Задания в прогрессивных матрицах равена разделены на. Психологическая лаборатория литвиновой. История создания методики

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) - тест, предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора "g" является выявление отношений между абстрактными фигурами.

Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.

Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.

При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).

Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.

Описание серий:

От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).


Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.


Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.


Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.


Процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices) - тест, предназначенный для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом измерения фактора "g" является выявление отношений между абстрактными фигурами.

Согласно Равену – это тест испытания способностей воспринимать определенные формы, охватывать их особенности, характер, взаимные отношения или ансамбль, совокупность отношений, а поэтому он требует по отдельным задачам метода логических рассуждений. Автор не считает, что таким образом можно производить измерения некоего абсолютного интеллекта, однако существующие результаты дают понять, что измеренные тестом мнения и навыки в определенной мере репрезентируют интеллект.

Перцептивная шкала матриц опирается или основана на 2-х теориях:
а) на теории восприятия форм, развитой гештальтпсихологией;
б) на теории неогенеза К.Спирмена.

При решении заданий выступает 3 основных психических процесса:
1) внимание, внимательность (внимание отделяется от восприятия и мышления);
2) восприятие, восприимчивость;
3) мышление, понятливость.

При решении задач внимание сильно напряжено, поддерживает стремление (интерес) к решению. Оно требует концентрированного внимания в объеме и распределении. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Кроме внимания, выступает воля и эмоции. Поэтому испытание прогрессивными матрицами Равена не является тестом «всеобщего интеллекта», а испытывает остроту и точность внимания и ясность мышления. В данном случае речь идет об определении способности к систематизации в мышлении и планомерности или методичности, а не о самом интеллекте. Тесты Равена – невербальные испытания, свидетельствующие о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

Существует два варианта теста:
1. Цветной вариант (предназначен для детей от 5 до 11 лет и иногда рекомендуется для лиц старше 65 лет).
2. Черно-белый (для обследования подростков 14-16 лет и взрослых от 16 до 65 лет).

Материал черно-белого варианта состоит из 60 матриц с пропущенными элементами. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.

Описание серий:

От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения. При работе с матрицами этой серии реализуются следующие мыслительные процессы:
1) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связи между ними;
2) идентификация недостающей части структуры и сличение их с образцами.

Психологическое значение: решение зависит от уровня внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия (дискриминации).


Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.

Психологическое значение: способность к линейной дифференциации и суждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.


Задания этой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре.

Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.


Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Решение требует проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре.

Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.


Процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.

Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов. Высшая форма абстракции и динамического синтеза.

Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!»

Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;
2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;
3 степень - 25-74% - интеллект средний;
4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;
5 степень - ниже 5% - дефект.

Ключ к тесту

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Серия A 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
Серия B 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
Серия C 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
Серия D 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6
Серия E 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии Серия Сумма очков
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
A 6 8 9 10 10 10 10 11 11 12
B 2 4 6 7 8 8 9 10 11 11
C 1 2 3 4 6 7 8 10 10 11
D 1 1 2 3 4 7 9 9 10 11
E 0 0 0 1 2 3 4 5 7 10

Стимульный материал

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов

Общее время выполнения теста __________ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов ________________
IQ показатель _________________

Стимульный материал

Обработка результатов методики Равена

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной производительности испытуемого. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов.

Ключ (ответы) к тесту Равена.

Серия А Серия В Серия С Серия D Серия Е
1 4 2 8 3 7
2 5 6 2 4 6
3 1 1 3 3 8
4 2 2 8 7 2
5 6 1 7 8 1
6 3 3 4 6 5
7 6 5 5 5 1
8 2 6 1 4 6
9 1 4 7 1 3
10 3 3 6 2 2
11 4 4 1 5 4
12 5 5 2 6 5


Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста. В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1)на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во баллов Возраст в годах
8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 16-30
-
-
-
-
-
-
-
-
-
96
91
99

Для лиц более старшего возраста IQ вычисляется по формуле:
(IQ для 16-30 х 100)/% , где
%, определяющийся по таблице:

Возраст 16-30 35 45 50 60
% 82

Например: испытуемый пятидесяти лет выполняет 49 заданий.
IQ по таблице = 110 баллов.
Следовательно, (110 баллов × 100)/82=134 балла.

Таблица 3
Шкала умственных способностей

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ

Возможен перевод результатов в проценты с учетом возраста испытуемого по следующей таблице.

% Хронологический возраст в годах.
- - - - - - - -
- - - - - - - -

Определение уровня интеллекта согласно % производят по следующей таблице.

ИНТЕРПРEТАЦИЯ
Каждая серия заданий составлена по определенным принципам.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Исследование уровня развития интеллекта по методике « Прогрессивные матрицы Равена»

ФИО: Филлипов Алексей Андреевич

Возраст – 25; Пол - м; Дата обследования 01.06.2014;

Бланк ответов

№ задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
Сумма правильных ответов
Нормативное распредление баллов -1 -2 -1 -7

Общее время выполнения теста ____20______ мин. ____________ сек.
Обща сумма баллов __51______________
IQ показатель __114 баллов _______________

Обработка и интерпретация результатов:

Используя ключ к тесту, подсчитаем количество баллов по каждой серии и запишем результаты в бланк ответов. Общая сумма баллов по всем сериям – 51 правильный ответ. Далее, мы переводим количество «сырых балов» в IQ, используя при этом таблицу перевода. В нашем случае количеству «сырых балов»-51 при возрасте испытуемого 25 лет уровень развития интеллекта – 114. Используя формулу, вычисляем процент уровня развития интеллекта: IQ= (114/100)*100=114. Этот процент развития интеллектуальных способностей указывает на то, что испытуемый имеет третий степень развития интеллекта, то есть - средний интеллект.

Заключение

По результатам исследования уровня развития интеллектуальных способностей по методике «Прогрессивные матрицы Равена», у испытуемого, возрастом 25 лет, наблюдается средний уровень развития интеллекта, что отвечает нормам личностного развития. Для того, чтобы развивать свои интеллектуальные способности, испытуемому рекомендуется в разные способы развивать и тренировать все виды памяти и языковые навыки, решать логические и творческие задания, заниматься физическим развитием, играть в разные игры, читать книги, которые имеют новые для нас слова и для понимания которых нужно прикладывать усилия мозга.

Задание 2. Исследование по методу наблюдения

Цель: наблюдение и фиксирование у наблюдаемого параметров и особенностей проявления психических характеристик методом осознанного полевого наблюдения.

Дата наблюдения Условия, при которых проводилось наблюдение Что наблюдалось Что обнаружено в процессе наблюдения Обьяснение данных наблюдения
25.05.2014 26.05.2014 27.05.2014 Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Офисное помещение, рабочий процесс Локус контроля Направленность человека Тип темперамента В процессе наблюдения испытуемый разделяет свои действия в работе на плохие и хорошие, больше полагается на то, что негативный результат его действий зависит от влияния неизвестных ему факторов и сбоев, он оправдывается, перед принятием нового задания человек тревожится о том, сможет ли он его выполнить, проявляется неуверенность в себе, но контакты внутри рабочего коллектива налажены, активны, Испытуемый часто отрывается от работы, когда кто-то из офиса подает инициативу выйти. Утром, придя на работу, он позитивный, радостный, поднимает иногда настроение, интересуется жизнью своих коллег по работе, имеет хорошие отношения с коллегами, в перерыве от работы может в компании коллег провести время, он активный в общении, готов к поддерживанию шуток, к интересному общению на разные темы, часто отвлекается от рабочего процесса. В последствии этого, испытуемый может не успевать делать основную работу вовремя, ему нужно больше времени на выполнение работы, чем другим. В процессе работы, наблюдаемый часто и быстро переключается с рабочего состояния на невынужденные разговоры с коллегами, проявляет волнение и озадаченность при необходимости выполнить работу вовремя, быстро реагирует на внешние подражания, уделяя этому внимание, ему приятно, когда он что-то интересное рассказывает и его слушают, когда он может говорить о своем мнении и даже спорить с кем-то. Он проявляет свою компетентность в рабочей группе людей для того, чтобы с ним считались, любит быт услышанным и когда его поощряют. Принимая решения, человек делает это часто спонтанно, не всегда хорошо обдумывая, но торопиться его принять. Локус контроля внешний (или экстернальный) Направленность на взаимодействие, что указывает на выраженную потребность в общении. Сангвиник

Заключение: в результате трехдневного наблюдения, которое было проведено в условиях деятельности человека, в поведении наблюдаемого были зафиксированны особенности по таким выборочным характеристикам: локус контроля, тип темперамента и направленность человека. По зафиксированным данным можно говорить о том, что в наблюдаемого локализация контроля внешняя(или экстернальная), направленность на установление и поддержку хороших взаимоотноошений с окружающей средой, более всего проявляется тип темперамента - сангвиник.

3. Исследование по методу беседы

В своем задании по проведению беседы, моей целью стало изучение профессионального и творческого становления личности местного художника-фотографа. В беседе участвовал студент-психолог и местный художник-фотограф.

Студент-психолог: Мне бы хотелось более подробно узнать о том периоде вашей жизни, в котором вы для себя поняли способ самореализации?

Художник: До момента использования кисти, я работала в социальной сфере, это работа с людьми, а также с благоприятными и неблагоприятными семьями. Тогда мене было 22 года, и я понимала, что будучи молодой, имея за плечами образование психологическое, мне нужно что-то еще делать и для себя, для своего развития, для своего внутреннего наполнения и сбережения своего здоровья. Тогда я уже была личностью активной и часто выходила на публику. Но идея взять кисть в руки – это была подсказка голоса изнутри, как еще один аспект моей личности для самореализации и проявления своего «Я».

Студент-психолог: То есть, я правильно понимаю, что рисование дало вам возможность избежать эмоционального выгорания, которое возникает при работе с неблагоприятными семьями и другими категориями населения?

Художник-фотограф: Рисование стало для меня совсем новым источником жизненной энергии, это есть моя находка, которую подсказал мне мой ум в определенный трудный период работы с населением.

Студент-психолог: Когда я смотрела на картины, которые теперь можно увидеть в интерьерных магазинах города, то видела лишь цветы на ваших картинах. Почему цветы? И какие условия вам нужны для творения?

Художник-фотограф: Цветы для меня – это отображение моего внутреннего состояния и настроения. Условия работы – это во-первых, вечер, период после основной работы, в своей тихой мастерской, во-вторых, на выходные я я еду на природу, где мне легко творить и это меня расслабляет и вдохновляет. Делая картину, я особое внимание уделяю смешиванию красок, в результате чего я вижу что-то новое в своих картинах.

Студент-психолог: Увлечение фотографией в вашем случае есть для вас следствием рисования? Ибо я вижу, что сейчас в вашей творческой деятельности фото начинает доминировать

Студент-психолог: А как вы думаете, для того чтобы стать творческой личностью нужно рисовать и фотографировать? Или есть еще и другие варианты открытия в себе творческого начала?

Художник-фотограф: Есть много способов развития творческого начала и становления творческой личности. В моем случае – это рисование и фотография. Для кого-то другого – это будет что-то другое, потому что мы все индивидуальны. Главное в поиске себя - это прислушивание к себе, тогда мы сможем найти себя!

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

ФИО _________________________

Номер задания

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты.

При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень – более 95% – высокий интеллект; 2 степень – 75-94% – интеллект выше среднего; 3 степень – 25-74% – интеллект средний; 4 степень – 5-24% – интеллект ниже среднего; 5 степень – ниже 5% – дефект.

Ключ к тесту

Таблица пересчета баллов

Нормальная композиция очков

Ожидаемое число очков по каждой серии

Сумма очков

Стимульный материал

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Серия A

01 0203040506070809101112

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

01 0203040506070809101112

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)

17. «Найди недостающую деталь» (матрицы Дж. Равена)

Направлены на изучение сформированности процессов анализа и синтеза.

Оборудование : 12 планшетов серии А и АВ. Желательно, чтобы карточки были цветными, тогда ребенок меньше устает.

Инструкция для П .: П. учитывает количество правильных решений данной задачи. Если ребенок легко справляется с первыми четырьмя работами, то можно сразу дать №7, где необходимо распределить внимание на две детали, расположенные в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если ребенок справился с.№7, то сразу даются №11 и 12 / как более сложные /. Серия АВ сложнее, чем серия А. Она проверяет мышление, анализ и синтез.

Инструкция для Р .: «Сейчас я покажу тебе картинку. Представь себе, что мама купила коврик и повесила настену. Утром ты просыпаешься и видишь, что в коврике дырка. А этот кусочек взял и убежал, и спрятался среди других 6-ти деталей. Помоги мне найти беглеца!» / 1 вар./ «Мама постирала коврик и хотела его погладить. Но тут зазвонил телефон, и мама оставила на коврике горячий утюг. Он прожег в коврике дырку. Давай поможем маме залатать коврик».

Если ребенок молчит, то П. добавляет:«Если ты найдешь этот кусочек и “мысленно” поставишь его на место, то коврик получится целым, а если нет,то латанным».

По всем методикам П. имеет право оказывать косвенную помощь, которая заключается в таких вопросах, как:

Ты все правильно сделал? - Ты уверен? - Это точно?

Причем, более 2-х раз косвенная помощь не оказывается. Если ребенок не реагирует на косвенную помощь, проведение методики прекращается. Дети с З.П.Р. легко реагируют на косвенную помощь и на др. помощь. Дети с олигофренией помощь не воспринимают.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок справился з заданием меньше чем за 10 сек.

8-9 баллов - ребенок справился с заданием за время от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - время работы над заданием от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - время работы ребенка от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок затратил на работу от 51 до 60 сек.

0-1 балл - ребенок не справился с заданием за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.