Презентация "Знакомство с Полхов -Майданской росписью" презентация к уроку по рисованию (подготовительная группа) на тему. Сказочная роспись полховского майдана Матрешка полхов майданская рисунок

Сказочная роспись Полхова Майдана

Учитель ИЗО и МХК, 1 квалификационной категории, МБОУ гимназии № 30 г.Ульяновска: Бутузова Наталья Витальевна.


Необходимые в быту вещи все народы издревле стремились сделать удобными и красивыми. Мы не перестаем удивляться изделиям народных мастеров.

  • Яркая и пышная, Роспись необычная, Крупные цветочки, Зеленые листочки

Изделия мастеров Полхова-Майдана

История промысла. Село Полховский Майдан – лесная, удалённая от железных дорог местность. Замечено, что деревни, в которых процветают ремёсла, располагаются поблизости от монастырей. Майдан тоже находится неподалёку от Дивеева монастыря. Раньше это были центры не только духовной жизни: у монастырей были деньги, от них шли заказы на те же деревянные ложки и посуду. Крепостные крестьяне, сбегавшие от хозяев, оседали вблизи монастырей и под их защитой – этим можно объяснить и не совсем русское название села и дух местного населения.


ПОЛХОВ МАЙДАНСКАЯ РОСПИСЬ - производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородской области. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное слово, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

С середины 19в. в селе Полховский Майдан стали производить некрашеную токарную деревянную посуду, игрушки, так называемое «белье». Полхов-майданские сувениры – это погремушки, птички-свистульки, каталки на палочке, грибочки, копилки, матрешки, пистолеты-хлопушки. Все эти изделия называли забавным словом «тарарушки».

Точили так же посуду - ложки, солонки, кубки, поставки, вазы, тарелки и миски, бочонки, шкатулки.

Веселое сказочное царство расписных игрушек и посуды приковывает внимание изобретательностью и разнообразием форм, радует своей праздничной красотой.


Яркими узоры эффектно сочетались с светлым фоном дерева.

Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками.

В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

«цветы с наводкой»-

Роспись без контура

Ш ироко распространен прием «Пестрение» -


А чтобы изделия глаз радовали, их стали расписывать яркими узорами, которые эффектно сочетались с светлым фоном дерева. Для росписи чаще всего используют мотив шиповника и розы, которые для заполнения пространства соединяют веточками с небольшими цветами, листочками и ягодками. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки.

Пишут анилиновыми красками по загрунтованной крахмалом поверхности.

В росписи используют разнообразные приемы:

«цветы с наводкой»- цветочная роспись, очерченная чётким чёрным контуром пером и тушью с последующей заливкой плоскостей цветом.

«цветы без наводки» или «травки» - роспись без контура

Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупрозрачным расплывом.

Ш ироко распространен прием «Пестрение» - простейшая кистевая роспись мазками, точками, прямыми и зигзагообразными линиями, завитками, сцепленными в один ряд.


При росписи применяют чистые яркие краски: желтую, малиновую, переходящую в и розовые оттенки, синюю, которые при смешивании и наложении друг на друга дают не менее яркие и красивые красные, зеленые и фиолетовые цвета.

Краски при росписи следует наносить в один слой. Для получения цвета путем наложения красок их наносят в такой последовательности: сначала изделие раскрашивают более светлыми цветами, затем - более темными.

После росписи изделие лакируют.

Стиль полхов майданской росписи, контрастный по цвету, с пышным и ярким узором, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира.


Та-ра-рушки, Та-ра-рушки – Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные, да нарядные, не – на – глядные…



Матрешка из Полхов-Майдана



«Цветочная наводка», «пестрение» Разживка листьев

Разживка на цветах


Мотивы росписи Полхова –Майдана. Композиция росписи: * Направление сказочной веточки зависит от формы посуды. * Если узор идет по поверхности предмета горизонтально в полосе, то он похож на венок с повторяющимися элементами. * Композиция узора в круге может быть симметрична. Элементы расположены по кругу, а в центре – розан. Либо ветвистая веточка идет снизу вверх, а свободное пространство заполняется цветами, яблочками, листочками.


Последовательность выполнения росписи.

* Сначала наметим силуэт узора простым карандашом. Волшебная веточка красиво изгибается. * В изгибы помещаем яблочки, цветы, листики, ягодки. Цветовое решение узора. Какие цвета используют мастера Полхов-Майдана? (желтый, красный, зеленый, синий) Посмотрите последовательность работы над узором в цвете 1. Заливка желтым цветом


2. Проработка другими цветами 3. Завершающий этап – обводим контур черным цветом. Самостоятельная работа. Выполнить роспись посуды по традициям Полхова-Майдана


Рефлексия. Заверши фразу:

Мы узнали нового на уроке о…….

Все изделия делали из…..

В селе Полхов-Майдан изготавливали ……..

Основные мотивы росписи посуды это….

Мастера используют в росписи основные цвета…..

Необычное в этой росписи то, что…..

- Кому эта роспись понравилась больше, чем те, с которыми мы уже были знакомы раньше?

Лариса Щеголева

Цель : Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи .

Задачи : - Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи - «наводка» (обводка рисунков черным цветом) ;

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам;

Заполнять узором большую часть.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Нижегородская область богата мастерами : славится она Хохломской росписью , Городецкой, Семеновские матрешки известны всему миру .

В селе Полховский Майдан на юге Нижегородской области зародился еще один вид росписи , от названия села её так и назвали «Полхов – майданская » .

Лесов вокруг было много, а зимние вечера длинные, и семья коротала время изготовляя посуду (тарелки, ложки, солонки, сахарницы, шкатулки, коробочки и игрушки – тарарушки (матрешки , тройки и лошадки - одиночки, свистульки) из древесины липы и осины : мужчины вытачивали, а женщины и дети их «оживляли» - раскрашивали. Потом эти изделия продавались на ярмарке и, для крестьянской семьи это было дополнительным доходом.

Рисунки на посуде и игрушках были яркие, красивые, поднимали настроение и создавали атмосферу праздника, Это про них говорили : «Не бьется, не ломается, а кто купит – удивляется» .

2. Основная часть.

Я предлагаю попробовать себя в роли мастеров - Полхов – майданской росписи .

Чем же выделяется данная роспись : в раскраске преобладают желтый, красный, зеленый и синий цвета. Рисунок имеет четкий черный контур. Изображаемые цветы, как правило : роза, мак, шиповник, георгин; они крупные и яркие уже распустившиеся или в стадии бутона.

Итак, приступим, расписываем матрешку .

1. Заготовляем конуры матрешек , в спадающей на плечи накидке, вместо сарафана на ней овальный передник.

2. Простым карандашом прорисовываем рисунок (мастера, прорисовывают его тушью) .




3. Если фон белый, рисунок закрашиваем желтым цветом (цвет накладывается на желтый фон) .


4. Красным цветом, мазками закрашиваем цветы, а зеленым листья (оставляем желтые пробелы) .



5. Пока сам рисунок сохнет, рисуем лицо (волосы, глаза, носик, ротик и щечки, раскрашиваем платок – накидку и нижнюю часть матрешки .



6. Обводим рисунок черным контуром («наводка» ).

Наша матрешка готова .


3. Рефлексорно - оценочная.

Рассматриваем рисунки .

Обсуждаем, что понравилось, что вызвало затруднение, вспоминаем что называется «наводкой» .





Публикации по теме:

«Мы веселые матрешки». Конспект занятия в рамках цикла «Знакомство с народными промыслами» (вторая младшая группа) «Мы веселые матрешки» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ЦИКЛА «ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ» (вторая младшая группа). Цель Познакомить с самой.

Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно - эстетическое. Интеграция.

На неделю "Игры и игрушек" мы знакомились с народной игрушкой-Матрешкой. Детки с удовольствием играли-собирали и разбирали матрешку. Так.

Конспект игрового занятия по формированию столового этикета для детей 3–4 лет «День рождения Матрешки» (младшая группа) "День Рождения Матрешки" Программное содержание: -учить детей поэтапной сервировке стола; -развивать навыки аккуратности; -воспитывать бережное.

«Сарафан для матрешки». Конспект занятия по рисованию вторая младшая группа Конспект занятия по рисованию «Сарафан для матрешки» Воспитатель: Заиченко Е. Н. Для детей второй младшей группы Цель занятия: знакомство.

Проект на тему «Полхов-Майданская матрешка»

Введение ………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Полхов-Майданская матрешка как часть культурного

наследия народа…………………………………………………………………… 5

1.1 История возникновения и развития Полхов-Майданской матрешки……... 5

1.2 История возникновения технологии папье-маше…………………………... 7

1.3 Особенности росписи полхов-майдан……………………………………….. 9

1.4 Особенности технологии папье-маше……………………………………… 13

1.5Технология изготовления Полхов-Майданской матрешки……………….. 15

1.6 Технология изготовления макета способом папье-маше………………….. 18

Глава 2. Технологические особенности изготовления Полхов-Майданской матрешки………………………………………………………………………….. 20

2.1 Этапы технологии изготовления Полхов-Майданской матрешки………... 20

2.2 Методика проведения внеурочного занятия……………………………….. 23

2.3 План-конспект внеурочного занятия «Русские матрешки»……………….. 25

Глава 3. Методика проведения внеурочного занятия………………………….. 32

Заключение………………………………………………………………………... 35

Список литературы ……………………………………………………………… .36

Введение

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.

Актуальность данного проекта заключается в том, что народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству школьника. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на произведениях народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания дошкольника и развития его художественно – творческих способностей.

Проблема и актуальность обосновали выбор темы проекта «Полхов-Майданская матрешка»

Цель: вызвать интерес и уважительное отношение к декоративно- прикладному искусству России через знакомство с Полхов- Майданской матрешкой.

1.Изучить историю возникновения и развития Полхов- Майданской матрешки.

2. Выяснить историю возникновения технологии папье- маше.

3. Узнать особенности росписи полхов- майдан.

4. Исследовать особенности технологии папье- маше.

5. Овладеть технологией изготовления Полхов- Майданской матрешки.

6. Освоить технологию изготовления макета способом папье- маше.

Обобщение.

    Собрать информацию об истории и особенностях росписи Полхов-Майданской матрешки.

    Освоить технику лепки способом папье-маше.

    Освоить способы росписи полхов-майдан.

    Продемонстрировать готовые игрушки, составить фильм или презентацию о жизни Полхов-Майданскй атрешки.

Форма проекта: макет.

Срок реализации: май 2016 года.

Ожидаемые результаты:

    Расширить знания о Полхов- Майданской матрешке.

    Научиться изготавливать макет Полхов- Майданской матрешки и ее росписи.

Глава 1. Полхов-Майданская матрешка как часть культурного наследия народа

1.1. История возникновения и развития Полхов-Майданской матрешки.

Село Полховский Майдан расположено на речке Полховка в Вознесенском районе Нижегородской области. Вокруг только лес да овраги. Именно на эти земли в 1667 году после подавления восстания под руководством Степана Разина прибыли ссыльные, высланные по легенде с Дона за участие в крестьянской войне, они и стали основателями Полховского Майдана. "Майдан" – слово старинное, означает "сборище людей", а реку назвали "Полховка" потому что всполошные (ссыльные) люди на ней поселились. Вот и получается: сборище на Полховке – Полховский Майдан.

От названия села пошло и название знаменитого промысла – полховско-майданской росписи. При росписи деревянная основа покрывается жидким картофельным крахмалом, затем металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками – розовой, красной, зелёной, жёлтой, синей. Но может применяется исвободная кистевая роспись. Яркость росписи достигается с помощью техники "лессировок" (наложение чистых красок слоями одна на другую) и сочетания контрастных цветов (красный – зелёный, жёлтый – синий и т.д.). Основные элементы – цветы (роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись чаще всего представлена сельским пейзажем с речкой, домиками, мельницей на берегу, и обязательно рисуется небо.

Полхов-майданская роспись имеет недолгую, но довольно интересную историю развития. Возникла она в начале XX в., на базе токарного промысла, существовавшего здесь, по преданию, с конца XVIII века. Местные крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла обычно делят на два типа: Первый - это детские игрушки, матрешки, грибы, пасхальные яйца (шарики, пугачи, погремушки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки); Второй - это традиционная русская посуда и шкатулки (солонки, кубки, чаши, сахарницы, поставки, самовары, коробейки и коробочки). Все эти изделия щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. В них довольно слабо выражено утилитарное начало. Видимо, поэтому их прозвали «тарарушками» , что в народном понимании означает вещи несерьезные, для забавы.

Народные промыслы издавна были семейным занятием. Как правило, мужчины делали заготовки - так называемое "белье", а женщины расписывали готовые изделия.

Так вот, в каждой семье, где исстари занимались этим промыслом, утверждали, что именно их «бабушки-дедушки» первыми начали расписывать тарарушки, но ни первых игрушек, ни документов, где бы они упоминались – не было…

Точно известно, что в 1916 г. крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич привез в село выжигательный аппарат. На игрушках стали выжигать рисунки. С выжиги в 1926 году перешли на «разделку» масляными красками. С 1933 года роспись игрушек в Полховском Майдане стала производиться уже не масляными, а спиртовыми (анилиновыми) красками. Предметы, окрашенные анилиновыми красителями, приобретали необычайную яркость, были очень эффектны.

Пример полховцам, очевидно, подали понемногу и загорцы, и семеновцы, и мериновцы, перенес это искусство на местную почву не один человек. Кому-то приглянулись матрешки; другому удалось узнать о крахмальной подкладке и более удобных спиртовых красках; третий нарисовал цветок шиповника; четвертый добавил к нему «яблочко»; пятый взял с «пукетовых» лент набор цветов; шестой вспомнил старинные набойки и, упростив, стилизовал цветок, как делали это народные художники двести-триста лет назад.

1.2 История возникновения технологии папье-маше.

Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго­товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме­шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Для современного потребителя изделия из папье-маше при­влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.
1.3 Особенности росписи полхов-майдан.

Стилистические особенности полховско-майданской росписи складываются в 20-е годы. Выжигание полностью вытесняется росписью сначала масляными, а затем анилиновыми красками. Основные мотивы росписи: цветы, птицы, сельский пейзаж, фрагменты архитектуры.

Росписи предшествует нанесение на загрунтованные крахмалом формы токарных изделий рисунка пером. В пределах черных контуров, составленных тушью, алыми, желтыми, синими, фиолетовыми, зелеными цветами анилина кистью наносится роспись. Краски локальными яркими цветами покрывают изделия. Растительные мотивы орнамента соседствуют с пейзажными картинками - домиком на берегу реки, кустами, над которыми расцветает «алая заря».

Из анилиновых красителей мастера росписи отдают предпочтение насыщенным, активным цветам: ярко-желтому, ярко-красному, ярко-фиолетовому. В росписи используются основные цвета - красный, зеленый, синий. В наложении красок - своя очередность. Сначала наносится самый светлый - желтый цвет. Затем начинаются комбинации с цветом. Перекрытый ярко- красным или алым желтый цвет приобретает особую интенсивность и сочность. Тот же желтый в соединении с синим дает яркую зелень.

В современных изделиях мастеров Полховского Майдана прослеживается несколько разновидностей росписи. Среди них наиболее известная и самобытная - «цветы с наводкой», когда рисунок предварительно наводится тушью, а затем в пределах его контуров осуществляется заливка цветом (см. цв. вкл. 10). «Цветы без наводки», или «травки», - роспись, напоминающая букеты на семеновских матрешках, когда кистью без предварительного нанесения контура пером свободно пишутся листья, цветы, стебли растений. Существует прием росписи, называемый «пестрение», - линейные мазки, отводки, черные точки, рябенький рисунок из спиралей. Краски этих узоров наносятся приспособлением из плотно свернутой капроновой ткани.

Роспись «домики» - кистью рисуется пейзаж с видами архитектурных сооружений.

Роспись «под масло» - по цветному фону, зеленому, коричневому или малиновому рисуют черные ветки, потом все покрывают лаком, а уж затем «тычками» кладут разбавленную масляную краску или нитрокраску светлых тонов, слегка подкрашенную анилиновыми красителями, так наносят ягоды и соцветия в росписи.

Расписанные изделия сушат, а потом дважды лакируют, благодаря чему рисунок закрепляется. Лакируют изделия масляным лаком 4С, к которому добавляют немного растворителя - очищенный скипидар или уайт- спирит. Под блестящей пленкой лака и без того яркие краски приобретают еще большую выразительность и глубину.

Одновременно с семейными мастерскими в селах Полховский Майдан и Крутец, где изделия создает буквально вся семья: отец и старшие сыновья изготовляют формы на токарных станках, а женщины их расписывают,- существует производственное объединение «Полховско-Майданская роспись» с центром в с. Вознесенское и филиалами токарного и живописного цеха в с. Полховский Майдан.

В настоящее время это довольно большое предприятие, на котором трудятся опытные мастера и молодежь. Ассортимент изделий семейных мастерских и предприятия, в общем-то, близок: многоместные матрешки, поставцы, ложки, птички-свистульки и т. п.

Художественная обработка дерева всегда относилась к тем видам народного декоративного искусства, где в сравнительно дешевом и доступном материале, каким является дерево, проявлялись способности крестьянского плотника, токаря, столяра, резчика по дереву и мастера декоративной росписи в процессе создания бытовых вещей, строительства и украшения своего жилища достигать совершенства своего мастерства.

В настоящее время художественной обработкой дерева в системе Министерства местной промышленности РСФСР занимаются более 65 предприятий народных художественных промыслов. Из них 8 предприятий являются специализированными, с ценными художественными традициями, каждое из которых владеет уникальным искусством, характерным только для данного промысла, самобытной техникой художественной обработки дерева, оригинальными приемами оформления изделий, имеет свой сложившийся ассортимент изделий.

В последнее десятилетие большое внимание в области развития художественной обработки дерева уделялось созданию новых предприятий, предназначенных в основном для массового изготовления сувениров из дерева.

Новые предприятия, созданные в последние годы, неоднородны по своей структуре. Наиболее близки к традиционным производствам Экспериментальное предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры» в Архангельской обл., Семеновское объединение по производству сувениров в Горьковской обл., экспериментальный комбинат «Карельские сувениры» Карельской АССР, Башкирское производственное объединение «А г и д е л ь», Якутская сувенирная фабрика «Сардаана» и некоторые другие, где на основе возрождения угасших видов художественной обработки дерева и вовлечения мастеров-надомников в общественное производство создаются изделия в характере народного искусства данных районов.

Среди остальных предприятий к наиболее сложившимся следует отнести Калининское производственное объединение художественных изделий и игрушек, Халтуринскую фабрику культтоваров з Кировской обл., Сочинскую фабрику «Сувенир», Жигулевскую фабрику художественных изделий и некоторые другие, где в той или другой мере сформировался свой творческий коллектив, способный вырабатывать изделия высокого художественного качества. Однако всем этим предприятиям необходимо еще определить художественно-стилевую направленность своей деятельности.

1.4 Особенности технологии папье-маше.

В настоящее время существует несколько техник изготовления изделий из папье-маше.

Первый - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

Второй метод - изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

Третий метод - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи.

Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

В производстве изделий из папье-маше для интенсификации процессов и повышения плотности изделий можно использовать давление и температуру, так же, как мы это делаем при изготовлении твердых ДВП.

Технология изготовления папье-маше из бумаги

Вся премудрость техники папье - маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Покрывать папье-маше красками также уместно, но желательно использовать акриловые или масляные каски, которые не стираются от прикосновений к предмету. Гуашь и акварель непременно следует покрыть лаком. При росписи гуашью лучше всего добавить в краску немного клея ПВА, тогда она будет хорошо ложиться на поверхность.

Готовое изделие из папье-маше можно украшать объемными фигурками, создавая композицию или орнамент. Для их изготовления используют соленое тесто или затвердевающую массу для лепки. Соленое тесто является простым и дешевым способом декорирования поверхности папье-маше. Для приготовления теста необходимо смешать 1 часть муки с 1 частью мелкой соли, добавить немного кипяченой воды и замесить эту смесь. Влить 1 ч. л. растительного масла, чтобы масса стала более эластичной. Фигурки из соленого теста можно просто вылепить или вырезать острым ножом из тонкого раскатанного пласта. Особенно удачно и красиво смотрятся орнаменты, составленные из фигурок, которые выполнены из тонких жгутиков.

Поверхность папье-маше будет выглядеть очень красиво, если украсить ее бисером, приклеенным на клей ПВА и покрытым лаком для прочности.

1.5 Технология изготовления Полхов-Майданской матрешки.

Вся роспись выполняется по четко очерченному тушью контуру. Контур рисунка наводится школьной ручкой со стальным пером №11, 12, 13, которое дает в зависимости от нажима линию разной толщины. Для окраски фона под роспись в промысле используют крупные беличьи кисти, для росписи небольшие кисточки № 2-6 с хорошо оформленным кончиком, который позволит проводить мазки с ровными краями. Краска наносится в один прием, нельзя проводить кистью по одному и тому же месту дважды.

При работе с анилиновыми красителями и порошками, и растворами необходимо предохранять одежду и руки, так как краска оставляет трудно удаляемые яркие цветные пятна.

Применяемые в росписи анилиновые красители разводят в горячей воде при температуре 70-80С из расчета 6-8г красителя на один литр воды. Для повышения яркости красок в раствор добавляют несколько капель спирта. Можно выполнять роспись более светостойкими красителями 6-10%-ной концентрации, разводимыми в воде при температуре 60-80 С: активными- ярко-желтым 53, ярко-красным 5СХ, ярко-фиолетовым, а также кислотными- красным 2Ж, зеленым Ж, ярко-синим, фиолетовым С. Их цвет соответствует традиционной цветовой гамме росписи промысла.

Перед росписью поверхность изделия тщательно шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером для того, чтобы водорастворимые краски не расплывались. Клейстер наносят на поверхность с помощью тампона или губки. Грунтуют изделие в три захода: первый раз более концентрированным раствором густоты сметаны с последующей сушкой в течение 15-16 часов, второй и третий- с раствором пожиже и сушат каждый слой 4 часа при комнатной температуре.

В процессе росписи изделие нужно держать за поддон, так как все отпечатки пальцев, оставленные на загрунтованной поверхности, под краской проявятся.

Контур орнамента наносят свободно в отработанной последовательности. Никаких шаблонов для росписи не существует. В композиции «Домики» сначала наносят контур домика, около него ствол и ветки деревьев, берега реки с силуэтами птиц и лодочкой. Затем мастерица берет краски, и речка становится синей, ее берега зелеными, дерево покрывается зелено-синей листвой и желто-красными плодами, над домиком загорается солнце.

В нанесении анилиновых красок на расписываемую поверхность существует определенный порядок: сначала на нужные участки, в том числе на те, которые должны быть красными или зелеными, наносят желтую краску, затем, перекрывая ее алой, получают ярко-красный цвет, а прокладывая поверх желтой синюю, получают ярко-зеленый.

В цветочной росписи сначала наносят контур большого цветка- центра композиции, затем стебли и ответвления чуть наклонных к ним веточек с мелкими цветами, бутонами, листочками и ягодками. На крышке пишут композицию с розой и изогнутой по кругу цветущей веточкой.

Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре и дважды лакируют пентафталевым лаком ПФ-231 или ПФ-283. В лак добавьте немного растворителя- подойдет, например, очищенный скипидар. Наносить лак можно кистью или краскопультом. После лакировки изделие сохнет при комнатной температуре в помещении, где нет сквозняков и пыли. После первой лакировки сушка длится5 часов, после второйт-сутки.

В надомных мастерских Полховского Майдана, кроме графичекой росписи «цветы с наводкой», существует бесконтурная роспись. Все элементы здесь выполняются мазками-лучами: сходясь к центру- нанесенной тычком сердцевинки, они образуют цветок, похожий на василек, а идущие от стебля и смыкающиеся в круг- яблочко. Перистые листья тоже составлены из ряда мазков, отходящих от стебля. Композиции этой росписи самые различные, то с большими просветами фона и легким орнаментом, то с плотно заполняющим поверхность узором.

Пишут бесконтурную роспись анилиновыми и синтетическими водорастворимыми красками. Но иногда уже по лаковой поверхности какой-нибудь светлой масляной или нитрокраской дополнительно наносят выполненные тычком ягодки и простенькие цветочки. Такая роспись называется «под масло» или «под нитро».

Кроме того, существует еще один способ декорирования поверхности изделий «пестрение». Это разработка фона и мотивов различными фактурными разделками.

Не все нововведения дают положительные результаты, часто они приводят к нежелательному нарушению колорита росписи и обезличиванию даже интересных в основе произведений.

1.6 Технология изготовления макета способом папье-маше.

Матрешка из папье-маше

Большую бутафорскую матрешку можно сделать, воспользовавшись техникой папье-маше (в переводе с французского это означает жеваная бумага). Суть этой техники в следующем: мелкие кусочки рыхлой бумаги (газетной, упаковочной) накладывают на предмет (чашу, вазу и т.д.) послойно, промазывая каждый слой картофельным клейстером.

Слоев может быть от 6 до 10, в зависимости от размера и формы изделия. После того как клейстер высохнет, получившуюся форму снимают. С подноса или блюдца это сделать легче, а вот со сложных изделий (кувшина, вазы) это сделать непросто. В этом случае папье-маше разрезают на 2 половинки, затем, сняв их, половинки склеивают. Поверхность должна была ровной, а если есть вмятины, их грунту ют шпаклевкой или карболатом, а выступающие бугорки удаляют с помощью наждачной бумаги.

Матрешка на банке.

Стеклянная банка послужит вам хорошей основой при изготовлении матрешки.

Берем стеклянную банку нужного размера (от детского питания, пол-литровую, 3-литровый баллон) и закрываем ее крышкой. Из пластилина сформуем бока и голову матрешки. Затем, используя технику папье-маше, приступаем к изготовлению игрушки.

Чтобы выполненное бумажное изделие хорошо отстало от формы, смажьте ее маслом или вазелином.

Нарвите на небольшие кусочки газету и, сварив клей стер, начните обклеивать матрешку. Мы советуем вам чередовать слой газеты со слоем, например, серой оберточной бумаги. Сделав 2-3 слоя, дайте работе просохнуть, затем вновь проклеивайте. Законченную работу разрежьте острым но жом на 2 половинки. Смажьте края среза клеем ПВА, соедините. Можно перевязать их ниткой. Место соединения проклейте еще раз. Ошкурьте изделие мелкой наждачной бумагой, покрасьте водоэмульсионной краской вашу матрешку и распишите. Чтобы предохранить работу от воздействия воды, покройте роспись лаком.

Глава 2. Технологические особенности изготовления Полхов-Майданской матрешки

2.1 Этапы технологии изготовления Полхов-Майданской матрешки.

    Инструменты и материалы:

    Клей ПВА, либо клейстер

    Кисточки

  • Бумага (можно газетную)

  • Тряпочка

    Организация рабочего места

На столе должна лежать клеенка, на которой будет проходить работа. Также должны лежать те инструменты и материалы, которые пригодятся при работе. На столе не должно быть лишних предметов, которые будут мешать работе.

    Правила техники безопасности при работе с клеем:

Бери то количество клея (клейстера), которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея (клейстера) убирай тряпочкой или салфеткой, аккуратно ее прижимая.

После работы с клеем (клейстером) вымой руки с мылом.

Правила рабочего человека:

Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Береги инструменты, экономь материалы.

Всегда думай, как сделать работу лучше.

Работайте дружно, сделал сам, помоги другому.

Сделал работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

4. Этапы выполнения работы.

Для начала следует приготовить «клейстер», клей на основе муки или крахмала. Конечно, можно воспользоваться стандартным клеем ПВА, но клейстер все же более удобен и практичен: он сделан из природных материалов, а значит, не токсичен и не ядовит.

    Смешайте чистый крахмал (или муку) с небольшим количеством холодной воды до полного исчезновения всех комочков. Затем, аккуратно помешивая, налейте в крахмал кипяток и поставьте подогреваться на огонь. Подогревайте состав до получения прозрачной массы.

    Намажьте кисточкой обратную сторону посуды (в нашем случае блюдце). Начинайте осторожно, стараясь не выходить за границы посуды, клеить кусочки бумаги на блюдце. Старайтесь равномерным слоем покрывать всю площадь. Повторяйте до тех пор, пока толщина бумажного слоя не будет достигать нужного вам размера.

    Необходимо отметить, что все операции с папье-маше можно проводить в несколько этапов, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.

    После окончания работы, дайте бумаге высохнуть 24 часа.

    Выждав сутки, подденьте край бумажного слоя кончиком ножниц или ножа и постепенно начните снимать получившийся «слепок». После этого подрежьте ножницами неровности краев и приступайте к декорированию получившейся посуды.

    В этом вам помогут различные акварельные и акриловые краски. Для начала, можно окрасить посуду одним слоем краски, своеобразной грунтовки. А поверх неё уже наносить узоры и любые другие иллюстрации. Не ограничивайте свое воображение.

    Готовое папье-маше можно покрыть лаком, чтобы сделать рисунок глянцевым. К тому же посуда от этого станет более прочной и долговечной.

2.2 Методика проведения внеурочного занятия.

Изложение нового материала:

Практическая работа:

1 этап – планирование руда:

Анализ образца;

Поиск вариантов решения;

2 этап – обработка материала.

Уборка рабочего места.

2.3 План-конспект внеурочного занятия «Русские матрешки».

Группа: 21 группа

Обучающиеся: Опенышев Виктор Константинович, Юдина Александра Сергеевна, Землякова Виктория Владимировна.

Методист: Артамонова Елена Владимировна

Развернутый план-конспект занятия на тему «Русские матрешки»

Цели занятия:

    Обучающая: дать представление о русских матрешках как о народном промысле России; научить элементам росписи Загорской матрешки.

    Развивающая: способствовать развитию эстетического чувства, художественного вкуса, фантазии; мелкой моторики рук.

    Воспитывающая: способствует воспитанию любви и уважительного отношения к народной культуре, народным промыслам России; аккуратность, усидчивость.

Оснащение занятия:

Методическое оснащение занятия:

План-конспект занятия;

Презентация;

Карточки со словами («матрешка», «капелька», «тычёк», «оживка»);

Аудиозапись.

Материально-техническое оснащение занятия:

Шаблон матрешки;

Клеенки;

Стаканчики для воды;

Салфетки;

Простой карандаш.

Дидактическое оснащение занятия:

Образец изделия;

Семеновская матрешка, выполненная в технике папье-маше;

Загорская матрешка, выполненная способом папье-маше;

Полхов-Майданская матрешка, выполненная из дерева.

Тип занятия: Комбинированный.

Ход занятия:

1. Организация начала (2 мин.)

(Играет русская народная музыка, на экране 1 слайд)

Здравствуйте, сегодня занятие проведем мы: Александра Сергеевна, Виктор Константинович и Виктория Владимировна. Ребята, я буду перечислять, что нам понадобится на занятии, а вы меня внимательно слушайте. Если у вас чего-то не будет хватать, поднимите руку, и я это исправлю. Итак: шаблон матрешки, простой карандаш, краски, кисти, салфетки, стаканчик, клеенка.

2.Актуализация знаний (2 мин.)

Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а к кому пойдем - догадайтесь сами. Я прочитаю загадку, а вам нужно будет отгадать ее.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко

Наша русская……..

(Матрешка) (слайд 2) (прикрепляем карточку со словом «матрешка»)

Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрешка? (ответы детей)

3.Изложение нового материала (10 мин.)

- Слушайте внимательно, а в конце я вам задам вопросы, на которые вы должны ответить.

Теперь я вам расскажу немного об истории создания русской матрешки.

Матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немного больше 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась.

Однажды в Японии увидел ее художник Сергей Васильевич Малютин и привез игрушку – большеголового деревянного японца Фукурума (слайд 3), сердитого на вид. Раскроешь ее, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Малютин переодел куклу в русский костюм и показал народным умельцам. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. Так и хотелось назвать куклу русским именем. Дуняша? Маняша? Матреша? Матреша!! И стали новые игрушки называться матрешками.

Существует 6 видов матрешек (слайд 4), но я расскажу вам о трех наиболее известных: Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской (слайд 5). Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрешек.

а) Семеновская матрешка (слайд 6-фотография городка Семенова)

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка вытачивается из дерева на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. (слайд 7)

б) Загорская матрешка (слайд 8-фотография города Загорска)

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. (слайд 9). У данной матрешки всегда есть что-то в рука. Загорская матрешка добротная, крутобокая, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные цвета). Овал лица и руки закрашивают бежевым цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу. Платок у данной матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком.(слайд 10)

в) Полхов-Майданская матрешка (слайд 11-фотография села Полховский Майдан)

Это соседка Семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.(слайд 12)

Вы все внимательно слушали и наверно устали, а теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Матрешка»

У меня матрёшка есть, новая игрушка, (руки на пояс)

В желтом сарафане славная толстушка. (правая, левая нога вперед и на пятку)

Я матрешку отверну – там еще игрушка, (поворот вокруг себя)

В синем сарафане яркая девчушка (руки перед собой полочкой)

Ну а в синенькой матрёшке – маленькая крошка, (поворот вокруг себя)

Пуще всех её люблю – красную матрёшку! (руки «матрёшкой» поочередно к правой и левой щеке)

Предлагаю вам стать Загорскими мастерами и самим создать свою матрешку

4.Практическая работа (20-25 мин.)

Ребята, сегодня мы с вами распишем своих матрешек, а в конце занятия устроим из них девичий хоровод.

Анализ образца изделия.

Из чего изготовлена матрешка?

Какие элементы используются в данной росписи? (Цветы, листочки)

Какие цвета используются при росписи сарафана?

Какие цвета используются при росписи платка?

Какие цвета используются при росписи рубахи?

А какие еще цвета используются при росписи матрешки?

Но мы с вами не будем расписывать деревянную матрешку, а распишем вот такую матрешку (показ шаблона).

Работа организовывается по плану: показ с объяснением.

1 этап: Выполнение работы карандашом:

Необходимо прорисовать элементы лица. Начинаем с прорисовки волос (от верхней точки середины овала лица проводим скобку вправо и влево). После этого рисуем брови (проводим 2 скобки). Приступаем к прорисовки глаз (рисуем 2 скобки чуть ниже бровей, затем в этих скобочках рисуем кружочки, а в них уже еще маленькие точки). Рисуем теперь нос (ставим 2 точки). А теперь рисуем скобочку – это будет рот матрешки.

2 этап: Прорисовка сарафана:

Приступаем к прорисовке сарафана. Лямки сарафана заливаем выбранным вами цветом.

3 этап: Работа в цвете:

Смочите краски. Расписываем лицо (начнем с румянца, набираем на кисть розовую краску и делам кружочки на щеках. После этого приступаем к росписи губ: набираем на кончик кисти красную краску и расписываем губы. Далее набираем на кончик черную краску, рисуем брови и глаза. А в конце расписываем волосы: набираем на кисть коричневую краску и расписываем волосы).

4 этап: Работа в цвете:

Заливаем сарафан желтым цветом, а платок синим или красным, на ваш выбор. На уголках платка рисуем желтые кружки. Приступаем к росписи сарафана: рисуем прямые и волнистые линии в верхней и нижней частях сарафана. Переходим к нашей композиции. Набираем на кончик кисти белый цвет, ставим точку в середине сарафана способом «тычка» (прикрепляем на доску карточку со словом «тычёк»), а уже от него рисуем лепестки красным цветом, способом «капелька» (на доску прикрепляем карточку со словом «капелька»).

Далее рисуем салатовые листочки с правой и левой сторон от цветка способом «капелька». Теперь в салатовых листочках делаем зеленые капельки. Переходим к рисованию ягод: рисуем два синих кружочка сверху и снизу, а уже на этих кружочках сбоку ставим черные точки способом «тычка».

1. Перед началом работы рабочую плоскость стола накрывают клеенкой.

2. В ходе работы грязные руки оттирать от красок с помощью салфетки.

3. На рабочем месте поддерживать чистоту и порядок.

4. После окончания работы привести рабочее место в порядок, вымыть руки с мылом.

5 этап: Оживка (белым и черным цветом). (прикрепляем на доску карточку со словом «оживка»)

Набираем на кончик кисти белый цвет и ставим точки в глазах, это будут зрачки матрешки. Проводим белую линию между листочков. Набираем на кончик кисти черный цвет и делаем оживку платка и сарафана.

5.Подведение итогов занятия (3 мин.)

Выставка работ: дети выходят к доске и прикрепляют свою матрешку на доску.

Кем вы были сегодня на занятии? (Загорскими мастерами)

Какую матрешку мы рассматривали?

О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии?

Как называются матрешки, которых мы рассматривали?

Чему вы научились?

Где вам пригодятся эти матрешки?

Вы потрудились очень хорошо. С вами очень приятно работать, но наше занятие подошло к концу. Всем спасибо. До свидания!

6.Уборка рабочего места (2 мин.)

Глава 3. Методика проведения внеурочного занятия.

План занятия:

    Структура и содержание проведения внеурочных занятий по технологии с младшими школьниками.

Ход занятия:

Организация начала: 1. Сообщение темы занятия. Целеполагание.

2. Знакомство с планом работы.

Изложение нового материала:

Кружковая деятельность – особая сфера жизни учащихся. Максимальное разнообразие, неформальность, ориентация на индивидуальные интересы и склонности детей – важные принципы её организации. Именно кружковая деятельность при правильной организации создает каждому ребенку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха.

Длительность занятий в 1 классе 30–35 минут, во 2–4 классах 35–40 минут.

Примерная структура занятия:

    Организационный момент;

    Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания;

    Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях, с дополнительным материалом (пазлы, раскраски, конструкторы, конструирование из бумаги и т.д);

    Физкультминутка;

    Работа по группам;

    Релаксация;

    Подведение итогов.

    Структура и содержание проведения внеурочных занятий по технологии с младшими школьниками.

Планирование занимает важное место в работе учителя начальных классов. Хороший план - конспект занятия - это условие высокого уровня учебной деятельности, потому что составить его можно лишь в результате тщательной подготовки, обдумывая каждый этап, каждое действие.

В организации занятия выделяют следующие этапы:

    организационная часть (2-3 мин);

    повторение пройденного материала (5-7 мин.);

    изложение нового материала (10 мин.);

    подготовка к практической работе (2-3 мин.);

    практическая работа (25-30 мин. до 45 мин.);

    заключительная часть, подведение итогов (3-5 мин.);

    уборка рабочего места (3 мин.).

Всего: 70-75 (80) мин.

В ходе занятия используются различные методы обучения.

Организационная часть:

На этом этапе определяется цель занятия, сообщаются задачи , последовательность выполнения работы . Важно на данном этапе использовать методы мотивации , способствующие активизировать деятельность учащихся на протяжении всего занятия, поддерживать интерес к выполняемой работе.

Цель и задачи ученикам сообщаются просто, понятно и привлекательно. На этом этапе можно показать изделие, которое предстоит изготавливать.

При постановке задач необходимо сообщить, чему новому научатся учащиеся на занятии каким приёмам, какие умения приобретут.

Цели и задачи можно сообщить в игровой форме, вызвав заинтересованность, интерес к предстоящей работе.

Важной частью данного этапа является проверка готовности к работе. Учитель перечисляет, какие инструменты, приспособления, материалы понадобятся на занятии.

Повторение пройденного материала:

На этом этапе используется вводная беседа, в процессе которой кратко проверяется пройденный материал. Беседа возбуждает интерес к предстоящей работе.

Изложение нового материала:

С рассказа начинается новая тема (информация об истории, характерных особенностях, назначении изготавливаемого изделия).

Короткая беседа применяется на каждом занятии. Во время беседы детям предлагается определить, сравнить, проанализировать, выявить степень знаний кружковцев, их подготовленность к работе, степень усвоения материала. Практическая работа:

Основное место на занятии отводится практической работе, которая включает различные упражнения, все виды практических работ, сам процесс изготовления изделия. Этот этап занимает основное время занятия. На этом этапе учитель показывает готовое изделие, последовательность его изготовления, технологическую карту изделия. Технологическая карта является наиболее эффективным средством при объяснении учащимся приёмов выполнения изделия.

Практическая часть включает в себя этапы изготовления изделия:

1 этап – планирование руда:

Анализ образца;

Определение последовательности операций;

Поиск вариантов решения;

2 этап – анализ чертежа, эскиза, выполнение разметки.

2 этап – обработка материала.

Практическая часть занятия может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной, групповой или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами.

Заключительная часть, подведение итогов.

На этом этапе проводится анализ и оценка изготовленных учениками изделий: они являются показателем достигнутых результатов. На данном этапе используются выставки готовых изделий, их коллективный просмотр и обсуждение. Анализ изделий проводится с учётом тех требований, которым они должны удовлетворять.

После анализа и оценки выполненных изделий необходимо отметить, насколько в целом удалось достигнуть поставленной в начале занятия цели и задач. Отметки за выполненные изделии учащимся не выставляются. Учитель вместе с детьми даёт общую оценку деятельности.

Уборка рабочего места.

Каждый ученик приводит в порядок рабочее место (убрать мусор, убрать и привести в порядок инструменты, материалы).

Заключение

В народном художественном творчестве проявляются лучшие черты народа, всегда ценимые человечеством, отчётливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. Народные произведения искусства оттачивались, сохранялись, бережно передавались новому поколению, именно поэтому их по праву можно считать образцами высокохудожественного, нравственно-эстетического восприятия человеком мира и выражения себя по отношению к этому миру.

Большинство педагогов прошлого и настоящего отмечают огромное влияние народного искусства на формирование у воспитанников первых представлений о Родине, чувства любви к ней. Поэтому собственную художественную деятельность следует рассматривать как средство решения задач развития основ личности ребёнка.

Присвоение воспитанниками через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеют огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны.

Эмоциональный язык народного искусства – самый лёгкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребёнка.

Произведения декоративного народного искусства отличают красочность яркость особая насыщенность цвета. Тенденции к яркости красочности характерны и детскому рисунку. Поэтому народное искусство понятно и доступно детям, даже самым маленьким. Оно близко им, соответствует их восприятию.

Исходя из итогов проделанной мной работы считаю, что цели, поставленные мной в ходе проекта были достигнуты полностью.

Опыт, приобретённый при осуществлении проекта, позволит мне, как будущему педагогу, организовывать внеурочную деятельность младших школьников, через реализацию кружка по ДПИ и изобразительной деятельности. Материал, собранный мной - теоретические сведения, презентации, макеты, видеосюжеты, иллюстрации – все это будет способствовать повышению интереса младших школьников к русскому народному творчеству, любви к искусству, формированию художественного вкуса, развитию у детей познавательной активности, воображения и творческих способностей, но самое главное воспитанию патриотизма.

Список литературы:

1. Дайн Г.Л. Русская игрушка. Москва «Советская Россия».1987 г.

2. Русская деревянная игрушка. Изд. «Художник РСФСР» Ленинград.1968 г.

3.Голдовский Б. Куклы: энциклопедия. М., 2004.

4.Клиентов А. Народные промыслы. Белый город. М., 2008.

5.Лаврова С. Русские игрушки, игры и забавы. Белый город. М., 2009.

6.Маслова А. Необыкновенные истории обыкновенных вещей. Матрёшка. Весёлые уроки №2, 2010.

7.Всё о матрёшке. www.mamatus.Lv 04.02.2016

8.Вятская матрёшка.www.narod.ru 04.02.2016

9.Где и как делают матрёшки.www.narod2.ru. 04.02.2016

10.Гончаров К. Русская матрёшка. Доклад на Первом медународном конгрессе «Докирилловская славянская письменность и дохристианская славянская культура» г. Санкт-Петербург. 2008. www.organizmica.ru 19.02.2016

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Матрёшку вырезают из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.

Русские матрешки очень разнообразны по форме и росписи в зависимости от своего места происхождения (региона России).

Сергиево-Посадские матрёшки

Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Роспись производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Семёновская матрёшка

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов.
Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо.
Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Ее верхняя часть, относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других матрешек тем, что она многоместная: состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Вятская матрешка

Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки мило и приветливо.
Матрёшку расписывали анилиновыми красителями и покрывали масляным лаком.







Матрёшка из Полховского Майдана

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от сергиевских и семеновских матрешек: подчеркнуто вытянутые по вертикали фигурки с маленькой, жестко очерченной головкой. Также встречаются и примитивные одноместные фигурки–столбики, похожие на грибы.
Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. "Цветы с наводкой" – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, характерен пестрый декор – украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором.

Гжель


















Хохломская росписью













Мезенская роспись






Дымковская


На сегодняшний день бренд "Матрешка" активно используется по всему миру. Дизайнеры разных стран предлагают различные стилистические решения, а также самые неожиданные варианты применения русской матрешке.












Полховский Майдан интересен тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана - это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, - с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки - узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток.
Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой - новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX-XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки - пока не может точно определить ни один искусствовед.

Некоторые версии о происхождении матрешки современные ученые и вовсе относят к мифам и легендам. Согласно самой правдоподобной из версий, матрешка была придумана по заказу московского мецената и коллекционера Анатолия Мамонтова, владельца художественной мастерской игрушек «Детское воспитание». Считается, что в 1896 году в одной из поездок в Европу, Мамонтов купил традиционную японскую куклу-укладку для своей коллекции и попросил художника Сергея Малютина сделать нечто подобное, только на русский манер. «Но чертежей или набросков работы Малютина не сохранилось, и уверенно утверждать его авторство мы не можем», - пояснила искусствовед и исследователь русской народной игрушки, директор Новгородского отделения Союза художников России Наталья Квач.

Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью.

Так или иначе, матрешка попала в Полх-Майдан. И здесь, как и в нескольких других селах Нижегородской губернии, начался период ее расцвета в 1920-1930-е годы. Потомственные токари, мужчины-полховцы быстро делали так называемое белье - вытачивали кукол из липы, - а женщины научились раскрашивать игрушки по московским образцам, позднее выработав свой собственный - полхов-майданский - стиль. В те времена, когда все игрушки были деревянными, матрешка быстро стала популярной: за одну цену можно было купить сразу пять или семь куколок. В 1930 году в Полховском Майдане была основана артель «Красная Заря» - теперь матрешкой торговали не отдельно, каждой семьей, а централизованно, всем селом. 90-летняя Мария Петровна Саянова, одна из немногих полховских старожилов, вспоминает: в 13 лет, как почти все местные дети, бросила школу и устроилась работать в артель. «Сначала помогала сестре с наводкой (наводка - контуры рисунка на матрешке, наносятся карандашом или чернилами), потом сама стала лучше сестры красить», - рассказывает Мария Петровна.

Работники артели по производству матрешек «Красная заря», фотография 1936-го или 1937 года. На девушках традиционные сарафаны «китайки», которые и сегодня можно встретить в Полховском Майдане на праздничных гуляниях.

В советское время матрешек продолжали производить в артели, но, несмотря на запреты, индивидуальное предпринимательство в Полховском Майдане не исчезло. На поездах и с мешками, полными матрешек, майданы путешествовали по всей стране. И почти везде на деревянных кукол был спрос, который окупал штрафы и аресты милиции. Как ни удивительно, именно эта, купленная с рук на рынке, а не фабричная матрешка из нижегородского села, стала, наравне с семеновской, символом России. Полх-майданскую матрешку всегда отличали яркость и простота исполнения.