Влияние творчества на развитие дошкольников. Влияние искусства на развитие речи дошкольников. Влияние искусства на развитие творчества детей

Выступление на родительском

собрании на тему:

«Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника»

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №10 «Малыш»

Рогатина М.В.

г.Мичуринск -наукоград

2016год

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей . Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому , что в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Детское творчество отличается от творчества взрослого . Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей в творчестве . Дети и творчество понятие не расторжимое. Любой ребенок по природе созидатель. Творчество проявляется у детей в самой неожиданной форме, однако практически всегда связано с изобразительной деятельностью. Лепка, аппликация, рисование, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которых – .

1. Детское творчество , что это?

Творчество в широком смысле слова - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта - художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

С этой точки зрения говорить о творчестве детей нецелесообразно. Результат их деятельности, как правило, не отличается объективной новизной, имеющей значение для развития науки , культуры или производства.

Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка .

Поэтому в психологии и педагогике говорят о детском творчестве , но выделяют его специфические особенности.

Первая важная особенность творчества детей заключается в том, что новизна их открытий и продукта субъективна. Вторая особенность связана с тем, что процесс создания продукта, как правило, доставляет ребенку даже большее удовольствие, чем удовольствие от получения результата, и, как правило, оказывается для него важнее, чем результат. Этим творчество детей тоже существенно отличается от творчества взрослых , для которых процесс может быть связан с мучительным поиском.

Ребенок же приступает к новой для себя деятельности с легкостью. Его осмысленным действиям с материалом предшествует ориентировочная деятельность, спонтанное экспериментирование, порой кажущееся бессмысленным, но увлекающее ребенка и часто приводящее к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества , безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка , что естественно в этом возрасте. Тем не менее педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Существенным также является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества .

Анализ типов решения задач на воображение, проведенный О. М. Дьяченко, позволил ей выделить два способа действия при построении воображаемых образов:

1) «опредмечивание» - когда в некоторой незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;

2) «включение» - когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений. Однако даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творческой деятельности недостаточно. Отсюда можно сделать важный для педагогики вывод: каждая система обучения дошкольников, направленная на развитие творческих способностей , должна также ставить и другие задачи:

- развитие у детей мышления (логического и образного,

- развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее,

- развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т. п.).

Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество . Это:

- новизна продукта (субъективная,

- оригинальность,

- вариативность решений,

- интеллектуальная активность,

- эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.

Однако наблюдения за детской деятельностью показывают, что самостоятельное и «бескорыстное» ознакомление со свойствами объектов у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне. Например, ребенок много раз подкидывает вверх и ловит предмет и, получая от этого удовольствие, не производит с ним никаких других манипуляций, приводящих к открытию новых свойств этого предмета. Или ребенок обнаружил , что предмет состоит из двух складывающихся частей, и начинает увлеченно многократно соединять и разъединять их (открывать-закрывать, затем класть вовнутрь мелкие предметы, греметь ими. Далее интерес к изучению этого объекта у ребенка постепенно угасает .

В конструировании , например, такими объектами для бескорыстного экспериментирования являются прежде всего материалы (конструкторы , бумага, природный материал, модули и др., обладающие разными свойствами: цветом, размером, весом, структурой, фактурой, функциональностью и др., учет которых в немалой степени обеспечивает продуктивность деятельности.

Статичность большинства предметов, окружающих ребенка , их жесткая функциональная закрепленность служит существенным тормозом в развитии самостоятельного детского экспериментирования и творчества . Именно поэтому сейчас настойчиво и остро ставится вопрос о создании в образовательных учреждениях « развивающей предметной среды »(С. Л. Новоселова) .

Еще одной важной составляющей самостоятельных детских открытий являются способы деятельности, которые в результате их неоднократного использования в разных ситуациях обобщаются. Обобщение способов происходит путем их переноса детьми в другие контексты деятельности. Для этого взрослые, как правило, ставят перед ребенком задачу либо использовать известные способы в другой ситуации, либо искать новые.

2. Детское творчество и детское конструирование

Конструирование - означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимают создание разных конструкций , моделей из строительного материала, изготовления поделок (из бумаги, картона, деталей конструкторов , из различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материала.

Выделяют два типа конструирования : техническое и художественное.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

Создание замысла;

Исполнение замысла.

Творчество связано , как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

А. А. Волкова утверждает: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка . В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) . Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того , чтобы успешнее развивать в нем творчество . Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества . Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ».

И. Я. Лернер так определяет черты :

1. самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

2. видение новой функции предмета (объекта) ;

3. видение проблемы в стандартной ситуации;

4. видение структуры объекта;

5. способность к альтернативным решениям;

6. комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми способами.

Каждый ребенок , создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского конструкторского творчества , которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей постройки, но и тогда, когда создает изображение

по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.

Под конструкторским творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем:

1. создание субъективно - нового (значимого для ребенка , прежде всего) продукта (постройка) ;

2. создание (придумывание) к известному ранее, разных вариантов изображения;

3. применение усвоенных ранее способов соединения деталей или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения различными вариантами соединения деталей, использования различных деталей конструктора и т . д.);

4. проявление инициативы во всем.

Очевидно: для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого конструкторского опыта .

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности : конструирование - изображение и строительство для игры.

Творчество в конструировании развивается конструирования для того , чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.

Первый - возникновение, развитие , осознание и оформление замысла.

Второй этап - процесс создания изображения.

Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение.

Детское конструирование , в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям дошкольника, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер . В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций. Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у дошкольников .

Заключение

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того , чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета для придания устойчивости сооружаемой постройки.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей . М.: ACADEMIA, 2002.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М.: Просвещение, 1976.

3. Гурвиц В. Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию // Преподаватель ХХI век. - 2010. - Т. 1. - № 4. - С. 112-114.

4. Дошкольное образование - 2008. -№17

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Влияние художественно – творческой деятельности на развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

педагог - психолог

Шлык Е.Н.

2015 г.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения .

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к формированию художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно – творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации, лепке и т.п.).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

СВЕТЛАНА ХИСМАТУЛЛИНА
Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково

Муниципального района Кушнаренковский район РБ

Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп на тему :

«Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников »

Воспитатель : Хисматуллина Светлана Сайфулловна

Основной задачей современного образования является воспитание творческой , самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих , нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте . Дошкольные годы сензитивны для творческого развития , а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка .

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства , мы способствуем эмоциональному и художественному развитию , стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники . По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства , дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.

Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества , и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.

Их использование обусловлено следующими причинами :

Для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства ;

Познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения ;

Активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности .

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве . Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении занятий с детьми. .

Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей , развитию детского восприятия , художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей .

Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П. Чайковского, А. Вивальди, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров.

На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т. е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения . Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу . Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами , с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей , но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.) . Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения , предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят» , или «кап-кап, дождик идёт» , нарисовать карандашами, свечой и т. д.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник : рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности , сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей .

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы : простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности . Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность , пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.

На наш взгляд для успешного развития творческих способностей детей необходимо создать такие условия, где ребенок мог бы

Просмотр фильмов созданных на основе детских творческих работ :

1. Осень, осень….

2. Моя мама самая, самая.

3. В лесу родилась елочка.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

По предмету: Теория и методика изобразительной деятельности.На тему: Влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности дошкольника.

Выполнила студентка заочного отделения

группы 04/474 зд

Багаутдинова Т.А.

Москва 2006

1.

Введение………………………………………………………………3

2.

Изобразительнаядеятельность детей ………………………………3

3.

Этапы развития детскогорисунка………………………………......7

4.

Творческая деятельность. Влияниеизобразительного

искусства на творческую личностьребенка………………………….15

5.

Вывод………………………………………………………………...18

6.

Использованная литература………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного образованияявляется воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так какименно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – времяинформационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которыебудут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основтворческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годысензитивны для творческого развития, а именно для становления процессоввосприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературысвидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процессдеятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитиеребенка-дошкольни­ка. Наиболее благоприятными для творческого развития являютсяигра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разныестороны развития ребенка. В своей работемы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности ребенка дошкольного возраста.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюциядетского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализсвязи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка ирисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок сточки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этимсвязано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природудетских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительнаядеятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивногостановления физиологических и психических функций. Рисование при этом играетроль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.

В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.

Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.

Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходитсяво мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетическогомышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их междусобой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить изафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или двапросидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе поднос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьевбольшие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь наимеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще оченьнеточных и схематичных.

Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.

Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.

Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.

Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.

Всекажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.

Рисуютдети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенноизлишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам нетребуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисункуребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе,но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и можетусовершенствоваться в работе над рисунком.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Итальянский психолог К.Риччи выделяетдва этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный.Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительногоэтапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересуетне изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотретьна карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеетсвязывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самихдвижений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисоватьчто-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например,яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадиикаракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием.Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот периодрисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту крисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, посколькуэтот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ - насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.

Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - »круг".

Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.

Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.

Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.

Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просточеловека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости».
Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опытеребенка (другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.

Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается - по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудьподпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этогооказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческойфигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище можетиметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски ит.п.

Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас.Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.

Полные профили такжеимеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально немогут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемаятуловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно несоответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеетнаибольший объем, либо его длина непропорционально велика.

Следующая стадия развитиярисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок,в точности повторяя логику развития самого маленького художника.

Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению - стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятнуюокруглость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом упятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак небиологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходитсяусваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша,когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз вприхожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это дляребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто - те же «слои» - три параллельные линии - намножестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образногомира в рисунке также происходит - от человека к его окружению.Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерныйрисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажнымдомом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашегонедоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этомдоме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А намкажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира:«Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.

Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношенияи демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии - правильных изображений.

Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» - те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.

К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

Творческая деятельность. Влияние изобразительного искусства на творческуюличность ребенка.

Одним изважнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестведетей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общегоразвития и созревания ребенка.

Творческая деятельность -форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате формулирования нестандартнойгипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации,привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видоввзаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплениюпонятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущилюбому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их иразвить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и яркихталантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решенииповседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном»мыслительном процессе).

Чтобы передать творческий опыт,необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения исоздающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуацийобусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется напроблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требуеткорректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей дляобщества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровнесвоего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и дляобщества.

Формированиетворческого мышления. В практической и теоретической деятельности человек сталкиваетсяс задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих ме­тодов ипонятий. Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще нерешенные задачи, называют творческим мышле­нием, О его формах иоперациональных структурах пока изве­стно мало. Слова типа «озарение»,«вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапене может целиком протекать в форме понятий и логических опера­ций, которых учеловека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результаттворческого мышления не просто при­менение известных представлений, понятий иопераций, а созда­ние новых образов, значений и способов решения задач, причемтаких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новыеспособы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многомсближается и даже сливается с творческим воображением.

Главноедля творческого мышления - нешаблонность,уме­ние охватить действительностьво всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены впривычных понятиях и пред­ставлениях. Чтобы полнее обнаружить свойстваопределенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней.Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления,надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений втворчес­ком мышлении.

Н.П. Сакулинапишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоениядействительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание,оценка.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразиеприменяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнениязаданий следует предлагать разнообразныематериалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель,восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначалапедагог предлагает детям тот илииной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта,формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующиевопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий длявоплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловленатем, что введение новых художественныхматериалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразныххудожественных материалов, применение смешаннойтехники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели иакварели и др.) не только позволяет детямдобиваться большой образной выразительности, нои содействует развитию художественного творчества.

На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, вовзаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияниеизобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства удетей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлыхэпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарнойтворческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образыпредметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всехдетей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способностидетей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намногопозднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Какпоказывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько ототсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неуменияраспорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умениирисовать», но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часторешение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому неможем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какойдолжна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческиеспособности.

Список литературы

1.

Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под.Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г

2.

Г.Фолькельт. «Экспериментальнаяпсихология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г

3.

С.Степанов «Тайна детскогорисунка»//Няня, №9, 1997г

Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий смладшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.:Просвещение, 1991г

4.ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельностьдошкольников. – М., 1999.

5.ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника визобразительной деятельности. - М., 2000.

6.СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. - М., 1973.

7.Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.

8. КомароваТ. С. Обучение детей техникерисования. - М., 1994.

9.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Влияние искусства на развитие творчества детей

ребенок изобразительный эстетический

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло, а значит и здесь важно актерское мастерство. Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у школьников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского восприятия. Чем художественнее, реалистичнее изображена наша действительность, тем более она доступна для восприятия и доставляет подлинное эстетическое переживание. Изобразительное искусство обогащает детей впечатлениями, способствует развитию органов чувств, мышлению, воображения, делает наблюдение более целенаправленными и глубокими.

Искусство развивает у детей умение видеть, понимать красоту природы, оценивать явления действительности, стремиться не только познать, но и изменить ее, делать жизнь более интересной, содержательной, красивой.

Проблема - ребенок и изобразительное искусство - таит в себе много загадок и вопросов. В последнее время все больше внимания уделяется знакомству школьников с изобразительным искусством, однако, в большинстве случаев сохраняется информативный подход в обучении, сухие сведения о жизни и действительности художников, скульпторов и т.д., иногда заменяются на информацию образно-эмоционального содержания произведения искусства общего характера, и мало времени посвящается главному - постижению психологических механизмов возникновения художественного образа и постижению языка различных видов искусства как пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном, чувственном и смысловом многообразии.

Сила воздействия изобразительного искусства на ребенка, на его подсознание может быть очень велика в том случае, когда мировой опыт, заложенный в искусстве, соприкасается с опытом ребенка. Педагог, работающий с ребенком, должен досконально знать художественное произведение, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно-эмоциональную характеристику, должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом.

В школе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Искусство пробуждает у детей школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи школьников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценных ориентаций, как, например, умение высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

Учить видеть в жанровой живописи отражение человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображение - значит развивать их эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.

Эстетическое воспитание - это сложный и длительный процесс, дети получают первое художественное впечатление, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимает рисование. Изобразительное искусство интересно, увлекательно для школьника, так как он имеет возможность об окружающей действительности с помощью карандаша, красок и бумаги. Этот процесс вызывает у него чувство радости, удивления.

Изобразительное искусство - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями. На занятиях рисованием младшие школьники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки трудовой деятельности, планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества, договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка.

Занятия направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у детей младшего школьного возраста легко возникает волнение, в котором в неосознанном, зачаточном виде проявляется эстетическое чувство. Детей волнует яркий цвет, блестящая поверхность, старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, выразительность силуэта. Эстетические чувства у детей с возрастом становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений младшие школьники воспринимают более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов.

Непосредственно эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составные элементы. Так можно выделить чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает в том случае, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей, например, ветвей дерева. Эстетическое чувство может быть вызвано цельностью, гармоничностью формы предмета, например, глиняных и керамических предметов. Чувство пропорции, конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек.

Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и др.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения, возрастные особенности его проявления. Воображение и формирование ребенка как личности. Исследования возможностей развития детей на уроках изобразительного искусства.

    дипломная работа , добавлен 21.09.2012

    курсовая работа , добавлен 24.03.2016

    Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на уровень творческих способностей. Влияние пластических видов искусства на данную сферу. Программа занятий пластическими видами искусства, направленная на развитие творческих способностей.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2016

    Изобразительная деятельность. Методы формирования эстетического и художественного восприятия дошкольников. Представление о видах изобразительного искусства и народного творчества. Знакомство детей с произведениями живописи великих русских живописцев.

    аттестационная работа , добавлен 26.12.2008

    Пейзаж как жанр изобразительного искусства, его особенности. Развития творческих способностей детей в процессе изображения природы. Методы и приемы руководства рисованием на темы природы на занятиях и вне занятий. Эстетическое развитие личности ребенка.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Развитие творческого воображения при иллюстрировании сюжетов литературных произведений. Значение и специфика преподавания устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Методика, приемы и техники создания иллюстраций.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Понятие интеграция и интегрированный урок. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка. Содержание серий интегрированных уроков изобразительного искусства, способствующих формированию интереса школьников к народному искусству.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2012

    Изучение проблемы патриотического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. Определение методов, приемов и принципов, применяемых на уроках художественного творчества. Разработка конспекта урока на тему: "Башкирский национальный костюм".

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Академическая система художественного образования в XVI-XII веках. Педагогические взгляды П.П. Чистякова. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства.