Виды амплуа. Что такое амплуа? Амплуа - способ типизации

Амплуа - тип актерских ролей. В амплуа учитываются внешние и психофизические черты персонажа и соответствующие им данные актера.

Во второй половине XV века в европейском театре появляется специализация актеров по определенному типу персонажей. Она получает название амплуа (в переводе с французского - применение).

Самые древние амплуа - трагик и комик. Они возникли из основных масок античного театра.

Возникновение европейской системы амплуа как некоего свода правил, касающегося актерской игры, сложилось в эпоху театра классицизма. Согласно классицистской системе амплуа, актер, претендующий на определенную роль, должен обладать, в первую очередь, соответствующими для этой роли внешними данными (рост, сложение, тип лица, тембр голоса и прочее). Так, если актер имел высокий рост, статную фигуру, правильные черты лица, низкий голос, он мог рассчитывать на роль героя в трагедии. Актер же маленького роста, неправильного телосложения, с более высоким голосом годился только на роли комического плана.

Переходы из одного амплуа в другое не допускались, за исключением возрастных амплуа: состарившийся трагический герой-премьер, к примеру, становился «благородным отцом». Каждому амплуа соответствовала своя линия поведения, свои декламационные и пластические особенности.

Первой фиксированной русской системой амплуа можно считать, по-видимому, Роспись (1766), составленную императрицей Екатериной II. По этой Росписи в императорской театральной труппе (Санкт-Петербург) полагалось иметь актеров и актрис на следующие амплуа: первый, второй, третий трагические любовники; первый, второй, третий комические любовники; пер-нобль (благородный отец); пер-комик (комический старец); первый и второй слуги; резонер; подъячий; два конфиданта (наперсника); первая, вторая и третья трагические любовницы; первая, вторая комические любовницы; старуха, первая и вторая служанка; две конфидантки (наперсницы). Состав труппы императорского театра через полвека (в начале 1810-х) включал уже и другие амплуа: амплуа царя в трагедиях, петиметра (щеголя), простака, молодой кокетки, невинной (инженю); в то же время некоторые амплуа (например, подъячий) из театрального штата исчезли.

В 19 в. появляется много новых амплуа, среди которых травести, гранд-кокетт, неврастеник и др. В конце 19 в. в русской театральной практике встречаются амплуа, дифференцированные по национальным, социально- бытовым, возрастным и др. признакам. Так, в Указателе пьес для любительских спектаклей с обозначением ролей по амплуа и необходимых декораций (М., 1893) значатся национальные амплуа «армянина», «татарина», «еврея», «немца», социально-бытовое амплуа «купца», возрастные детские амплуа «девочки» и «мальчика». Движение к увеличению списка амплуа, к его конкретизации связано с возрастающим интересом театра 19 в. к человеческой индивидуальности.

Осознание амплуа как эстетической категории театра произошло в начале 20 вв. Противниками театральных амплуа выступили К.С.Станиславский, М.А.Чехов, видевшие в игре по амплуа - театральные штампы и рутинерство, препятствие для развития актерской индивидуальности

Что такое амплуа? В переводе с французского языка это означает роль. Данным термином обозначается театральная классификация, которая узаконивает и регулирует в театральной практике соответствие психологических и физических данных актера и стиля его игры определенной роли. Также термином «амплуа» обозначают один из способов типизации в драматургии.

Амплуа, в широком смысле слова, бывает драматическим или комическим. Еще в Древней Греции актеры театра делились согласно обозначенным амплуа.

Английский театр во времена Елизаветы I

Елизаветинский театр - расцвет английского драматического театра, который приходился на конец XVI - начало XVII века. Он, в основном, связан с творчеством Уильяма Шекспира. Так как женщин среди актеров не было, женские роли исполнялись юношами. Труппы были достаточно малочисленными. За время спектакля один актер исполнял абсолютно различные роли, даже разнополые.

Европейская система амплуа

Данная система в качестве свода правил актерской игры возникла еще в эпоху классицизма. Согласно этой системе, актер, который претендует на определенную роль, должен соответствовать ей по своим внешним данным: телосложением, ростом, типом лица и тембром голоса. Если актер был счастливым обладателем статной фигуры, высокого роста, правильных черт лица и низкого голоса, то он мог быть главным героем в трагедии или драме. Если же у лицедея был низкий рост, неправильное телосложение и высокий голос, то он мог исполнять лишь комические роли.

Перейти из одного амплуа в другое было невозможно, за исключением только одного - возрастных изменений: состарившись, герой из трагедии становился, например, благородным и мудрым старцем. Амплуа диктовало и линию поведения, и пластические и декламационные особенности.

В XVIII-XIX веках система амплуа продолжила свое существование больше в устной практике, чем в теории. Тогда по этой системе формировалась театральная труппа. Она позволяла учитывать самые распространенные драматургические типы и помогала набрать актеров для любого репертуара.

Были разные способы классифицировать актеров по амплуа. К примеру, Патрис Пави обозначил типажи согласно социальному положению (слуга, король), по костюму (роль в корсете, роль в мантии), по функции в драматическом действии (любовник, инженю, наперсник, злодей). Но реально применялись смешанные системы амплуа. Что такое амплуа? Система, которая, составляя одну из основ театра, еще более подвижная и гибкая, чем система масок.

Система амплуа в Российской империи

«Роспись», составленная российской императрицей Екатериной II в 1766 году, - первая фиксированная русская система амплуа. Согласно ей и набиралась императорская театральная труппа Санкт-Петербурга.

К концу XIX века в российском театре появились такие амплуа актрис и актеров, которые дифференцировались по возрастным, социально-бытовым и национальным признакам. Увеличение и конкретизация списка амплуа были связаны с возрастающим интересом театра к индивидуальности человека.

Противниками системы амплуа были М. А. Чехов и К. С. Станиславский, которые видели в ней устаревшие стереотипы, только препятствовавшие развитию индивидуальности актера. Сторонниками этой системы были В. Э. Мейерхольд, А. Р. Кугель и Н. Н. Евреинов, которые осознавали, что она является театральным способом классификации человеческих типов.

В брошюре, изданной в 1922 году И. А. Аксеновым, В. М. Бебутовым и В. Э. Мейерхольдом, дается на ответ на вопрос: что такое амплуа - должность, которую занимает актер, обладающий определенными внешними данными. Авторы попытались создать таблицу, которая насчитывала 17 пар мужских и женских амплуа, охватывающих всю драматическую литературу.

Скрытая система амплуа, роли по которой распределяются в театре, существует и в наши дни.

Амплуа - способ типизации

Что такое амплуа в драме? Это способ типизации, который родственен драматургическому типу-маске и противоположен характеру.

Драматургическим типом-амплуа является отказ от показа индивидуальности человека с целью усиления каких-либо отдельных его качеств. Подобный персонаж является представителем определенной группы.

По мере развития и совершенствования театра возникают новые оттенки сценических образов в соответствии с современными реалиями.

Многие, размышляя об актерском даровании, задумывались и о таком определении, как амплуа артиста. Сегодня мы поговорим об этом и попробуем понять: амплуа - это приговор, штамп, который, по мнению К. С. Станиславского, не позволяет актеру развить свою индивидуальность, или все же возможность уяснить, в каких именно ролях дарование проявится особенно ярко.

Итак, амплуа - что это?

Слово «амплуа» пришло к нам из французского языка, где оно означает "место, должность, способ применения". В данным словом определяют роли, в которых преимущественно занят зависимости от его психологических и физических особенностей, не забывая при этом о его уровне мастерства и технике игры.

Как в театральном искусстве появилось понятие «амплуа»? Что это слово означало в 15 веке?

В европейском театре во второй половине 15 века возникает разделение актеров по типажу. Первыми и самыми древними, как вы понимаете, были амплуа трагика и комика, появившиеся еще в Древней Греции, а затем к ним присоединились и такие аллегорические образы, как Добро, Зависть, Разум, а также дурак (шут), бес и т. д.

Позже, уже в 17 веке, среди появляются короли, тираны, красавицы, герои, злодеи. Растет интерес к личности, а с ним и расширяются амплуа актеров, играющих их.

В Екатерининском театре в России по указу императрицы труппа набиралась строго по характерам: герой, простак (комическое амплуа), благородный отец, фат, героиня, комическая старуха, травести, инженю, субретка. Такой подбор актеров позволял театру исполнять и трагедии, и комические спектакли.

Как расширялось актерское амплуа

Актерам четкое амплуа помогало глубоко вживаться в образ, подбирая приемы, точно и ярко изображающие героя. Но по мере развития театрального искусства и драматургии они больше не могли находиться в рамках одного образа-маски, и поэтому среди актеров появилась тенденция ломать его, играя и комические, и трагические роли. Это привело к более тонкой и неоднозначной игре, а также к глубокому и всестороннему восприятию зрителем ситуации, показанной на сцене.

Исчезло ли актерское амплуа? Что это понятие обозначает сейчас?

Развитие в 20 в. авангардных форм снова вернуло нам «маски» - амплуа актера. В качестве примера можно привести «Театр Райкина», активно использующий этот прием.

Но и остальные актеры театра и кино тоже порой не могут избавиться от своего амплуа окончательно. Ведь все мы понимаем, что часто типаж, особенности внешности или манера игры предопределяют для артиста те роли, на которые он будет приглашаться чаще всего. И сломать практически невозможно.

И еще раз об амплуа

Итак, актерское амплуа - что это? Хорошо или плохо увязнуть в типаже, в ограниченном представлении о своих возможностях? На этот вопрос, к сожалению, нет однозначного ответа. Разноплановость - это уникальная способность актера в любом образе сиять одинаково ярко. Но, подбирая на роль исполнителя, режиссер все равно будет опираться на его внешние данные, ведь трудно представить себе конопатую девчонку, играющую роль Катерины в «Грозе». Так что пока существует будет существовать и амплуа актера.

– Странно как-то Васька себя вести начал, – проворчала Николаевна, посматривая на проходящего мимо соседа, прикупившего к весне новое длинное пальто и запасшегося белым шарфом.

– Ну, скажешь тоже. У него теперь енто… амплуа новое, – покивала её подружка, отправляя в рот очередную семечку.

– Амплуа? А чой-та? – вытаращила глаза Николаевна.

Мы, конечно, не Николаевны, и значение красивого слова «амплуа» знает каждый второй, а каждый первый как минимум догадывается что это.

Амплуа произошло из французского, если переводить дословно, то можно найти не одно значение этого слова. Не только роль и должность, но даже место и занятие.

Изначально, амплуа никак не относилось к жизни простых людей и понятие это употреблялось только в театре. В середине XV века, европейский театр начал распределение амплуа у актеров. В те времена использовались лишь два понятия, трагик и комик – многие, наверное, помнят эти знаменитые маски-близнецы, где одна улыбается, а другая плачет.

Эти два образа были позаимствованы из древней Греции, где впервые появилось деление актеров на две группы. В группу трагиков мог попасть высокий, хорошо сложенный человек с глубоким, низким голосом. В группу комиков же попадали исключительно противоположности трагиков – низкие, с высоким голосом и полноватой фигурой. Из театра они перешли в кино, хотя бы вспомним дуэт Арнольда Шварценеггера и Дэнни Де Вито.

Позже, театр классицизма расширил понятие амплуа на множество параграфов. Как, к примеру:

Инженю – образ простодушной, искренней и наивной девушки, реже, парня.

Молодых людей образа «инженю» чаще называют «простаками». Это тот же недалекий, наивный образ, но более противоречивый, чем инженю. Нередко оказывается, что «простак» только выглядит так, а на самом деле далеко не глуп.

Не далеко от этого образа ушел и образ субретки (в мужском воплощении «слуга») – обычно, это комический персонаж. Бойкая, веселая девушка-служанка, которая зачастую помогает своим хозяевам в любовных делах.

Или, в противовес им, резонер – амплуа рассудительного, вдумчивого человека, который не участвует в пьесе или спектакле, но наблюдает и даёт моральные оценки происходящему.

Существует и образ, который называют «фат», оно описывает глупого, самовлюбленного человека, но сейчас этот образ уже устарел и его почти не используют, зато появились новые понятия.

К примеру, понятие «травести» - когда мужскую роль исполняет женщина, и наоборот. Впрочем, если так посмотреть, то все актеры древности были травести, ведь когда театр только появился, женщинам запрещено было играть в нем и все роли исполняли только мужчины.

Впрочем, давайте признаемся себе, мы редко используем слово «амплуа» для разговоров о театре. Сейчас, это скорее применимо к людям и их образу, и стилю жизни. Если человек создал себе какой-то образ и придерживается его не только в одежде, но и стиле жизни, вплоть до вкусов и предпочтений, то это смело можно назвать его амплуа. Не сценическим, конечно, но тоже, порой, достойным премии и аплодисментов.

Культурное взаимодействие с различными народами, оставляет след на развитии родного языка. Идет необратимый процесс взаимного обогащения лексики, а в повседневной жизни появляются новые словосочетания и термины. Что такое амплуа, а данное слово прошло к нам из французского языка, можно прочитать ниже.

Иностранные слова и термины в русском языке

Удачное использование чужеродных слов в нашем языке, позволяет сделать его современным и динамичным. Причины заимствования новых терминов:

  • Развитие . При обозначении новых технологий и явления, найти эквивалентное слово проблематично или попросту нельзя (принтер, скейтборд, факс );
  • Культура . Влияние культуры другого народа, которую, посредством информационных каналов, стараются идеализировать. С американских фильмов, популярных в начале 90 годов прошлого века, в наш язык проникли такие слова как шоп - магазин, коп - полицейский, тинэйджер - подросток;
  • Краткость . Вместо громоздкого описательного оборота, используют одно слово (снайпер - человек который умеет метко стрелять, джем - желеобразная сладкая масса из ягод и фруктов);
  • Интернационал . Некоторые слова используют во всем мире без изменений. Например: брокер , менеджер и т.д.

Употребление некоторых терминов в русском языке, то ли от безграмотности, то ли от лени, считаются безосновательными. Для других, а ниже мы рассмотрим значение слова «амплуа», подобрать точный эквивалентный термин невозможно.

Что значит амплуа: примеры

История слова амплуа начинается в начале 18 века. Термин emploi применяли к устойчивым типам театральных персонажей . В 20 веке выражение свое значение несколько расширило:

  • Амплуа как определенный образ человека. Примеры: все привыкли, что Михаил Боярский носит черную шляпу с широкими полями, а автор телевизионного проекта «Намедни» Леонид Парфенов ходит с трёхдневной щетиной на лице. Может в любом другом месте они меняют свой облик, но на публике они «поддерживают свое амплуа »;
  • Амплуа как привычный образ деятельности . Человек всю жизнь занимается дизайнерской практикой, и в один прекрасный день решил стать программистом. В этом случае говорят - «он сменил свое амплуа »;
  • Амплуа как образ жизни . Один человек молчалив, другой любит поскандалить. И вдруг «молчун» начинает вести активный образ жизни: он весел, без устали общается и т.д. Про таких говорят - «он проявил себя совсем в другом амплуа »;
  • Амплуа как специализация выполнения определенной задачи . Хоккей с шайбой - любимая игра для многих. Каждый игрок, находящийся на площадке, имеет свое значение - левый защитник, нападающий и т.д. Их специализацию называют «амплуа игрока ».

Как выяснилось, термин амплуа можно использовать в различных аспектах жизни: спецификация в профессии, различие типажа артиста, внешний вид или характер человека.

Что такое амплуа в футболе

Футбол - одна из самых доступных, для широкой массы населения, игра. Что и нужно для занятий, так это пара кроссовок, поле, ворота и кожаный мяч. Рассмотрим, какую роль (амплуа) в действиях команды играют отдельные игроки:

  • Голкипер . Защищает ворота от попадания в них мяча. В пределах периметра штрафной площадки он может играть руками, на другом участке поля его возможности схожи с полевыми игроками;
  • Защитник . Правый, левый и центральный -- сосредоточены на обороне штрафной площадки. Правые и левые защитники могут подключаться к атакам;
  • Полузащитник . Амплуа полузащиты - «доставить» мяч нападающим. Кроме левого и правого полузащитника, в зависимости от стратегии тренера, на поле могут находиться центральный полузащитник (либеро);
  • Нападающий . Нападающий - угроза для ворот соперника. Если команда пропагандирует защитный футбол, форварда на поле может вовсе не быть. Его роль переходит к игрокам полузащиты.

Амплуа отдельно выбранного игрока, определяет тренер. Еще в юном возрасте он наблюдает за действиями мальчишек, и решает, на какой позиции будущий футболист будет действовать наиболее эффективно.

Амплуа в театре

Благодаря театральным подмосткам, а в средневековье каждый артист выполнял только одну роль, мир узнал о новом термине - амплуа. Особая специализация актера связывалась с типажом мастера:

  • Любовник . Роль играют красивые молодые люди;
  • Злодей . Обычно это мужчина средних лет, невысокого роста, который обладает низким и неприятным голосом.

В середине 18 века, термин амплуа охватил жанры постановок:

  • Комедия;
  • Трагедия;
  • Пантомима и т.д.

Специализация артиста была связана с его творческими способностями. Например, актер, играющий комедийные роли, в качестве героя с трагической судьбой зрителем попросту не воспринимался.

Что означает фраза «сменить амплуа»

Привычный образ человека, формирует устойчивое амплуа личности. Окружающие привыкают к особенностям отдельного индивида: характер, внешность, устрой жизни - все отвечает общим ожиданиям общества. Но приходит время, и человек решает изменить свою жизнь (амплуа):

  • Облик . Изменения касаются внешности: мужчина, носив на голове длинные волосы, стал стричься коротко, а женщина имеющие русые волосы, покрасила их в рыжий цвет;
  • Работа. Изменения, связанные с профессиональной трансформацией: слесарь становится водителем, а бухгалтер - экономистом;
  • Личное. Коренной холостяк, пропагандирующий брутальный образ жизни, женится и заводит детей. Второй пример: айлурофоб заводит у себя дома кота.

Таки образом человек кардинально реорганизует привычный образ жизни - меняет свое амплуа. В большинстве случаев это происходит из-за комплексов - недовольство своей внешностью, материальным или семейным положением.

Использование новых терминов позволяют избегать громоздких описаний. С одним из них вы сегодня познакомились. Определение «амплуа», можно объяснить так: определенный образ человека, роль и положение в некотором общественном деле . Многословно - скажете вы. Так и есть. На помощь приходит французское слово emploi, и теперь термином амплуа можно метко и четко обобщать громоздкие категории, охватывающие многие аспекты современной жизни.

Видео: как влияет амплуа актеров на зрителя

В данном ролике кинокритик Владимир Абдулин расскажет, как может влиять актерское амплуа на мнение зрителя о фильме: