Классный час по художественно-эстетическому воспитанию "этикет и мы". Внеклассное мероприятие по эстетическому воспитанию "Что такое красота? Кл часы по художественно эстетическому воспитанию

Анализ внеклассного мероприятия

Класс 10 Классный руководитель Романова Е.А.

Дата проведения: 23.03.2015

Тема мероприятия: « «Эстетическое воспитание и хорошие манеры»»

Форма проведения: классный час «Эстетическое воспитание и хорошие манеры» является частью системной работы, т.к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися 10 класса

ТСО: мультимедийный проектор

Оформление: карта-схема

Цель:

    ознакомление учащихся с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»;

    рассказ о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере школьной жизни.

Количество участников : 19 (7 мальчиков, 12 девочек)

1.Оценка содержания воспитательного мероприятия

Данный классный час соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

2. Оценка способов деятельности учителя и учеников.

Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу.

Учитывая возрастные особенности учащихся, в мероприятие были включены: Online тестирование «Присущи ли тебе хорошие манеры», карта-схема .

Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все учащиеся класса были включены в проведение мероприятия.

3.Оценка основных характеристик и поведения учеников и учителя

этического общения и хороших манер

Анализ деятельности воспитателя

    Действия классного руководителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, сценарий соответствует возрастным особенностям шестиклассников

    Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

4.Оценка цели и результата воспитательного мероприятия

    Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

    В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания этического общения и хороших манер . Мероприятие было направлено на формирование чувства к прекрасному.

    Результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения Online тестирования «Присущи ли тебе хорошие манеры», карты-схемы этического общения и хороших манер учились общаться друг с другом, красиво и эстетично одеваться.

    Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

    Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения.

    Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

5. Выводы по проведению мероприятия

Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач.

6.Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся: учить детей делать выводы, обобщать, анализировать

Классный руководитель

Классный час «Эстетическое воспитание и хорошие манеры»

Дата: 23.03.2015

Класс: 10

Классный руководитель Романова Е.А.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «эстетическое воспитание», «хорошие манеры»; раскрыть взаимосвязь эстетического познания моды и манеры одеваться «к месту и во время»; рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия хороших манер на примере школьной жизни.

План

    Организационный момент

    Вступительное слово учителя

    Обсуждение презентации (мнения учащихся)

    Тестирование Online

    Карта-схема эстетического общения и хороших манер

    Составление модели выпускника 10 класса

    Подведение итогов

Ход классного часа

1. Формулировка темы и целей

2. Эстетика - от греческого - чувственное восприятие - наука о закономерностях и формах творчества по законам красоты (М.Ф. Овсянникова, 1983).

Термин "эстетика" впервые был введён в литературу немецким теоретиком искусства А. Г. Баумгартеном . Его труд «эстетика» был опубликован в 1750 г. С этого времени термином "эстетика" стали обозначать определённую отрасль научных знаний.

Возникновение эстетических идей относится ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Как система знаний об эстетических отношениях человека к действительности эстетика появилась в античной Греции» Материалистическая эстетика утверждает, что прекрасное - это жизнь, действительность.

"Под красотой" - писал М. Горький , - понимается такое сочетание различных материалов, а так же звуков, красок, слов, которое придаёт созданному. сработанному материалу человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум, как сила, возбуждающая в людях удивление и гордость

Давайте перейдем от громких фраз об эстетике к эстетике воспитания сегодняшнего выпускника

Воспитания повседневной жизни включает в себя такие понятия, как эстетика отношений, эстетика поведения, эстетика обстановки и одежды, общей культуры, вежливости, навыков личной гигиены, умения поддерживать убранство квартиры, красиво одеваться существенно влияет на их эстетическое развитие и воспитание. Эстетика умения одеваться в «ногу» с модой

Общей культуры и вежливости (хорошие манеры)

4. Помимо всего выше сказанного нужно еще упомянуть о профориентационной эстетике. При устройстве на работу многие уважающие себя фирмы запрашивают либо электронное резюме, либо портфолио, либо проводят тестирование onlin . Давайте пройдем с вами небольшой тест «Присущи ли тебе хорошие манеры»

5. Основой эстетики повседневной жизни является эстетика отношений между людьми а прежде всего между членами семьи, друзьями и одноклассниками.

(Мальчики составляют карту-схему эстетического общения и хороших манер)

6. В качестве подведения итога нашего разговора давайте попытаемся составить модель выпускника 10 класса, вспомните пожалуйста наши классные часы «нравственности и нравственного поведения»

    Подведение итогов

Торговый центр

общественный транспорт

больница

ресторан

дискотека

Тема: "Что такое красота?
Цели: выяснить представление детей о красивом в жизни, природе, искусстве; способствовать формированию нового понятия "чувство красоты"; дать доступные сведения о людях, создающих красоту; воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Оборудование: корона для царевны Несмеяны, музыкальное сопровождение, Книга с иллюстрациями «100 красивейших городов мира», поделки, изготовленные детьми.

Ход занятия

1. Сообщение темы.
-На уроках по эстетике мы будем беседовать о красоте, которая нас окружает.
-Ребята, что бы вы могли назвать красивым?

2. Вступительная беседа.
– Вспомните, что красивого вы видели, когда шли в школу.
-Красивое можно увидеть (цветы, картину, море, небо, танец и т. д.), услышать (песню, музыку, плеск волны, шелест листьев и т.д.), почувствовать красоту доброго, благородного, мужественного поступка. Таким образом, красота – это все то, что нас окружает и доставляет нам радость, приятное, делает нашу жизнь интереснее, богаче.

3. Музыкальная пауза
-Послушайте музыку. Вам понравилась эта мелодия? Что вы себе представляли, когда слушали ее? А теперь под эту музыку выполним разные движения. Какое у вас стало настроение? Почему?

4. Конкурс «Царевна Несмеяна»
-Одна из самых лучших, самых высоких способностей человека – это уметь удивляться. Но, к сожалению, этот дар не каждому дается от природы, точно так же, как не каждый обладает от рождения музыкальным слухом или чувством юмора.

Вспомните русскую сказку о царевне Несмеяне, которую ничто не могло рассмешить. Попробуйте представить эту царевну на веселом детском празднике, на котором все дети смеются, радуются, а бедной Несмеяне вовсе не смешно. Она и понять не может, над чем смеются другие и что же такое веселье? Ведь злой волшебник у нее отнял дар удивляться всему смешному и веселому.

Давайте поможем царевне Несмеяне избавиться от злых чар волшебника. Попробуйте рассмешить нашу царевну.
5. Рассказ учителя
-Есть и такие люди, которые лишены чувства красоты. У них может быть хорошее зрение, хороший слух, но они не видят и не слышат, не умеют удивляться красоте. И таким людям жить очень трудно, ведь они вообще не видят вокруг прекрасного. Значит, вся красота жизни для них наглухо закрыта...

– Можно ли в такой беде помочь и как? Что бы вы посоветовали таким людям?

Нам очень жаль людей, которые равнодушны к красоте своего города, леса, речного берега, к закату солнца, к нежной музыке, к цветам, к голосу соловья и т. д., и если им не помочь, то такие люди могут принести немало бед. Например, человек, который любит и ценит красоту, никогда не сломает ветку березы, никогда не сорвет с клумбы цветок, не бросит камнем в птицу, а, наоборот, будет сам стремиться сделать что-то красивое, порадовать других.

6. Рассказ учителя о людях, создающих красоту
-Давайте поговорим о людях, создающих красоту.
-Назовите людей, которые работают над тем, чтобы у нас в стране все было красиво, все радовало бы глаз человека, создавало бы хорошее настроение.
- Это дворники, которые делают улицы чистыми. Это садовники, строители, архитекторы, которые создают красивые города. Это парикмахеры, портные, которые заботятся о красоте человека. Это музыканты, художники, поэты, писатели, это все люди, которые трудятся и любят свою Родину.

7. Итог занятия
-Дети! Будьте активными создателями красоты, будьте настоящими друзьями ее.
- Какие красивые дела вы можете сделать в школе, классе, дома, на улице?
-Например, мы можем оформить красиво класс и поддерживать всегда в нем чистоту и порядок, посадить цветы, деревья и ухаживать за ними, а самое главное самим не портить красоту, созданную людьми и природой и не позволять это делать другим.

8. Дети украшают класс своими поделками, поливают цветы, наводят порядок в классе.

Классный час в 5 классе на тему «Эстетика поведения и этикет»

Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

И. Гете

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете , правилах поведения, но главное направление разговора - формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим.

Значительную часть сценария занимает беседа, направленная на мотивацию культурного поведения, формирование положительной оценки хороших поступков. Пятиклассникам не всегда удается объяснить, почему им нужно вести себя культурно.

Практическая часть требует некоторой психологической подготовки: пятиклассники обычно стесняются проявлять вежливость и учтивость по отношению к девочкам. Нужно им объяснить, что это всего лишь упражнение - упражнение в культуре поведения, такое же, как физическое упражнение. Только там наращиваются мышцы, а здесь растет общая культура. А она, кстати, у каждого мужчины проявляется прежде всего в том, как он относится к женщинам.

Цели: расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни и опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

Подготовительная работа с детьми

Предупредить девочек (каждую в отдельности), чтобы они подыграли ребятам и помогли им выполнить упражнения по этикету, объяснив, что игра поможет их взаимоотношениям с мальчиками, улучшит атмосферу в классе.

Оборудование

Заготовить лотерейные билеты с номерами от 1 до 15 (по количеству мальчиков в классе). По ходу игры мальчики тянут билеты с номерами заданий, учитель читает по книге задания, а мальчики выполняют упражнения по этикету. В карточках нужно указать конкретные имена и фамилии девочек класса.

Оформление класса

На перемене перед классным часом записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

2. Работа в группах. Проблемные вопросы.

3. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

4. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».

5. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Классный руководитель. Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

Дикая груша растет где попало и как попало, а культурная - в саду.

За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают.

Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Классный руководитель. Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерный ответ детей:

Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.

Классный руководитель. Как вы считаете, людям прият. нее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интересно и приятнее.

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

Можно привить правила культурного поведения, хорошие манеры.

Можно привить хорошие навыки, привычки.

Классный руководитель. Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети (хором). Культурным.

Классный руководитель. Что значит быть культурным человеком?

Примерные ответы детей:

Это значит соблюдать правила культурного поведения.

Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.

Классный руководитель. Я с вами согласен. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

Примерные ответы детей:

Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

Того, который ничему не учился.

Того, которого никто не уважает.

Классный руководитель. Действительно. Обтесать бревно или камень - значит сделать их гладкими, блестящими. Неотесанный - значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объясняется значение этого слова в словаре Даля.

Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

II. Работа в группах. Проблемные вопросы

Классный руководитель. Ребята, правила культурного поведения называются этикетом. Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься!

В связи с этим у меня появилось к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам. (Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда.)

1. Итак, первая группа: почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей.)

2. Вторая группа: почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека.)

3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это - неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать.)

4. Четвертая группа: почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что - это неуважение к труду дворников и к другим людям, которым неприятно видеть мусор.)

5. Пятая группа: почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это - неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы.)

6. Шестая группа: почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это - неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится.)

III. Разбор и оценка ситуаций. Кто здоровается первым?

Классный руководитель. Уважение к окружающим - это закон для культурного человека. Этот закон обязательно включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот закон?

Послушайте рассказ «Кто здоровается первым?».

«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил Учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером в° дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5-Б. Он буквально сверлил ее базами - и представьте себе, она даже не сказала "привет". Всю ночь Димка Мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг Него зреет заговор».

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?

Примерные ответы детей:

Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Классный руководитель. Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!

Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. "Здравствуйте, баба Катя!"- закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решила, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!

Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: Здравствуйте Иван Иванович! Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: "Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего". Расстроенный, Димка пошел к 5-Б классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию».

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей:

Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену.

Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

Когда встречаются двое мужчин одного возраста и положений (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первый протянет руку для рукопожатия.

Классный руководитель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.

IV. Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея»

Классный руководитель. А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.

Мальчики выходят к доске.

Классный руководитель. Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на котором будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.

Итак, начинаем. Кто первый?

Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий. Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.

Задания для карточек:

1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед.

С девочкой учителю нужно договориться заранее, что, как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери.

2. Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.

Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо».

3. Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.

Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто.

4. За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.

Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»

5. Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.

Нужно взять трубку, сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»

6. Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.

Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста».

Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске.

7. Вы чихнули. Ваши действия.

Нужно сказать: «Простите».

8. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.

Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти».

Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.

9. Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.

Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером».

10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия.

Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: «Садитесь, пожалуйста (имя, отчество учителя)».

11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелайте ей чего-то хорошего.

12. Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелайте им чего-нибудь хорошего.

13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

Нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу».

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку).

14. Скажите всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»

15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия?

Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть.

Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки.

Классный руководитель. Наша лотерея подошла к концу- Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется беспроигрышной? Что вы выиграли в этой лотерее?

Примерные ответы детей:

Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.

Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.

Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

V. Подведение итогов

Классный руководитель. Мыс вами живем в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?

Примерные ответы детей:

Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга.

Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся.

Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.

Дополнительный материал

Для разговора об этикете

Классный руководитель. Итак, культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет. Этикет в переводе с французского - это правила культурного поведения, которые нужно знать каждому человеку.

В России первые правила поведения были записаны в книге «Домострой». «Домострой» учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла...» Находим мы в Домострое и такое золотое правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

Царь Петр Первый часто давал балы, на которых бывали послы из других стран. На этих балах и приемах молодые люди могли найти себе невесту, сделать карьеру. Но, для того чтобы достичь успеха, нужно было уметь себя вести. Тогда-то и появилась книга о культуре поведения. Там были, например, такие правила: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало». И многим это помогало казаться культурными, воспитанными людьми. Книга эта называлась «Юности честное зерцало». Как вы понимаете эти слова?

Примерные ответы детей:

Книжка - как зеркало, глядя в которое будешь выглядеть честным и красивым.

Это зеркало, которое честно показывало молодежи ее бескультурье.

Это волшебное зеркало, в котором ты видишь только хорошее.

Для дополнительного классного часа такой же тематики

Сценарий воспитательного дела . Сценка-легенда о Вавилонской башне.

Ученики разыгрывают сценку.

Автор. На всей земле были один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали люди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде, нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь...

Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого.

Выходят ведущие.

Ведущий 1. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с вами находимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказали ребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню, зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи.

Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово «здравствуйте» на 4 разных языках.

Здороваясь друг с другом, все участники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).

В результате должны получиться 4 команды (далее будем называть их «народами»).

Ведущий 2. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но это может получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие на разных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем «народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли они найти общий язык, даже если говорят на разных языках.

Каждому «народу» будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильно его выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всем вместе.

Ведущий 1. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первого задания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Название должно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов.

Ведущий 2. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, в Японии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются. В Бурятии говорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его за спину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку к сердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед.

Ведущий 1. Время на подготовку 3 минуты.

«Народы» готовятся и выполняют первое задание.

Ведущий 2. Во все времена между народами развивались торговые отношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредством жестов.

Рассказ двух учеников о жестах. Один ученик рассказывает о жестах другой ученик показывает их.

Ученик 1. Жест в Японии «большой палец вверх» означает старший по положению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии «положись на меня». Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает «я». Когда нам нужно сказать «тише» мы заменяем это слово на жест: поднимаем указательный палец вверх и прикладываем ко рту. Этот жест используется как в России, так и в Японии.

Ученик 2. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим и указательным пальцами правой руки, означает «о"кей», т. е. «все в порядке».

Такой же «ноль» в Японии означает «деньги». А вот в Португалии, Испании и некоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее - там он воспринимается как нечто непристойное.

Ведущий 1. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купить что-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использовать пантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что они хотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, о чем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе.

Ведущий 2. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например: в Париже это Эйфелева башня, в Москве это Кремль и т. д. Теперь всем «народам» придется придумать свое чудо света.

На подготовку - 3 минуты.

Ведущий 1. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, что один из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можно одним только способом - узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен.

Ведущий 2. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается пленник и тот, кто будет его спасать. Предварительно спасатель ощупывает руку пленника, стараясь запомнить ее. Затем спасателю завязываются глаза, и он из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника.

Участники выполняют задание.

Ведущий 2. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашей встречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, и теперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надо основательно, чтобы башня получилась крепкая и никакая сила не смогла разрушить ее.

Дети «строят» башню.

Ведущий 2. Вы построили высокую башню, а для того чтобы она оставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент, основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете, что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами?

Дети. Взаимопонимание, доверие между народами.

Ведущий 1. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобы сохранялись прочные взаимоотношения между людьми и был мир во всем мире?

Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башни одно качество, самое важное, на ваш взгляд.

Ребята выполняют задание.

Ведущий 1 (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы все люди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом свете было бы сделано много больших, красивых, добрых дел на благо всему человечеству.

Этикет и мы

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения, дать представление каково должно бать обращение к людям в зависимости от ситуации.

Форма поведения: игра.

Ход игры.

Учитель. Трудно представить себе человека, который не хотел бы держаться уверенно, раскованно, свободно в любом обществе и компании. Каждый мечтает нравиться, привлекать к себе окружающих манерами, внешностью, умением чувствовать себя свободно в самой сложной ситуации. Как добиться этого? Очень просто – овладеть искусством этикета общения.

    Викторина «Этика поведения».

Вопросы:

    Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего - «Здравствуйте»; кивок и жест - при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родственников или близких старых друзей; пожилой мужчина может приветствовать наклоном головы сидя).

    Кто первым здоровается при входе в помещение?

(Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

    Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами семьи хозяйка (хозяин) представляют сначала...»

(...новых знакомых, если они моложе родителей).

    Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый?

(Входит первой всегда дама).

    В театре, кинозале пройти к месту. Кто идет первым?

(Ищет и ведет к месту мужчина).

    Спускаются по лестнице. Кто идет первым?

(Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама).

    При входе в общественный транспорт кому отдается первенство?

(Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят - наоборот).

    В разговоре по телефону, кто здоровается первым?

(Позвонивший, представившись)

    При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен

перезвонить?

(Позвонивший).

    Какой подарок считается ценным?

(тот, который изготовлен своими руками).

    Что вы сделаете, когда вам подарят конфеты и пирожные?

(нужно угостить гостей).

    Что вы должны всегда иметь в кармане?

(носовой платок).

    Как вы понимаете слово «пунктуальность»?

    «Сервировка стола».

За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе:

тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку.

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола на 4-5 см, справа от

тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку).

    «Цветок вежливости».

Учитель выносит ромашку, на лепестках которых написано: приветствия, прощания, благодарность, извинения.

Каждая команда берет лепесток и выполняет задание: «вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та команда, которая больше таких оборотов вспомнит.

    «ТЫ» и «ВЫ» в общении.

Учитель. «Ты» и «Вы» - местоимения, которые употребляются вместо имени. Личные местоимения имеют прямое отношение к этикету. Они связаны с самосознанием и названиями собеседника, что «прилично» и что «неприлично» в таком названии.

Вы, наверное, часто слышали: «Я Вам не «ты»! говорите мне «Вы» или: «Не тычьте, пожалуйста!».

Так когда же прилично по правилам этикета говорить «Вы», а когда «ты»?

1-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Вы»?

2-я команда. Кому и при каких обстоятельствах мы говорим «Ты»?

    «Правила поведения».

    В театре.

    На выставке.

    «Обсуждение ситуаций».

    Девочка пьет чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?

(чтобы не мешать окружающим).

    Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?

(гости хотели сделать приятное, и именинник не должен их огорчать).

    Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимет. Зачем существует такое правило?

(помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?).

    Как известно, правило идти впереди своей спутнице, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему?

(при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице).

    «Поведение за столом».

    Как надо есть хлеб, бутерброды?

(Хлеб берут руками, и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

    У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам).

    Что такое «шведский стол»?

(Прием, посетители, которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившееся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах).

    Как едят бисквитные торты?

(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой).

    Как едят слоеные пирожные и пироги?

(Слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках)

    Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать?

(Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы).

    С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть?

(Не имеет значения, просто с тупого удобнее).

    Как едят птицу в гостях?

(с помощью ножа и вилки).

    Как поступить с бульоном или супом, которые подаются в чашках?

(пьем, не пользуясь ложкой).

    Как поступить с супом, если его остается небольшое количество в тарелке?

(небольшое количество супа остается в тарелке).

    Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас. Каковы ваши действия?

(попросите передать его).

    Вам подали второе мясное блюдо. Как следует его есть?

(постепенно отделять маленькие кусочки от целого).

    Подведение итогов.