, отдельных граждан;
  • Взятие займов и кредитов;
  • Средства от предоставления образовательных услуг, таких как изучение не предусмотренных учебным планом предметов; помощи психологов; подготовительные курсы для поступления; формирования групп для обучения детей с отклонениями в развитии;
  • Поступления от предоставления развивающих услуг, таких как различные кружки, студии и т.д. по интересам;
  • Поступления от предоставления спортивно - оздоровительных услуг, с учетом создания секций и групп по укреплению здоровья детей

Законодательство в сфере образования разрешает образовательным организациям заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением запрещенной законом. Для развития этой деятельности система образования (особенно профессионального) имеет достаточный интеллектуальный и материально-технический потенциал. Также, образовательным организациям предоставлены налоговые льготы, что является дополнительным стимулом для получения дополнительных доходов, но налоговое регулирование в данном вопросе не совсем совершенно. Есть несколько нюансов, имеющих отношение к получению доходов от внебюджетной деятельности и их налогообложению. Например: следовало бы привести в соответствие положения налогового и бюджетного законодательств, касающиеся доходов от коммерческой и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений. В целях разработки стимулов для занятия коммерческой деятельностью бюджетные учреждения желательно поставить в равные условия с остальными налогоплательщиками, в части уплаты налога на прибыль, но с возможностью самостоятельного распоряжения прибылью после выполнения налоговых обязательств (это предполагает аннулирование положений бюджетного законодательства в разрезе обязательности перечисления оставшейся после уплаты налогов прибыли в доходы соответствующего бюджета), либо исключения бюджетных учреждений из состава плательщиков налога на прибыль (посредством занесения соответствующих правок в налоговое законодательство) и необходимости перечисления доходов от предпринимательской деятельности в доход соответствующего бюджета, но с гарантией в законодательном порядке (отсутствующей в настоящее время) возврата перечисленных доходов для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Предложенные версии предполагают увеличение внимания организаций, в том числе образовательных, в привлечении внебюджетных средств для покрытия расходов, которые не финансируются учредителем. Но несмотря на положительный характер возможности выручки финансов от внебюджетной деятельности можно определить несколько недостатков. С одной стороны, внебюджетные средства помогают получить дополнительный источник финансовых ресурсов, что дает возможность сделать устойчивым финансовое положение организации. С другой стороны, возрастание возможностей коммерции в образовании дает возможность усомниться в некоммерческом характере данной сферы, который закреплен в действующем законодательстве. А также, регламентирование использования доходов от внебюджетной деятельности, снижает заинтересованность образовательных организаций в законном получении таких доходов. Другой же стороной этого процесса может стать повышение опасности увода внебюджетных средств в негосударственный сектор.
С учетом вышесказанного, напрашивается вывод, что в условиях действующего бюджетного финансирования решить нынешние проблемы эффективного использования того, что есть чрезвычайно сложно. Это происходит не только ввиду нехватки денежных средств, но из-за недостатков сложившейся организационно-экономической системе деятельности образования.
Сегодня современное образование характеризуется недостаточностью бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности, а также несовершенством возможностей получения денежных средств посредством внебюджетных источников. Это одна из главенствующих проблем, затрагивающих данную сферу.
Несмотря на такие проблемы как качество образования, которое должно соответствовать не только требованиям стремительно меняющегося настоящего, но и быть настроенным на отдаленное будущее; недоступность качественного образования для каждого обучающегося, ввиду малой информационной поддержки образования, такой как доступность базы данных, дистанционного образования; развитие связей с рынком труда отходят на второй, а возможно и третий план. В соответствии с нехваткой финансовых ресурсов нельзя говорить об эффективном и действенном решении этих проблем. Также можно предположить, что данные проблемы появились и появляются вследствие нехватки денежных средств.
В результате выявляется целая цепочка непреодолимых последствий: при недостатке финансовых ресурсов, снижается качество образования и его дальнейшее развитие, что приводит к снижению человеческого капитала и падению экономического роста страны.
Выделим основные методы совершенствования системы финансирования образования:
1) Финансирование учебных заведений необходимо производить из бюджетов разных уровней на основании установленных нормативов;
2) Расширения границ привлечения внебюджетных средств. Данное направление быть непротиворечивым и сочетаться с развитием автономии учебных заведений в распоряжении финансовыми ресурсами.
3) Рекомендовано освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.
4) Необходимо включение бюджетополучателей в процедуру разработки проекта бюджета. Это вызвано тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их спецификой, материально-технической базой, географическим расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере предусмотрены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;
5) Выделение финансов на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая финансы на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и компьютерной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
6) Создавать благоприятные условия меценатам и спонсорам, освободив их добровольные взносы в образовательную деятельность от налогов вообще или значительно их снизить. Также рекомендуется отдельно рассмотреть вопрос о льготах, которые обеспечивают стабильное значительное поступление средств из различных внебюджетных источников.
Рассмотрев и применив данные принципы можно говорить об укреплении системы образования страны, повышении благосостояния, а также увеличения экономического роста страны, который зависит от развития человеческого капитала.

Список использованной литературы:

1. Аветисян, И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007.
2. Беляков, С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. - М.: ГУ–ВШЭ, 2007. - 338 с.
3. Беляков, С. А. О налогообложении высших учебных заведений / С. А. Беляков // Университетское управление: практика и ана- лиз. - 1997. - № 2. - С. 3–8.
4. Беляков С.А, Агранович М.Л., Озерова Н.Б., Клячко Т.Л. Москва: Технопечать, Финансирование образования анализ эффективности, 2003, cерия "Управление. Финансы. Образование"
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6. Макарчева О.А. Статья «Современный механизм внебюджетной деятельности ВУЗа».
7. ФЗ «Об образовании»: от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
8. Налоговый кодекс РФ
9. Якушина Н. А. Статья: «Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации» Опубликовано 14.04.2013
10. «Доклад о человеческом развитии 2014 года» (Human Development Report 2014), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций (ПРООН).

В соответствии с действующим законодательством оснащение образовательного учреждения (далее – ОУ) может финансироваться из нескольких источников.

Бюджетные ассигнования

В первую очередь это бюджетные ассигнования в виде субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также в виде инвестиций по предусмотренным в бюджете проектам и программам.

В настоящее время принципы финансирования претерпевают изменения. В частности, осуществляется переход от финансирования содержания учреждения как организации к нормативному финансированию оказываемых им услуг. В стоимости таких услуг включаются затраты на содержание необходимого имущества и учебные материалы. Количественные (объемные) и качественные показатели подлежащих финансированию услуг определяются муниципальным заданием, данным учреждению его учредителем. Вместе с тем, требование расходования средств согласно разрешенным направлениям остается неизменным (по статьям расходов).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами с учетом разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ (Московской области) и органов местного самоуправления.

К полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится выделение местным бюджетам субвенций, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, в т. ч. на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ (Московской области).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение финансирования на содержание зданий и строений муниципальных ОУ, а также на обустройство прилегающих к ним территорий.

Финансирование ОУ, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципалитетов, осуществляется на основе, соответственно, федеральных нормативов и нормативов субъекта РФ, которые определяются по каждому типу и уровню образовательных программ в расчете на одного воспитанника, а также на иной основе.

Нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений – органами государственной власти субъектов РФ. Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ).

Целевые программы развития образования

Дополнительное финансирование возможно в рамках целевых программ развития образования. Такие программы могут разрабатываться и приниматься при формировании бюджетов всех уровней государственной власти и местного самоуправления. Средства выделяются ОУ с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг и направляются на его переоснащение, повышение квалификации кадров и т. п.

Бюджетные ассигнования в капитальное строительство объектов государственной собственности РФ, государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности в форме капитальных вложений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами, соответственно, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации (либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов).

Такие инвестиции возможны не только в объекты капитального строительства, но и на приобретение технических средств обучения и иное оснащение образовательного учреждения. Размер предоставляемого финансирования, его получатели, а также требования к направлению расходования средств определяются при разработке соответствующей программы, которая утверждается высшим органом исполнительной власти (местной администрацией – в муниципалитетах) и включается в бюджет законодательной властью (представительным органом – в муниципалитетах). Например, большое количество финансовых средств было выделено для оснащения ОУ в регионах – победителях комплексного проекта модернизации образования.

Приносящая доход деятельность

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, также могут быть использованы для улучшения оснащения ОУ. В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы от разрешенной законодательством деятельности и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе. Однако бюджетным учреждениям можно их расходовать только с соблюдением установленного законодательством порядка.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено принятие федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольных пожертвований и средств от иной приносящей доход деятельности. В настоящий момент данный закон не принят.

Сдача имущества в аренду

Отдельным источником финансирования являются доходы от сдачи в аренду имущества ОУ. Пока (до дня вступления в силу нового федерального закона) использование этих доходов регламентируется следующим образом:

  • порядок использования доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление муниципальным бюджетным учреждениям устанавливается муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пожертвования

ОУ могут оснащаться и за счет средств, полученных в качестве дара или пожертвования, а также за счет грантов. Жертвоваться могут не только денежные средства, но и имущество в материальной форме. В последнем случае имущество должно быть поставлено на баланс учреждения, учтено в органе управления имуществом и закреплено за учреждением на правах оперативного управления. Обязательным является соблюдение цели пожертвования, установленной дарителем или грантодателем. В случае использования учреждением такого имущества (в т. ч. денежных средств) не по назначению, определенному жертвователем, последний вправе в судебном порядке потребовать возврата имущества.

Целевой капитал

Образовательные учреждения также могут использовать для финансирования своего оснащения целевой капитал. Однако в силу длительности и сложности его формирования роль этого источника финансирования в настоящее время нельзя назвать существенной.

Заемные средства

Бюджетным учреждениям действующее законодательство РФ запрещает привлечение заемных средств.

Нормативные документы

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 19.07.2009)
  • Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009)
  • http://www.menobr.ru/

Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

  • Законом РФ "Об образовании" (ст. 40) установлены как минимум пять показателей финансирования образования:
    • государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода;
    • государство гарантирует защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
    • размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции;
    • доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета;
    • за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждения высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации.

Образовательные учреждения в соответствии со ст. 40 Закона РФ "Об образовании" независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. Это же подтверждено ст. 239 Налогового кодекса РФ, часть II которого была принята в 2002 г.
Ежегодным земельным налогом, согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. № 1738-1, облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. В соответствии с п. 4 ст. 12 данного Закона льготы по земельному налогу предоставляются учреждениям образования (они полностью освобождаются от налога), финансируемым за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов, а также детские оздоровительные учреждения, независимо от источников финансирования. Высшим учебным заведением министерств и ведомств РФ по перечню, утвержденному Правительством РФ, предоставляется льгота (п. 11 ст. 12).
В целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам (включая иностранных граждан), вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются законодательством Российской Федерации.
Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств устанавливаются Правительством РФ.
Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду образовательным учреждениям.
Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления.
Государство выплачивает родителям (законным представителям) государственные пособия по уходу за ребенком до определенного законодательством Российской Федерации возраста, пособия на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям (отцам), инвалидам с детства, пособия на детей военнослужащих срочной службы, несовершеннолетних детей в период розыска их родителей, а также другие социальные пособия. Суммы указанных пособий не включаются в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка (на соответствующем этапе) в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан.
Государство создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую.
Совет Федерации РФ в Постановлении "О состоянии и перспективах развития системы высшего и профессионального образования" (1998 г.) отмечал, что "ситуация в системе высшего профессионального образования Российской Федерации в последние годы в основном определялась крайне неудовлетворительным бюджетным финансированием. Следствием этого стали ухудшение условий обучения студентов, разрушение материальной базы образовательных учреждений, систематическая задержка выплаты заработной платы работникам вузов, рост объемов платного обучения, нарастание социальной напряженности в образовательных учреждениях". Совет Федерации признал необходимым отказаться на государственном уровне от экономии бюджетных средств за счет интересов образования, и осуществлять в последующие годы последовательное увеличение объемов финансирования высшего профессионального образования за счет федерального бюджета, приведя его размеры с 1999 г. в соответствие с положениями закона.
Сложные проблемы возникают в связи с налогообложением вузов, в частности, с налогами на прибыль, получаемую от обучения. Дело здесь в неопределенности статуса университетов и институтов, с одной стороны, и чрезвычайным многообразием налогов - с другой. Не всегда просто отделить чисто образовательную активность от коммерческой для правильного определения налогообложения в вузе.
В последнее время наметились реальные шаги Министерства образования РФ, направленные на решение в практической плоскости ряда из вышеперечисленных проблем. Большие возможности в этом плане заложены в идее предоставления вузам особого статуса "образовательная организация". Этот статус может дать новые возможности в рамках действующего законодательства, которое включает не только Закон "Об образовании", но и законы о бюджетных отношениях, таможенных, налоговых процедурах, Гражданский кодекс. "Их положения сейчас фактически нейтрализуют очень много из тех льгот и преференций, которые обещаны образовательным государственным учреждениям Законом об образовании. Из-за этих несоответствий вузы, пытающиеся заработать средства для развития, оказываются в путах запретов по распоряжению землей, имуществом. Драконовские таможенные правила делают бессмысленной всякую попытку образовательного учреждения купить что-нибудь дешево за рубежом и т.д."
Именно эти обстоятельства и послужили первопричиной разработки такого статуса для образовательного учреждения, который сохранил бы льготы, положенные ему по Закону "Об образовании", и одновременно предоставлял бы шанс воспользоваться теми льготами, которые определены положениями Гражданского, Налогового и Таможенного кодексов.
Смена статуса вуза с "учреждения" на "организацию" не влечет за собой ни их частичной ни их полной приватизации (чего многие первоначально опасались).
Для обеспечения финансирования коммунальных услуг вузов предлагается изыскать средства для дополнительного финансирования системы образования, реализовать часть федерального имущества системы образования, ввести частичную платность образования (дифференцированного, под строгим государственным контролем, в различных формах), ввести целевой налог (сбор) на нужды образования.
Поскольку высшее образование имеет огромное значение для экономического и культурного развития страны и поскольку от высшего образования прямо зависит благосостояние нации, государство и в будущем должно оставаться основным источником финансирования высшего образования. Сохранение ведущей роли государства в его финансировании важно еще и по следующим причинам.
Общество прямо заинтересовано в том, чтобы развитие системы высшего образования соответствовало его экономическим и социальным потребностям, обеспечивало поддержание международной конкурентоспособности. Государство должно предоставить необходимые для этого средства. Количественно измеримые выгоды от высшего образования получают главным образом выпускники вузов, отрицательные же последствия нехватку выпускников вузов будет испытывать страна в целом и все ее граждане.
Если частные фирмы или отдельные лица - исходя из собственных текущих интересов - будут определять масштабы и характер развития системы высшего образования, это может привести к тому, что она не будет отвечать долгосрочным потребностям экономики в целом, а объем инвестиций в высшее образование окажется недостаточным. Государство должно обеспечить подготовку рабочей силы нужной квалификации и в нужном объеме, а также справедливый, с социальной точки зрения, доступ к высшему образованию. Высшее образование должно развиваться в условиях стабильных "правил игры"; Правительству следует избегать внезапных изменений в финансировании высшего образования или в государственной политике в отношении высшего образования.
Рыночные реформы финансирования высшего образования оказывают непосредственное влияние на его доступность. Увеличение расходов семей на оплату обучения своих детей в высшей школе может негативно сказаться на доступности высшего образования для низших по доходам групп населения.

  • Для того чтобы обеспечить эффективность системы высшего образования и одновременно не допустить уменьшение его доступности для выходцев из семей с низкими доходами, необходимы следующие меры в сфере финансирования:
    • заключение долгосрочных соглашений между вузами и государством, предусматривающих финансирование различных специальных программ (это может обеспечить сохранение доступности высшего образования для малообеспеченного населения, представителей национальных меньшинств);
    • учет материального положения студентов и выпускников вузов при предоставлении образовательных кредитов и стипендий. Следует предоставлять такие кредиты, выплата задолженности по которым осуществляется в зависимости от доходов выпускников вузов. Если доход выпускника не достигает определенного минимального уровня, выплата задолженности должна откладываться.

На решение указанных проблем направлено, в частности, планируемое Министерством образования РФ внедрение так называемых государственных финансовых именных обязательств для студентов, обучающихся на коммерческой основе, в зависимости от степени успешности сдачи вступительных испытаний.
Как отмечает министр образования В.М. Филиппов, "самая большая проблема - частные средства". По его мнению, те ограничения на возможности негосударственного финансирования образования, которые существуют сейчас, в основном приводят к тому, что, во-первых, образование недофинансируется, во-вторых, потребители образовательных услуг не имеют возможности получить их даже тогда, когда готовы за них заплатить. И, в-третьих, финансовые потоки в образовании вынужденно загоняют в тень, лишь бы из-за нынешнего статуса учреждений образования не быть втиснутыми в прокрустово ложе Бюджетного кодекса.