В госдуму внесли законопроект о реновации в регионах. В госдуму внесен законопроект о реновации жилищного фонда в рф

«О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

17 мая 2017 г. Московская городская Дума приняла Закон города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве».

Московский закон вступит в силу после принятия аналогичного федерального закона, который в настоящее время рассматривается Государственной Думой.

Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

  • реновация жилищного фонда в городе Москве (далее — реновация) — совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, создания общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
  • программа реновации — нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы.

Статья 2. Правовая основа обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации

  1. Правовую основу обеспечения гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
  2. Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации

  1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания, устанавливаются Правительством Москвы.
  2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации

1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь такого жилого помещения и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение является благоустроенным и соответствует стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом города Москвы;

3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственности или на основании письменного заявления указанного лица — по договору социального найма.

Статья 5. Гарантии прав граждан на получение равноценного возмещения за освобождаемое жилое помещение при осуществлении реновации

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения, порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации

  1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи или гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
  2. В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований снятия их с данного учета.

Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих лиц, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

Статья 8. Гарантии прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения при осуществлении реновации

Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Статья 9. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт при осуществлении реновации

С момента утверждения программы реновации собственники жилых помещений многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Статья 10. Дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации

1. Территория для размещения многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации (далее также — многоквартирные дома, предназначенные для переселения), предусматривается преимущественно в границах квартала, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.

2. Правительство Москвы утверждает с учетом положений настоящей статьи требования к подготовке градостроительной документации в целях осуществления реновации, предусматривающие в том числе требования к:

1) формированию сети улиц и дорог, парковочного пространства;

2) формированию тротуаров, в том числе в части требований к прифасадной зоне (размещение входных групп, информационных конструкций и площадок сезонных (летних) кафе), пешеходной зоны (организация транзита пешеходов, в том числе маломобильных граждан, размещение мест кратковременного отдыха); зоны озеленения (выполнение санитарно-защитной и эстетической функции, размещение газона, деревьев и кустарников), технической зоны (содержание проезжей части, организация площадок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения);

3) организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне дворовых территорий (отдыха, игр детей, спортивные, спортивно-игровые), объекты рекреации (внутриквартальные скверы, бульвары, сады).

3. Показатели минимальной обеспеченности жителей многоквартирных домов, предназначенных для переселения, объектами социальной инфраструктуры, а также показатели максимальной территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры для жителей указанных многоквартирных домов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы, а также с учетом существующего дефицита указанных объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории.

Статья 11. Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации

1. Правительство Москвы утверждает требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан при осуществлении реновации, с учетом положений настоящей статьи.

2. В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строительство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современных панельных конструкций, обладающих высокой энергоэффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан.

3. Внутренняя планировочная организация жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, должна предусматривать возможность вариативности планировки или предусматривать проемы в межкомнатных стенах.

4. Для размещения наружного блока кондиционера в многоквартирных домах, предназначенных для переселения (кроме многоквартирных домов с централизованными системами кондиционирования воздуха), должны предусматриваться специально выделенные конструктивные и инженерные элементы.

5. При формировании жилой застройки должно предусматриваться размещение входов в жилую часть многоквартирных домов, предназначенных для переселения, со стороны двора и с улицы, в нежилые помещения в указанных многоквартирных домах — только со стороны улицы.

6. При организации входных групп в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, в целях обеспечения доступа для маломобильных граждан и создания безбарьерной среды должны быть одновременно предусмотрены:

1) единый уровень отметки пола этажа: без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты;
2) минимизированный перепад между уровнем входа с тротуара и уровнем пола входного вестибюля.

Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Статьи 1 и 3 настоящего Закона в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации вступают в силу со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка к проекту закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»

В целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения в городе Москве устойчивого развития жилых территорий в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 120505-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», который был принят в первом чтении 20 апреля 2017 года.

Принимая во внимание необходимость создания дополнительных гарантий защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении планируемой в рамках указанного проекта федерального закона реновации жилищного фонда в городе Москве, подготовлен проект закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» (далее — законопроект).

При этом предусмотренные настоящим законопроектом гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц не отменяют иные гарантии жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, ранее установленные федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в том числе Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Законопроектом предлагается определить понятия «реновация» и «программа реновации».

Перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, будет определен в программе реновации. При этом в такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, в которых жители поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

Законопроект также направлен на создание гарантий учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации в формах и в порядке, установленных Правительством Москвы. Соответствующий порядок был утвержден постановлением Правительства Москвы от 2 мая 2017 года № 245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве».

Устанавливается, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

Кроме того, законопроектом предусматривается ряд положений, закрепляющих конкретные дополнительные гарантии жилищных и имущественных прав, связанных с осуществлением реновации жилищного фонда в городе Москве.

Законопроектом определяется, каким требованиям должно соответствовать равнозначное жилое помещение.

Необходимо отметить, что уровень защиты прав переселяемых в рамках реновации граждан существенно повышается по сравнению с действующими нормами законодательства города Москвы, согласно которым переселение граждан возможно в район города Москвы, где они проживали, и граничащие с ним районы в рамках одного административного округа, а в случае с Центральным административным округом города Москвы — в границах административного округа.

Впервые гарантируется предоставление переселяемым гражданам благоустроенных жилых помещений с улучшенной отделкой, параметры которой будут определены правовым актом города Москвы. При этом уровень комфорта предоставляемых жилых помещений будет существенно выше, чем в жилых помещениях с «муниципальным ремонтом», и позволит переселяемым гражданам незамедлительно въехать в новые квартиры без затрат на ремонт.

При этом на практике предоставление равнозначных жилых помещений будет осуществляться с учетом конструктивных особенностей современных квартир, что приведет к увеличению общей площади новой квартиры по сравнению с квартирой, расположенной в старом, сносимом доме. Увеличится в новых домах и площадь помещений общего пользования, в том числе межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтовых шахт, коридоров, подвальных помещений.

Строительство домов в рамках реновации предполагается из монолита или современных панельных конструкций, с высокой энергоэффективностью, возможностью внутренних перепланировок, с соблюдением современных стандартов по приспособлению домов для маломобильных граждан. В целом, по рыночной оценке, увеличение стоимости предоставляемых новых квартир по сравнению со стоимостью освобождаемых квартир может составить до 35 процентов.

Законопроектом также предусматривается возможность для собственников жилых помещений вместо равнозначного жилого помещения выбрать равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

Для граждан, состоящих на жилищном учете, законопроектом закрепляется возможность улучшения жилищных условий, в частности, возможность предоставления им жилых помещений по предусмотренной законодательством города Москвы норме предоставления (18 кв. метров на одного человека) в порядке, установленном Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Для нанимателя жилого помещения по договору социального найма законопроектом устанавливается право по его выбору получить новое жилье в собственность бесплатно или по новому договору социального найма.

Ветеранам, одиноким и (или) одиноко проживающим лицам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам, малоимущим гражданам и иным категориям граждан, установленным Правительством Москвы, будет оказано содействие в организации и осуществлении переселения.

Для собственников нежилых помещений в соответствии с законопроектом устанавливается возможность получить равноценное возмещение в денежной или натуральной форме.

Согласно законопроекту с момента утверждения программы реновации жители многоквартирных домов, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Наконец, законопроектом предусмотрены дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации.

Законопроектом предусматривается вступление в силу его положений со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве», за исключением норм в части выявления и учета мнения жителей при формировании проекта программы реновации, которые вступят в силу со дня его официального опубликования.

Таким образом, принятие закона города Москвы «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» позволит существенно повысить уровень защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве.

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о реновации устаревшего жилищного фонда Москвы. За принятие закона проголосовали 399 депутатов, против - двое, один парламентарий воздержался.

После принятия в первом чтении законопроект о реновации прошел существенную доработку.

Так, ко второму, основному чтению было внесено более 130 поправок от депутатов и правительства, большинство из которых было принято. Кроме этого, были разработаны и приняты важные поправки после прошедших в Госдуме парламентских слушаний по реновации, в которых приняли участие жители хрущевок.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин уверен, что закон о реновации жилищного фонда Москвы эффективно защищает права граждан.

"В ходе доработки законопроекта мы с вами внесли большое количество поправок, и сегодня с уверенностью можно сказать, что вопросы тех, кто хотел бы, чтобы жилой дом участвовал в программе, решены, все права граждан защищены очень эффективно", - подчеркнул спикер.

"Мы с вами увязали срок включения дома в программу с техническим состоянием дома: если дом старый и износ высокий, то тогда как можно быстрее нужно включить в программу расселения, а если дом в хорошем состоянии - то это можно через 10-15 лет", - добавил он.

Кроме этого, в законе есть норма, снимающая "опасения многих москвичей о включении в программу ни с того ни с сего".

"Мы приняли поправку, которой подводим черту под включением в программу жилых домов с датой вступления в силу настоящего закона, если он будет подписан президентом, на этот вопрос мы нашли ответ", - указал спикер.

"Закон рассмотрим на заседании, которое пройдет 28 июня. Скорее всего, он будет одобрен", - отметил представитель комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Комитет одобрил концепцию проекта по реновации столичного жилого фонда, сделав ряд замечаний, еще в начале апреля.

Гарантии собственникам

Согласно закону, граждане, которые живут в коммунальных квартирах, должны будут получить отдельное жилье. Порядок включения домов в программу реновации определяется уровнем их износа и технического состояния. Владельцам нежилых помещений установлена гарантия на предварительную компенсацию за помещения, которые будут изъяты при сносе.

В законе также прописана норма, в соответствии с которой включение в перечень домов, попадающих в программу, будет прекращено до подписания закона президентом.

Документ дает четкое определение понятию "реновация": "совокупность мероприятий, направленных на обновление среды проживания граждан в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в Москве и в целях обеспечения развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территорий".

Уточненяются характеристики домов, которые смогут попасть в программу реновации: многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период 1957-1968 гг., с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий.

В законе отмечается, что собственники квартир смогут получить на выбор равнозначное или равноценное жилье, а также денежную компенсацию. Новое жилье будет находиться в пределах того же района. Исключениями стали Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа: там квартиры будут давать в пределах того же округа, а не района.

Кроме того, москвичи смогут за дополнительную плату получить квартиры больше площади или с большим количеством комнат. Отмечается, что это может быть сделано за счет средств материнского капитала.

Жители будут освобождены от уплаты взносов за капремонт сразу после того, как по конкретному дому будет принято решение о сносе.

Согласно закону, собственники и наниматели квартир в домах, подлежащих сносу, не могут быть выселены, пока им не передали новое жилье или не выплатили денежную компенсацию.

Регламент голосования по реновации и гарантии ипотечникам

Закон содержит информацию о гарантиях для жителей, которые приобрели квартиры подлежащих сносу домах в ипотеку. Отмечается, что ипотечный кредит перейдет на новые квартиры, которые будут предоставлены в рамках программы реновации.

При этом в законе указано, что нормы о реновации не касаются аварийного жилья. Эти дома не будут включены в программу реновации, так как их снос и гарантии жителям регулируются уже существующими законами.

Позже было принято решение изменить систему учета голосов. Согласно документу, голоса молчунов будут распределяться пропорционально результатам проголосовавших. Для того чтобы дом снесли, потребуется поддержка двух третей его жителей.

В законе также указано, что жильцы в течение 90 дней со дня принятия решения о реновации до дня подписания документов о праве собственности или договора о социальном найме на новое жилье либо до выплаты компенсации смогут провести собрание собственников помещений об исключении их дома из проекта программы.

Для этого необходимо собрать более одной трети от общего числа голосов всех собственников помещений в таком доме. Если соответствующее решение будет принято, дом исключат из программы.

В законе также оговариваются права предпринимателей, арендующих помещения в подлежащих сносу домах. Представители малого и среднего бизнеса могут заключить договор аренды равнозначного помещения с сохранением всех имеющихся льгот и без проведения торгов.

В соответствии с итоговым текстом документа устанавливается, что собственникам квартир в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, предоставляются равнозначные жилые помещения. При этом под равнозначным жильем понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

  • жилая площадь и количество комнат в новой квартире должны быть не меньше чем в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь жилья должна быть больше, чем освобождаемого;
  • квартиры должны соответствовать стандартам благоустройства, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 " ";
  • иметь улучшенную отделку;
  • дома, в которых будут предоставлять жилье, должны быть расположены в том же районе города Москвы, что и многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если планируемый к сносу дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы (границы определяются по состоянию на 1 января 2017 года). В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен дом, подлежащий реновации.

При этом собственник жилого помещения на основании письменного заявления вправе вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить равноценное возмещение в денежной форме или равноценное жилье. Принять решение об альтернативном возмещении собственник должен в течение 30 дней со дня получения проекта договора о переходе права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного. Однако если в квартире совместно с собственником проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, предоставление возмещения в денежной форме не допускается.

Между тем собственники вправе приобрести у города за доплату квартиру большей площади или с большим количеством комнат. Причем для этих целей можно будет воспользоваться средствами материнского капитала, жилищных субсидий и социальных выплат и иных не запрещенных законодательством источников.

Наниматели жилых помещений взамен освобождаемого жилья смогут получить равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления – в собственность. А жители коммунальных квартир смогут получить отдельную квартиру, а не комнату.

В каких случаях жилье признается непригодным для проживания? Узнайте из материала "Признание жилого помещения непригодным для проживания" в "Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите на 3 дня бесплатно!

Собственники жилых помещений освобождаются от уплаты взносов на капремонт общего имущества, включенном в программу реновации, со дня ее утверждения. Уточняется, что ранее внесенные собственниками взносы будут использованы в ходе реализации программы реновации.

Также закрепляется, что в программу будут включены многоквартирные дома с количеством этажей не более девяти, возведенные по типовым проектам, разработанным в период 1957-1968 гг., с использованием типовых изделий стен и перекрытий.

Войти в программу реновации смогут те дома, голосование по которым будет проведено до дня вступления в силу закона.

В рамках реализации программы улучшения жилищных условий летом 2017 года Госдума РФ приняла Закон о реновации жилищного фонда. На данный момент нововведение касается лишь жителей столицы - гражданам, проживающих в устаревших домах, предложат новую жилплощадь, при этом право выбора за включение в программу реновации останется за самими жильцами, и решать этот вопрос они могут путем коллективного голосования. Рассмотрим основополагающие моменты данного закона.

Согласно ФЗ N141-ФЗ от 1 июля 2017 года, получившим название “Об изменениях в Законе РФ «О статусе столицы РФ», и отдельных законодательных актах в части регулирования правоотношений в целях реновации жилищного фонда в Москве», сама реновация коснется типовых конструкций жилых домов до , построенных в промежутке с 1957 по 1968 год - так называемый “первый период индустриального домостроения”. Нормативный порядок проведения реновационных процедур излагается в 15 статьях документа. Взамен городские власти обязуются предоставить жителям хрущевок, включенных в программу реновации, новое альтернативное и более .

Однако, реформа жилищного фонда в столице затронет далеко не все старые дома - присоединение к программе реализуется посредством добровольного собственников квартир и поддержкой данной идеи 2/3 из числа проголосовавших жильцов.

Если же против реновации дома выступит 1/3 голосующих + 1 человек -переселение будет невозможно, пока не наберется необходимое количество желающих. Программа также предусматривает возможность исключения того или иного дома из плана реновации по решению большинства на общем собрании собственников квартир.

Снос пятиэтажных домов - законодательное пояснение

Стартовавшая в 2017 году программа реновации жилищного фонда запланирована на 15 лет, в течение которых будет происходить массовое выселение из ветхих , а сами дома будут постепенно снесены. На начало действия программы летом 2017 года в , которые планируется снести, попали около 5 тысяч московских домов. При этом, согласно законодательным пояснениям, именно техническое состояние дома будет главным фактором сноса хрущевок - чем старше дом, тем быстрее переселят его жильцов.

Важно понимать, что реновация не затронет строения, находящиеся в - их продолжат сносить в соответствии с планом существующей ранее отдельной законодательной программы.

Переселение людей и план постройки новых домов

Согласно ФЗ №141-ФЗ от 1 июля 2017 года, жильцы квартир в домах, попадающих под реновацию, и которые будут вынуждены переселиться, смогут выбирать из трех предложенных вариантов:

  • обменять свою квартиру на в том же районе с одинаковым числом комнат и улучшенными кухней, коридором, санузлом;
  • переехать в новое жилье, рыночная которого будет эквивалентна прежней квартире с учетом средств, необходимых для проведения капитального ремонта;
  • получить компенсацию в виде денежных средств с учетом всех издержек.

Такую компенсацию получат также и владельцы нежилых помещений , находящихся в домах, которые попадают под снос. Предполагается, что более улучшенное жилье получат и собственники - им будет предлагаться отдельная квартира.

А вот те, кто не согласится с общим решением о включении дома в реновационный проект, будут вынуждены переселяться в судебном порядке. Закон сохраняет их право обжаловать решение судебного органа, однако согласие большинства жильцов на переселение минимизирует шансы остаться и дальше проживать в ветхом доме.

Сообщается, что при проектировании новых сооружений архитекторы будут соблюдать принципы квартальной застройки. Они предусматривают постройку 6-14 этажей с закрытыми для проезда автомобилей дворовыми территориями, несколькими видами стояночных площадей, детскими площадками, зелеными насаждениями, а также прочими элементами благоустройства.

Правовое консультирование в вопросах реновации жилищного фонда

С началом действия реновации жилищного фонда с июля 2017 года в Москве, жители столицы, ставшие участниками программы реновации, имеют возможность получить бесплатную юридическую консультацию в центрах админуслуг “Мои документы” при содействии адвокатской палаты. Юристы органа будут консультировать граждан в вопросах реновации в регламентированное время и день недели. Такую инициативу предложили городские власти в целях защиты имущественных и жилищных прав граждан от возможных неправомерных действий в процессе реновационных процедур в российской столице.

Помимо бесплатных консультаций членами московской адвокатской палаты, собственники квартир в домах под реновацию, также могут обратиться к частным юристам и адвокатам в жилищных вопросах. Стоимость такой частной консультации может колебаться от одной до нескольких тысяч рублей.

В заключение отметим: на данный момент программа реновации жилищного фонда, стартовавшая в 2017 году, действует лишь в российской столице - с началом действия акции сразу несколько тысяч домов в Москве были добровольно включены их жильцами в проект по . Чиновники сообщают, что в ближайшем времени в Госдуме будет рассмотрен законопроект о реновации и в других российских городах. Сообщается, что реновация, как и в Москве, затронет исключительно ветхий жилищный фонд - аварийные здания будут сноситься в отдельном законодательном порядке.

Столица Российской Федерации – Москва – является самым густонаселенным городом в нашей стране и даже в Европе. По самым скромным официальным подсчетам, численность населения Москвы на сегодняшний день составляет более 12 млн. человек. Это территория с огромным экономическим потенциалом. Стоимость земли здесь поистине баснословная. Однако на плечах города тяжким бременем лежит ветхий жилой фонд, который более не отвечает запросам современного города, устарев как морально, так и физически. Этот фактор блокирует возможность развития современной инфраструктуры города. Поэтому в 2017 году московские власти решились на кардинальные меры, приняв резонансный закон о реновации жилья.

Общие сведения

Реновация жилищного фонда столицы будет производиться в течение 15 лет. По результатам голосования москвичей в нее будет включено более пяти тысяч домов.

Также читайте ФЗ о частной детективной деятельности. Подробности

Основные положения 141 ФЗ

В статьях принятого «закона о реновации хрущевок в Москве» разъясняется порядок включения многоквартирного дома в программу реновации, предоставления компенсации собственникам жилых и нежилых помещений таких домов и другие существенные аспекты. Рассмотрим подробно основные положения.

В программу включаются многоквартирные дома не выше девяти этажей, построенные по типовым проектам 1957-1968 гг. — так называемые «хрущевки» .

Вопрос о включении жилого дома в проект реновации решается путем общего голосования жильцов. Для участия в программе необходимо набрать не менее 2/3 голосов «за».

Читайте также о ФЗ 115 в новой редакции. подробности

В решении о выводе из эксплуатации (речь идет о специальном документе) должны содержаться планируемая дата сноса дома, входящего в проект реновации, и иные сведения, обозначенные нормативным актом г. Москвы. Согласно части 3 статьи 7 закона, нельзя принять решение о выводе здания из эксплуатации до тех пор, пока не будет произведено выселение всех владельцев и нанимателей квартир дома, включенного в проект о реновации.

Хозяевам жилых помещений предоставляются следующие гарантии по обеспечению их жилищных прав:

  • Новое равноценное жилье . Таковым считается жилье, площадь и количество комнат в котором не меньше, чем в изъятом. Здание, в которое предстоит переселиться новым жильцам, должно соответствовать всем технических требованиям и требованиям в части благоустройства, перечень которых также определяется законодательным актом г. Москвы.
    Новое здание должно находиться в том же районе, где находилось старое жилье. Исключениями являются Троицкий, Новомосковский и Зеленоградский округа г. Москвы. Их жителям предоставят жилье в пределах указанных административных округов.
  • Равноценное денежное возмещение.

С момента опубликования закона более невозможно внести в перечень новые здания, так как в программу реновации могут попасть лишь те дома, жильцы которых провели голосование об участии в данном проекте до официального опубликования закона.

Однако выход из программы реновации возможен. Для этого необходимо провести повторное голосование. Если более одной трети жильцов проголосуют «против», дом будет исключен из проекта.

Положения закона РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (в редакции настоящего федерального закона), не касаются вопросов о признании многоквартирного здания аварийным и подлежащим обязательному сносу.

Если договор аренды нежилого помещения субъектом малого или среднего бизнеса был прекращен в связи с проектом реновации, заключается новое арендное соглашение с предоставлением равнозначного помещения, находящегося в муниципальной собственности г. Москвы в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17.1 . Новый договор заключается без торга и с сохранением всех предоставленных льгот.

В Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» добавлена статья 41.1. Согласно ее положениям, изменение предмета ипотеки не считается поводом для пересмотра обязанностей сторон по договору об ипотеке жилья в многоквартирном доме, входящем в перечень зданий, включенных в программу реновации жилого фонда.

Читайте о последних изменениях в законе ФЗ 99

Скачать федеральный закон о реновации в последней редакции

Закон 141-ФЗ о реновации жилья в Москве был принят спустя долгое время, затраченное на обсуждение, корректировку и доработку. Проект стал, пожалуй, самым резонансным событием в Москве за долгое время. Прежде чем обрести окончательную форму, законопроект претерпел огромное множество изменений.

Программа реновации жилого фонда г. Москвы – весьма перспективный проект, который призван освободить столицу от старых и неэстетичных домов, а также улучшить бытовые условия для жителей столицы.

Для детального ознакомления со всеми особенностями закона о реновации жилья, предлагаем «О внесении изменений в закон РФ «О статусе столицы» и отдельные законодательные акты в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте РФ – г. федерального значения Москве».