Проповеди о божьих пророках. Праздничная проповедь в день памяти пророка божия илии. Дар избавления от смерти

Cегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается.
Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы - не в буре, не в землетрясении, не в огне, - но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы.
Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное.
Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.
Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.
Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.
И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии - тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов - Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге - также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями.
Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести.
Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Сегодня мы вспоминаем о пророке Божием Илие, и первое, что приходит на ум, это восхищение талантами и возможностями, которые Господь ему даровал. Пророк Божий Илия обладал беспримерной ревностью — это тоже дар Божий. Благодаря этой ревности творил чудеса. Мы знаем, как он заключил небо, как воскресил сына вдовы, как он низвел огонь с небес. Это все совершила его ревность.



А ревность без решимости существовать не может. А решимость не может существовать без смелости. Вот до чего мы с вами дошли: решимость следовать заповедям Христовым до конца возникает в ответ на эту решимость, потому что мы сознательно и бессознательно понимаем, что шествие за Христом — это шествие на Голгофу, на Распятие. И после мы знаем, как пророк Божий Илия низвел огонь с небес и опалил жертвы, которые приносились в то время Богу.

Помните это испытание: Вааловы жрецы правы или Илия? Помним мы ров с водой, и промокщие жертвы, и даже камни были опалены. Господь все огнем уничтожил через ревность пророка Илии. Что произошло дальше? Его хотят убить, и он убегает в пустыню, в изнеможении падает где-то под кустом и говорит: «Господи, что еще людям нужно показывать? Какие чудеса? Почему никто не верит тебе?» В таком состоянии он заснул. И ему явился Ангел и повелел идти в гору. А там он услышал голос Божий: » Раб мой Илия, чего ты от меня хочешь?» Илия ничего вразумительного сказать не мог. А Господь ему говорит: «Занимайся своим делом. Во-первых нужно помазать Пророков, потом помазать на Царство. Иди к этим людям. А я сохраню несколько тысяч душ, которые не поклонились Ваалу. »

Чтобы взять свой Крест и шествовать за Христом, нужно большое усилия над собой совершить. Раб Божий Илия нам говорит: «Где же ваша ревность, братья и сестры?» Почему мы пропускаем утренние и вечерние молитвы? Сложно три минуты постоять помолиться? Почему пропускаем богослужения воскресные? Почему раздражаемся? Видим свои грехи, а где же наша ревность? А мы отвечаем: «Нам трудно!» Но он говорит: «Мне было труднее. И Господу труднее было. И когда Он на Голгофе в Гефсиманском саду страдал перед крестными муками, на Него возлегли все испытания и трудности, с которыми мы не можем справиться. А Он справился уже вместо нас.

И теперь, братья и сестры, от нас с вами требуется ревность, решимость, такая, какая есть, наверное, у многих людей, состоящих в войсках десантных. Сегодня мы о них тоже молились, молились о вожде и воинах, которые дают нам свободу, защиту. Жизнь свою полагают, потому что смелые, способные на решимость, на Поступок. Мы тоже обязаны быть воинами Христовыми. Враги пугают нас всячески, и внешними испытаниями, и внутренними, а мы все равно должны делать, что повелел Господь: брать Крест, отвергнуться от себя и следовать за Христом.

Я хотел еще сказать о тех людях, которые сегодня защищают свою свободу в земле Украинстей. Мы за них особенно молились, как и всегда на всех Божественных Литургиях. Враги желают запугать нас ложью, санкциями, прельщениями: «Вот будешь за Христом идти, придется отказаться от мяса, от курения, от алкоголя, придется не раздражаться. Ты этого не сможешь! Ты слабый!» Бесы пытаются нас запугать, и внешними искушениями, и внутренними, а мы воины Христовы и обязаны за Христом идти. Если нет этого движения, духовности нет, тогда ничего нет, тогда смерть. Давайте постараемся пр. Божьему молиться, чтобы он частицу своей ревности нам дал и позволил таким образом совершать борьбу с собой и так спастись. Спаси, Господи.
Слава тебе, Боже!


Праздник пророка Божия Илии - с глубокой древности один из самых известных и любимых на Руси праздников. Личность пророка произвела такое сильное впечатление на наших предков, что они в своих молитвах называли его не иначе как ангелом во плоти: “Во плоти ангел, пророков основание”, - так поётся в тропаре святого. В народе его называют огненным пророком, и что-то воистину цельное, сродни единой природе огня было в этом человеке. Илия был человек, подобный нам, - пишет в своём послании апостол Иаков (Иак 5:17), и мы читаем эти слова и не верим, потому что те деяния, которые совершал пророк Илия, не просто на грани человеческих сил, но, кажется, выходят за все мыслимые их пределы.

Святой Илия несёт совершенно исключительную миссию в Священной истории. Он - грозный обличитель нечестивого царя Ахава, он же - собеседник Спасителя на горе Фавор, и он же, согласно пророчествам, - мученик последних времён, ревнитель веры и истины, которому надлежит быть умерщвлённым антихристом. Разве это судьба человека: стать участником истории Церкви в глубокой ветхозаветной древности, беседовать со Христом и увидеть последний эпизод нашей истории? По силам ли человеку эта миссия?

Пророческий подвиг святого Илии весь пронизан необычайной пламенной ревностью в Боге, и это главная особенность его служения. Как говорил Псалмопевец: Ревность дому Твоего снеде мя (Пс 68:10), и святой Илия буквально снедался огнём веры, испепеляя себя, свою жизнь и жизни современников, ревнуя о славе Божией. Ревность пророка кажется нам слишком суровой. В Ветхом Завете современного человека особенно шокируют иногда описания беспощадной жестокости: кровь льётся рекой, люди гибнут десятками и сотнями от жутких казней и природных бедствий, насылаемых Господом в наказание за грехи и измены. Илия сам карает пророков Иезавели, предавая их смерти у потока Киссон. Мы, люди, живущие в другом мире, в мире Евангелия, не можем себе представить человека Божия, лично умерщвляющего пророков чужих богов или собственноручно разделывающего жертвенное животное. Разве святость и жестокость могут уживаться рядом? Мы теперь знаем, что Господь тогда ещё не открылся как Бог Любви, но Илия хорошо знал, что имя Его - Ревнитель (Исх 34:14), и пророк, во всём подражая своему Богу, ревновал огненной нечеловеческой ревностью о славе Божией. Он служил Богу-Ревнителю, мы служим Богу-Любви, и мы постигли эту истину не своими усилиями или заслугами перед Господом, а по Откровению Евангелия.

Но в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное становление и воспитание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета.

Вот, пожалуй, самый удивительный момент из жизни святого: явление Господа пророку: ревёт сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы - но не в ветре Господь; после ветра страшное землетрясение колеблет горы - но не в землетрясении Господь; огонь идёт по земле, сжигая всё на своём пути - и не в огне Господь. Создатель и Хранитель этого мира явился Своему пророку в веянии тихого ветерка (3 Цар 19:12). Языком образов, пророческим языком Бог даёт знать Своему ревнителю то, что открыто каждому христианину. Пророк Илия в своём человеческом усилии достиг самого предела веры, но Господь показывает ему то, что выше этого - человеколюбие и милосердие ко всякой твари. Любовь, веяние тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его - вот то откровение пророку, которое он получает от Бога на наших глазах. В этом тайна Евангелия, тайна Христова - в откровении Бога-Человеколюбца.

Праведники Ветхого Завета - это столпы веры, в них есть что-то героическое, монолитное, это даже не камни веры, а целые скалы. Подобная цельность натуры встречается крайне редко, но вот что поразительно: при ревностной, пламенеющей любви к Богу пророк Илия не замечает людей. Прячась от своих преследователей, он просит у Бога смерти: он остался один, сыны Израиля оставили завет с Богом, разрушили жертвенники, убили пророков; Илия - единственный уцелевший ревнитель истинного Бога. И Господь, утешая пророка, говорит, что семь тысяч человек в Израиле не преклонили колена перед Ваалом (3 Цар 19:18). И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч своих единомышленников и единоверцев? Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким без-человечным, отсюда и такая жестокость и жёсткость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская - иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, “сыновья громовы” Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:54–56).

Во Христе явилась нам любовь Божия к человеку - кроткая, смиренная и воистину жертвенная. В христианской древности Спасителя изображали в виде отрока. Илия - муж, муж ревности и силы, столп веры и благочестия. Два разных знака святости: муж силы и слабый отрок, о котором пророчествовал святой Исаия: Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Ис 42:3).

Так почему же мы, ученики Христовы, чтим святость ветхозаветного пророка? Ведь о последнем пророке Ветхого Завета, который пришёл в духе и силе Илии, сказано, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11). Меньшие - это мы, хранители Откровения о Боге-Человеколюбце, принявшие это Откровение не своими заслугами, но даром благодати Божией. Но Евангельская святость, которой мы восхищаемся в святых - это соединение предельного человеческого усилия с действием благодати Святого Духа, ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым (Рим 5:5). Ревность веры и любовь к людям. И святые доевангельской поры для нас прежде всего учителя и пример для подражания в этой пламенной ревности, которая есть ответ благодарного сердца на любовь Бога к человеку. К той же пламенной вере нас призывает и апостол Павел: Духом пламенейте (Рим 12:11). Только нам надо крепко помнить о том, какого мы духа, и в любви к людям подражать нашему Богу-Человеколюбцу.

Апостол Павел называл церковную жизнь христианина созиданием самого себя в любви (см. Еф 4:16), призывая христиан поступать достойно звания, к которому они призваны (Еф 4:1). В чём же он видел знак этого достоинства? Надо жить со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф 4:2). Ревность без снисхождения в любви к людям возвращает нас в Ветхий Завет, а значит, в суровую, даже кровавую действительность и в одиночество веры с надеждой на откровение Бога-Человеколюбца. Но ведь Христос уже пришёл, и любовь Его открыта нам так очевидно, так осязаемо, и мы безответны перед Ним. Мы - христиане, и имя Христа мы носим, стараясь, чтобы в нас были те же чувствования, какие и во Христе (Флп 2:5). С ближними надо обращаться бережно и нежно; и в те минуты, когда ревность в Боге будет захлёстывать нас, накрывать волною, надо быть очень внимательным, чтобы, не дай Бог, не переломить “трости надломленной” и не убить своей неуёмной ревностью живого человека.

Архимандрит Савва (Мажуко), журнал "Альфа и Омега", 2009 г.

Смотреть авторскую передачу о. Саввы "Свет невечерний" о первом аскете древности и примере для подражания для современного монашества, неутомимом ревнителе по Бозе и обличителе культа кровавого бога Ваала (жертвоприношение детей), свидетеле преображения Господня и будущем свидетеле второго пришествия Иисуса Христа можно на youtube-канале монастыря .


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Праздники двух святых празднуются в эти дни один за другим. Вчера был день преподобного Серафима Саровского, сегодня - святого Илии Пророка. И при внешнем их различии суть одна.

Илия Пророк возревновал о Господе Вседержителе, то есть ревностно верил, был настоящим воином - стоял за веру, защищал ее с мечом руках. Он заклал лживых жрецов вааловых при потоке Киссон. Другой - святой Серафим. Уже само его имя пламенно… То есть они оба связаны с пламенем.

Почему пророк Илия - это ангел во плоти? Ведь так Слово Божие характеризует духов, ангельские чины, которые несли в своей груди пламень огненный. Это пламенное служение духов небесных, ангельских чинов как раз и засвидетельствовано житием святого пророка Илии. Он именно огнем обратил Израиль к истинной вере от лжи вааловой. Тот пламень веры, который в нем пылал, он низвел огнем на жертву…

Вчера читались замечательные паремии, они очень длинные, пророческие. Там говорится, как жрецы вааловы, которые увлекали народ израильский, пытались увести людей вслед за своим лживым божеством. Как они резались ножами, чтобы привести себя в неистовое состояние перед жертвоприношением… Но все это был обман, поэтому жертва так и осталась нетронутой. Илия Пророк возложил 12 камней по числу колен Израилевых на жертвенник, а дрова, жертву и приказал поливать водой - все больше и больше, так что жертвенник весь наполнился. Тогда Илия воззвал к Богу Вседержителю, чтобы Он засвидетельствовал истину веры. И огонь спал с неба и опалил все: и жертву, и камни и воду… Все было сожжено! Вот это обращение, уничтожившее прелести вааловы огнем, знаменует дух Илии Пророка. Почему и когда пошел проповедовать Иоанн Предтеча, сказано, что он явился миру в духе и силе Ильиной. То есть в нем был такой же дух, ревность о воле Вседержителя…

Несмотря на деяния Илии, народ израильский обратился не весь. Царица Иезавель продолжала оставаться в заблуждении, потому что хотела, чтобы было по ее мнению. Так в жизни часто и бывает: люди не стремятся к истине, а лишь желают утвердить свое заблуждение. Вот это «свое понимание веры» во все ремена случалось, когда люди стремились не к истине, а упорствовали в своем мнении. Как сказано о родоначальнике таковых, о дьяволе: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин 8. 44). Поэтому он если и видит истину, то согласиться с ней не может. Вот это свойство противления Богу, когда видят, а признать не могут, - есть противление Духу Святому. И это самый страшный грех непрощаемый: когда видят и не хотят принять.

Вера бывает очень широкого диапазона. Бывает вера ревнителя и борца, как у пророка Илии. Есть и другая вера: веруют, что что-то будет, и будет не так, как они желают, но жить так не могут и не хотят. Поэтому сказано «и бесы веруют, и трепещут» (Иак 2. 19). Это часто происходит среди людей и до сих пор.

Огонь сходит на Гробе Господнем…Но все равно, кто был во всяких верованиях и конфессиях, так продолжают оставаться в них. И не обращаются к истинной вере. Это как раз свидетельство того, что Господь может показать чудеса, достаточные для того, чтобы человек обратился, но от самого человека зависит, принять это или не принять. Может сойти пламень, который попаляет все, может сойти огонь, как на Гробе Господнем, который возжигает только свечи, но не опаляет даже, не обжигает. Один огонь все сжигающий, другой - согревающий. И все это кажется одинаковым для тех, кто не хочет принять. Как Господь сказал: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». (Лк 7. 33-34). Это как раз и есть тот самый дух противления истине. Но все-таки Господь все совершает через любовь. Илия Пророк был взят живым на небо. Он не умирал. И в Тропаре 9-й песни Канона есть замечательные слова, почему это произошло. «Илия, человек жесток еси, не можеши терпеть нечестия Израиля. Взыди ты ко Мне, а Аз сниду доле». То есть Я сойду с неба и покажу тебе, как нужно совершать спасение… И Господь ведь Сам пострадал, будучи сыном Божиим, всемогущим Богом. Пострадал от грешников.

Самое замечательное, что этот храм, где мы сейчас молимся, - храм Преображения Господня. Первый храм, в котором я начал свое служение, был храмом Преображения в Переделкино, где была резиденция Патриарха Алексия I. Преображение как раз связано с пророком Илией - с Илией и Моисеем. А о чем была беседа на Фаворе, помните? Внимательно читайте Евангелие, там написано, что беседа была об исходе, который Он должен совершить в Иерусалиме, т.е. о Его страданиях, о кресте и крестной смерти. А апостолы были свидетелями этой беседы…

И вот еще один пламенный служитель веры - преподобный Серафим Саровский. Это воплощенные смирение, кротость. Это тишина, мир. Это как раз Дух Божий. Апостолы, когда их не приняли в самарянскую весь, сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Лк 9. 54) Господь запретил им, сказав: «Не весть, какого вы духа» (Лк 9. 55). Сын человеческий пришел спасать людей. И вот с тех пор Господь особенно проявляет свою любовь к человечеству. Время от времени, то в одном, то в другом месте являет Господь грозный пример для остальных. Помните, как в Евангелии сказано: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк 13. 4-5)

Вспомним еще два грозных прещения, которые Господь явил в Ветхом завете. Первое - потоп. Водная стихия уничтожила все и всех, кроме семьи Ноя. Когда после этого грех снова стал развиваться в человечестве, появились Содом и Гоморра, как примеры развращенности греховной, тогда сошел огонь и спалил их. Мертвое море теперь - как напоминание об этом. Некоторые пытаются лечиться в этом месте, но, я думаю, это не совсем то. Даже совсем не то… Одним словом, эти прещения, которые посылаются для человечества, чтобы встряхнуть и образумить, они происходят все время. Если начинается такая жара, что невозможно жить, - даже не огонь еще, хотя и огонь тоже есть - вместе с жарой приходят пожары… Конечно, это более мягкий огонь, чем спал тогда с неба, но все-таки. А вода вообще накрывает сушу то тут, то там… И, причем, неслучайно накрывается. Это как раз свидетельство того, что Господь есть, и Он старается как-то вразумить человека.

Потому что наказание по-славянски, «научение». Это не плата за грех. Расплата будет там, не дай Бог. И пострашнее. Здесь только вразумление. Поэтому преподобный Серафим, который на себе испытал действие благодати Божией, говорил не столько об адских муках, хотя было с ним так, что дьявол выворотил дуб, засунул в его дверь, и Преподобный потом вылезал в окно… И еще Преподобный получил рану от дьявольских когтей… Но говорит он о благодати Святаго Духа. О том, чего мы лишаемся. Человек даже не осознает того, что не только наказание - какое-то мучение - он будет терпеть. Имеются в виду адские мучения - хотя и они ужасны, как испытал их частично Мотовилов, - это тартар, огонь и червь неумирающий. Но все это не самое страшное. Самое страшное - это отчуждение от Бога, богооставленность.Как говорил преподобный Серафим Мотовилову: «Вот если бы келия, в которой мы беседовали, была наполнена неумирающими червями, и они бы всю жизнь грызли нас, тогда и на это со всякой радостью нужно было бы согласиться, чтобы только получить то блаженство, которое человек испытывает, находясь в состоянии благодати Святаго Духа. И не столько прещение, хотя и это страшно, а потеря благодати, - это и есть самое страшное.

Есть такая история. У одного человека возникла мысль: первый человек, которого встретишь у храма, даст тебе учение… Он пришел, а еще никого нет. Сидит только один нищий. Ну какое учение можно получить от него?

Добрый день, - говорит он нищему.

У меня каждый день добрый, - отвечает тот.

Желаю тебе счастья.

Никогда несчастным не был.

Все только стонут, что несчастны, а тут он счастлив каждый день! - недоумевает человек, - Ну желаю тебе того, что ты хочешь.

И это у меня есть.

Как же так? - говорит человек, - все вокруг жалуются, что им чего-то не хватает, а у тебя все есть, и ты при этом просишь милостыню…

Я ни разу не сказал тебе неправду, когда ты меня вопрошал, ибо я знаю, что любовь Божия такова: Он лучше знает, что мне нужно, и посылает это. И если холодно, нужно мерзнуть. Если жарко, надо терпеть. Если голод - то голод, если - поношение - то поношение. Поэтому я всегда счастлив. У меня все есть.

А что же ты хочешь?

Хочу, чтобы на мне исполнялась Воля Божия. Она всегда благая.

А если тебя Бог в ад пошлет?

У меня есть неизменная вера и преданность воле Божией. И я их захвачу с собой. Лучше с Богом в аду, чем в раю без Бога.

На эту тему есть и другой пример. Человек спрашивал у Господа, как спастись, а ему в ответ было видение: чтобы спастись, нужно терпеть. Многим из нас этого искать не нужно. Но только не надо отказываться от того, что Господь дает.

Все «раи», которые пытались устроить на земле без Бога, все не то. А как раз с Богом - именно то. В этих местах в 1927 году сидел мой отец. Он был в лагере в Кеми. Там же был схиархиепископ Коломенский Феодосиий - он сейчас уже канонизирован. Мой отец пришел к нему и сказал:

Владыка, не знаю, как быть?

А ты положись на волю Божию.

Да я положился…

А чего ко мне пришел? В лучших руках твое дело.

Отец пробыл там 4 года. Потом его освободили. Он прошел войну, стал священником. Вот живой пример, как Господь провел его по правильному пути. И владыку этого Господь тоже потом освободил, - он сподобился исповеднического венца… Это конкретная жизнь. И происходит не где-то, а здесь, с нами… Только нужно применить это к себе. Нам кажется, что мы не имеем к этому отношения. Нет. Мы имеем к этому прямое отношение, другое дело, что наши, так называемые, скорби, они настолько далеки от тех скорбей, которые люди терпели здесь, как от земли до неба…

Я немножечко пошучу об этом. Ко мне пришел молодой человек и говорит: «Я живу в невыносимых условиях, у меня даже душа нет в общежитии». Я говорю: «А у нас туалета нет, ведро нужно выносить. У нас выносимые условия, а у вас - невыносимые: ведро вам выносить не нужно. Вот такие наши современные «невыносимые условия» - ведь мы сейчас часто живем, как сыр в масле катаемся. И считаем условия плохими. Какие же мы избалованные и духовно слабые! А нужен какой-то подвиг.

Отец Сергий - иеромонах Серафим в постриге, который сподобил меня служить, 1890 года рождения, четко говорил: «Нужен подвиг. Без подвига не спастись».

Все примеры, которые совершались и совершаются, невозможны без подвига. Все, что совершается, совершается на путях Промысла Божия.

Я слышал такую притчу: один человек приходит к своему старцу и говорит: «У меня в жизни ничего не ладится, что мне делать?» - «Терпеть надо. Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, терплю и я. Бог сам терпел и нам велел». Потом проходит время, и снова тот человек говорит: «Ну что же это: терпишь, терпишь, - ничего не меняется. Все равно, что воду решетом носить». - «А ты, - говорит старец, - дождись зимы, столько воды будет - решетом не дотащишь…»

И вот подтверждение: на Соловках в лагерях сидели люди, страдали, а теперь здесь прославляется Имя Божие! И тогда прославлялось, только тайно… Когда преподобному Серафиму говорили: «Посмотрите, батюшка, жизнь-то какая…» (А в то время уже были декабристы) Он отвечал: «Илия пророк какого духа орлиного был, и то говорил: «Остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее” (3 Цар 19. 14). Но Господь сказал ему: «Впрочем, Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей: всех этих колена не преклонились пред Ваалом, и всех этих уста не лобызали его» (3 Цар. 19. 18). 7000 мужей… А у нас сколько будет душ в России…»

И вот это как раз свершилось, и свершается по сей день. В душе человеческой происходит то, что знает один Бог. Есть множество примеров - и те, кто постарше застали время, когда вокруг все казалось безбожным. На самом деле, не совсем так. Было много рабов Божиих. И ради них за молитвы святых Господь совершил то, что свершилось. И больше еще может совершить - Богу все возможно

У Иоанна Крестьянкина есть замечательная проповедь о доброделании, где говорится, что надо все делать потихонечку, не замахиваться на великие дела, а совершать малое доброделание.

Об этом еще 2000 лет назад святые отцы писали. Так к Антонию Великому пришли с просьбой: «Дай нам заповедь». А он им отвечает, что заповедь уже дана: «Ударили по правой щеке, подставь левую».

Нет, отче, не можем.

Ну хотя бы, когда ударили, сдачи не давай.

Тоже не можем…

То есть они такие духовно больные, что даже такого не могут.

Подвиг не обязательно должен быть великим. Для нас подвиг: придержал язык, удержал мысль, отсек ее. Вот уже маленькая, но победа. Жизнь она так утешает, столько веселья приносит. Удивляешься даже. И проблемы - это, на самом деле, поучения.

Однажды мне звонит раба Божия и спрашивает: «Что делать, - ребенок не спит плачет». Я спрашиваю: «Сколько ему?»

Девять месяцев.

А что там с зубами?

Режутся.

Пока не вылезут, терпеть нужно. Ты обрати внимание - и это для многих полезно - человек рождается и начинает есть. Он уже ест, а зубов нет. Потом появляются зубы. Он продолжает есть. Потом зубы вываливаются. Он продолжает есть. Иногда уже вывалятся, а он ест. Получается, человек ест от рождения до конца жизни, а зубы не все время. Зубы появляются перед тем, как человек начинает говорить, - чтобы держал язык за зубами. Понятно теперь основное назначение зубов? Для слов они даны: и чтобы говорить и чтобы держать это слово… А если они не держат язык, то начинают вываливаться… Или язык вышибает зубы. А мне говорят: «Батюшка, теперь столько тысяч стоит зуб отремонтировать…» Видите, как предки наши были прозорливы: молчание - золото.

Сколько поучительного обычная жизнь дает. А начнешь язык держать, вслед за ним и мысли будут придерживаться. Язык предваряет мысль. Вот и святитель Николай об этом говорит, будете читать ему Акафист, вспомните: «молчаньми бо прежде и бореньми с помыслы..» Сначала молчание, потом борение с помыслами. Святитель Николай показал образец веры и кротости. Тут нужно только молиться и смиряться.

Просите помощи Божией. Видите, сколько наша повседневная жизнь дает нам примеров… Только исполняй. Аминь.

ДАР ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СМЕРТИ

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день памяти пророка Божия Илии…

Илия встретил своего Бога в пустыни в пещере, после того как прошел долгий путь в течение сорока дней и ночей. То, что ему дано было пережить, - совершенно новое, не открытое доселе Писанием о Боге. Бог не присутствует ни в сильном ветре, ни в землетрясении, ни в огне. Иными словами, Бога нет в том, что еще вчера было ответом на молитву Илии перед пророками Ваала. Это оружие оказывается как бы устаревшим.

Почему ему надо было идти в течение сорока дней? Сорок - это число дней, равное числу лет, в течение которых отцы должны были проходить через пустыню. Почему пещера, в которой было явление Бога Илии, находилась в Хориве? Хорив - это другое название Синая, где Моисей встретил Бога. Тогда Бог прошел там, проведя перед ним всю славу Свою. Покрыв Своей рукой лицо Моисея, которого Он поставил в расщелину скалы. Теперь Илия, паломник Хорива, выйдя из пещеры, покрыл лицо свое милотью, потому что Бог пройдет перед ним.

Есть много общего между Моисеем и Илией. Однако откровение, дарованное Илии о гласе хлада тонка, о голосе, который есть Божественное молчание, отлично не только от громоподобных чудес самого Илии. Речь идет о новом видении всего, что связано с Моисеем, и устрашающим даром Синайских скрижалей. Илия остается Илией, но в то же время он иной. Точно также Бог остается Богом, но Он по-иному, чем раньше, являет Себя человеку. В огне и в землетрясении на горе Синай, Бог остается невидимым. «Гора горела огнем до самых небес, и была тьма, облако и мрак. И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас» (Втор. 4:11-12). Наступают иные времена. Надо, чтобы Моисей и Илия были увидены вместе, и увидены в том же самом свете. Ученикам Христовым будет дано увидеть не только свет Преображения Господня, но и участие в нем великих пророков. «И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Поразительна в библейском повествовании об Илии история Навуфея. Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.

Илия не познал смерти, но был взят на небо на огненной колеснице, запряженной огненной конницей. Для имеющих духовное зрение невидимое становится видимым. Место погребения Моисея никто не может обнаружить, а с Илией совершается небывалое чудо. Пророк хочет воспрепятствовать своему ученику стать свидетелем его восхождения на огненной колеснице. Никто не должен видеть этой тайны. Но может ли он избавиться от Елисея, который следует за ним до конца?

Дар избавления от смерти не дается просто. Требуется некоторое участие в этом и со стороны человека. В течение последующих веков в богоизбранном народе не угасает ожидание, что Илия снова придет. Но мы видим, какая разница между Илией, избавленным от смерти, и Сыном Божиим, принимающим смерть, чтобы оплатить долг за Илию. И не только за него. Будет еще у Илии после горы Фавор - гора Голгофа. Именно на Голгофе мы услышим насмешки по поводу ожидания возвращения Илии: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его» (Мф.27:45-49). В этот час Илия даст о себе знать в последний раз. Кажется, как на горе Преображения, он присутствует на Голгофе рядом с Господом. Но на этот раз он приобщается Христу в молчании, приобщаясь молчанию гласа хлада тонка, силе Господней, которая раскрывается в явлении предельной немощи. Однако церковное Предание свидетельствует, что последний раз наступит, когда он будет послан на землю накануне Второго Пришествия Христова, во время его проповеди о том, что грех и смерть - тождественные понятия, так же как сила и милость Господня, и будет за эту проповедь убит.

Благо нам, что мы умираем. Потому что только так можем мы приобщиться в полноте смерти Христовой, а значит и Его жизни, Его Преображению и Воскресению.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России