Когда построят трассу м11. Ввод в эксплуатацию платной автомагистрали М11 перенесли почти на год. Цена и официальные тарифы на скоростной трассе м11

Появление в России дорог, по качеству не уступающих мировым стандартам, выводит страну на новый уровень. Печально известное качество дорожного покрытия или полное отсутствие такового на дорогах страны стало поводом для шуток и анекдотов не только у россиян, но и народов других стран.

Проверка полноправности действий компании по отношению к окружающей среде проверялась представителями партии "зеленых". Следует отдать должное руководству "Автодора": при первых же жалобах работы были приостановлены для выявления нарушений и исправления ошибок. Проводимые работы также предусматривают посадку деревьев для озеленения трассы.

Количество проездных полос на протяжении пути варьируется от 10 на выезде с Москвы и 8, 6 и 4 по мере удаления от столицы.

Для удобства проведения стройки, весь участок магистрали был поделен на части:

  • первым стал «кусок» дороги от 15 до 58 км;
  • строительство с 58 по 149 км еще только предстоит;
  • с 208 по 258 км строительством занимается компания «Мостотрест», которая должна сдать свой участок пути в 2018 году;
  • 258-334 км пути уже функционируют;
  • с 334 по 543 км идет интенсивная работа;
  • 543-684км - завершающий отрезок, также будет сдан в 2018 оду.

Постепенное введение в эксплуатацию как трассы, так и платного проезда по ней приучит российских водителей к европейским дорожным стандартам.

Деньги с автомобилистов будут брать на участке между 15-м и 58-м километром – от Бусиновской развязки на МКАД до Солнечногорска.

Водители будут обязаны внести плату на выезде с автодороги в соответствии с фактически пройденным километражем. Расчет будет производиться на основании талона, полученного при въезде на платную дорогу.

На участке располагаются 6 пунктов взимания платы и выдачи талонов:

1) 21-й километр, направление: Санкт-Петербург – Москва;

2) 24-й километр, направление: Москва – Шереметьево-2;

3) 3-й километр подъездной дороги от трассы М11 к трассе М10 (район Московского проспекта в Зеленограде);

5) 48-й километр, направление: от автодороги к ММК (Московское малое кольцо);

6) 50-й километр, направление: от автодороги к ММК;

7) 58-й километр, направление: Москва – Санкт-Петербург.

Стоимость проезда будет меняться в зависимости от протяженности маршрута, времени суток, категории транспорта, направления движения, а также способа оплаты.

Так, тариф для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 составит 80 – 250 рублей, весь участок до Солнечногорска обойдется в 160 – 500 рублей в зависимости от времени движения.

От оплаты за проезд будут освобождены автомобили скорой помощи, полиции, пожарной охраны и других экстренных служб.

Тарифы на проезд по трассе М11 (участок от Москвы до Солнечногорска) вы можете .

Оплатить проезд можно как наличными, так и банковской картой.

В случае частого использования дороги водители смогут установить транспондер. Это небольшое устройство крепится на лобовое стекло и дает возможность оплачивать проезд дистанционно. В зависимости от регулярности и количества поездок данное устройство поможет сэкономить от 20 до 70 %.

Транспондер можно приобрести в пункте продаж на 21-м километре трассы. Офисы продаж работают с 6:00 до 22:00. Водителю нужно будет предъявить паспорт и заключить договор аренды устройства. Арендная плата составляет 50 рублей за месяц, первоначальный минимальный взнос на счет – 1 000 рублей.

В случае использования транспондера при проезде через пункт взимания платы за проезд средства списываются со счета автоматически. Для автомобилей, оборудованных данным устройством, выделят специальную полосу. Контролировать свои расходы можно будет через личный кабинет.

Стоимость проезда зависит от протяженности маршрута. На данный момент существует 10 вариантов маршрутов в обе стороны:

  • Москва – Зеленоград;
  • Москва – Шереметьево – 2;
  • Москва – Московское малое кольцо;
  • Москва – Солнечногорск;
  • Шереметьево-2 – Зеленоград;
  • Шереметьево-2 - Московское малое кольцо;
  • Шереметьево-2 – Солнечногорск;
  • Зеленоград - Московское малое кольцо;
  • Зеленоград – Солнечногорск;
  • Московское малое кольцо – Солнечногорск.

В пресс-службе «Автодора» сообщили, что 70% трассы построено на деньги компании-концессионера.

«Тарифы за проезд на платном участке автодороги М11 сформированы компанией-концессионером ООО «Северо-западная концессионная компания»», - сообщил представитель «Автодора».

На платном участке автодороги М11 было построено 5 транспортных развязок, 39 искусственных сооружения, в том числе трехпролетный мост через канал им. Москвы (334 м с десятиполосным движением), один путепровод через железнодорожные пути, 5 переходов для животных, 3 подземных перехода. Трасса оборудована полосами для аварийной остановки, площадками для отдыха и островками безопасности.

Построенный участок трассы является дорогой , а также платной альтернативой существующей трассе М10 «Россия» на самом загруженном участке от МКАД до Солнечногорска.

По всей длине участка на разделительной полосе установлен бетонный барьер с усиленной конструкцией для российских условий. По краям трассы расположены металлические отбойники.

На данном участке также установлено более 23 км шумозащитных экранов, установлен сетчатый забор высотой 2 метра, а также 27 очистных сооружений.

Уже много копий сломано по поводу ценообразования на платных участках трассы М11. Если объезд вокруг Вышнего Волочка особого гнева не вызывает, то тарифы на участок до Солнечногорска и обратно, мягко говоря, удивили. 450 рублей в один конец - для большинства автомобилистов, ежедневно совершающих такой вояж, просто неподъемны. То же самое касается и участка до аэропорта Шереметьево-2: 250 рублей за отрезок меньше десяти километров - это перебор. Потому с введением оплаты большая часть водителей вернулась на старую добрую М-10. Но одно дело ежедневная езда и совсем другое - разовая поездка в Питер и обратно. Стоит ли уходить на платные участки или старая трасса тоже удобна?

Мы решили съездить до Санкт-Петербурга и обратно по двум маршрутам. Сначала по классической М-10, собрав все пробки в Химках, Солнечногорске и Вышнем Волочке. А обратно проедем по новым платным участкам и оценим не только расходы, но и затраченное время и силы.

М-10

Чтобы приехать в Северную столицу к вечеру, стартовали в девять утра. Не успели мы пересечь МКАД, как тут же попали в традиционную пробку в Химках. Протолкавшись меньше десяти минут, вышли на оперативный простор. Солнечногорск и Клин также встретили нас медленным потоком, но ничего критичного. Бесконечные населенные пункты снижают среднюю скорость, но и расход топлива невысок. Начинающаяся в Тверской области «трехполоска», когда полоса для обгона появляется поочередно для каждого направления, также несильно сказалась на скорости и среднем расходе топлива. Подъезд к Вышнему Волочку встретил нас стройкой развязки с М-11 и небольшим затором. Но и его, и «знаменитый» поворот на 90 градусов, и даже светофор в городе мы прошли почти без потерь. Повезло. Еще одна пробка ждала нас на подъезде к Питеру, но и там мы потеряли не много. В итоге в пункт назначения (Днепропетровская улица) мы прибыли через девять с половиной часов с учетом двух остановок на заправку и перекус. Средняя скорость движения - почти 73 км/ч. Неплохо! Ведь скоростной режим мы честно старались соблюдать. Усталость есть, но ничего сверхъестественного. Дорогу между двумя столицами сильно утомительной не назовешь.

М-11

Что ж, обратно прокатимся по платным участкам. Как и в первом случае, стартовали в девять утра. До Вышнего Волочка (там встречается первый платный отрезок) дорога - зеркальное отражение ближнего Подмосковья. Небольшие затруднения в Санкт-Петербурге и небольшая пробка на Московском шоссе после выезда из города. А дальше спокойное движение до Волочка. На съезде к платному участку поставили целую обойму постов со шлагбаумами, но ни один из них пока не работает. Неужели бесплатно? Нет, просто оплату берут на выезде. И она того стоит. 75 километров скоростного шоссе мы преодолели за сорок минут. И за все это отдали 200 рублей.

Даже если Вышней Волочек не парализован многокилометровой пробкой, воспользоваться платным участком стоит. А вот с отрезком в 40 километров от Солнечногорска до Москвы не все однозначно. Да, тут тоже можно сэкономить время, особенно если Ленинградка мертво стоит на подступах к Москве. Но стоит ли это заявленных денег (с нас взяли 400 рублей) - вопрос открытый. К тому же у платных участков есть один минус - полное отсутствие инфраструктуры. Кроме стоянок для отдыха, ничего нет. Так что если есть необходимость заправиться, перекусить или посетить «комнату неизвестного архитектора», стоит позаботиться об этом заранее, до съезда на «платник».

В итоге дорога с платными участками оказалась быстрее на полчаса. Не слишком много для пути в 700 километров. Сказать, что я как-то сэкономил силы, не могу. К тому же большая средняя скорость (спасибо платным отрезкам) повысила средний расход топлива почти на литр. Потому, учитывая оплату дороги в 600 рублей за два участка, стоимость одного километра пути оказалась в полтора раза выше, чем при движении по классической М-10. Стоит ли оно того, решать вам. Все результаты поездки сведены в таблице ниже. Но я свой выбор уже сделал - однозначно использовать объезд Вышнего Волочка, а ехать по М-11 до Солнечногорска буду только в случае больших заторов на Ленинградском шоссе.

Сравнение затрат на трассах М-10 и М-11

М-10

М-11

Расстояние, км

Время в пути

9 ч 20 мин

8 ч 55 мин

Чистое время в движении

8 ч 42 мин

8 ч 10 мин

Средняя скорость, км/ч

72,8

77,3

Средний расход топлива, л/100 км

Количество израсходованного топлива, л

44,2

50,37

Общие расходы, руб.

1679,60

2514,06

Расходы на топливо, руб.

1679,60

1914,06

Оплата дороги

Стоимость 1 км пути, руб./км

2,47

3,64


М-11 — трасса, соединяющая Москву с Северной столицей. Полное введение в эксплуатацию намечено на 2018 год. Плата будет взиматься на большинстве участков. Трасса М-10, частично утратившая пропускную способность, в дальнейшем станет бесплатным дублером скоростной дороги Москва - Санкт-Петербург.

Для чего нужна новая автодорога?

Проект разрабатывался на протяжении довольно длительного периода. Только обсуждение его длилось более пяти лет. Загрузка М-10 на сегодняшний момент как минимум в три раза превышает нормативный показатель. Это и послужило причиной строительства новой трассы. Однако далеко не все автовладельцы рады созданию скоростной автодороги.

Тверской участок

М-11 — это одна из крупнейших российских автодорог. Ее протяженность составляет около семисот километров — именно такое расстояние между Москвой и городом на Неве. Начиная от столицы, автодорога пройдёт по четырем областям. А именно: Московской, Тверской, Новгородской, Ленинградской. А в какой из них находится самый большой участок трассы М-11?

Тверь и Тверскую область проезжают водители по пути из столицы в Санкт-Петербург. Причем занимает этот отрезок почти треть от общего расстояния. Существует предположение, что до 2020 года платная автодорога из Москвы в Санкт-Петербург будет проходить через Тверь. Трасса М-11 строится долго, по неизвестным причинам регулярно возникают задержки. Работы на тверском участке (с 258-го по 334-й километр) еще и не начинались. Согласно первоначальному плану, он должен быть сдан в 2018 году.

Общая протяженность тверского участка составляет 253 километра. Часть его - с 208-го до 258-й километра - уже построена. Московский участок почти в три раза меньше тверского. Сдан он в эксплуатацию в декабре 2014 года. Автодорога берёт начало на МКАДе, проходит через Клинский и Солнечногорский районы. Новгородский участок на трассе М-11 составит 233 км. Ленинградский — 75 км.

В эксплуатацию сдан не только московский участок, но и тот, что проходит через три района Тверской области: Торжокский, Вышневолоцкий, Спировский. Дорога, ведущая в обход Торжка, существенно сокращает путь Тверь - Волочек. Но этот участок, как уже было сказано, сдан будет нескоро. (хотя согласно изначальному плану, в 2018 году). Строительство должно быть закончено к началу Чемпионата мира по футболу.

Строительство трассы М-11 — это проект, стоимость которого составляет, согласно изначальному плану, более 150 млрд руб. Автовладельцев, конечно, прежде всего интересуют тарифы. Стоимость проезда по платной трассе М-11 к 2018 году, скорее всего, будет не раз пересмотрена. На сегодняшний момент плата для легкового автомобиля составляет от 80 рублей. Стоимость зависит от времени и дня недели. Максимальная цена за проезд на платных участках взимается с 16:00 до 20:00.

Тарифы

Стоимость проезда, согласно первоначальному плану, по головному участку дороги должна была составить 3,62 руб./км. Тариф, безусловно, будет варьироваться в зависимости от машины, дня недели, времени суток. Проезжая из Москвы в Санкт-Петербург по трассе М-11, водители видят огромные баннеры с рекомендациями приобрести «Транспортер» - карту, позволяющую сэкономить до 70%. Какова приблизительная стоимость проезда по скоростной автодороге без учета скидочной системы?

Тариф на самых дорогих участках составит 2-2,5 рубля за километр. На подъезде к Санкт-Петербургу расстояние в 37 км владельцы легковых машин будут преодолевать за плату из расчёта 2,2 рублей за километр. Тариф на остальных платных участках (Тверской, Новгородской и частично Московской области) в два раза меньше указанного. Общая стоимость проезда по трассе М-11 Москва - Санкт-Петербург - 600 рублей. Однако в июне 2013 года относительно тарифов в СМИ появилась совершенно другая информация.

Повышение стоимости платных участков

Председатель правления компании "Автодор" заявил, что цена проезда по трассе М-11 Москва - Петербург составит не менее 1100 рублей. Спустя три года президент РФ подверг жесткой критике подобную ценовую политику. Владимиру Путину не понравилось то, что участками, не так давно введёнными в эксплуатацию никто не пользуется. Действительно, многие автовладельцы, дабы сэкономить, предпочли ездить по разбитым, но бесплатным дорогам.

На сегодняшний момент водители за проезд на участке, который проходит через Солнечногорск, и составляет чуть более сорока километров, в будний день вынуждены платить 400 рублей. По платной трассе М-11 преодолеть такое расстояние всего за двадцать минут, конечно, приятно. Всё же многие считают цену завышенной. Если за сорок километров приходится платить 400 рублей, то какова же будет стоимость пути от столицы до Санкт-Петербурга?

Автодорогу нельзя назвать идеальной. В ночное время некоторые участки плохо освещаются, а в силу того, что инфраструктуры рядом пока никакой нет, автовладельцам приходится ехать иногда в абсолютной темноте. О том, сколько будет стоить проезд по трассе М-11 (Москва - Петербург) в 2018 году, пока неизвестно.

Технические особенности

На главном участке трассы М-11 установят автоматизированную систему, которая будет управлять дорожным движением централизовано. На всей протяженности скоростной автодороги появится и освещение, и разделительные барьеры. Для строительства новой трассы пришлось, конечно, вырубить внушительную часть деревьев. Согласно требованиям сохранения биоразнообразия, лесной фонд будет восстановлен за счёт озеленения.

Инициатива строительства автомагистрали исходила от президента РФ. Решение было принято Министерством транспорта. Проект обоснования инвестиций заказчику был сдан зимой 2006 года. Вскоре выбрали и частную компанию для строительства участка с 15-го по 58-й километр. Сметная стоимость реализации всего проекта на тот момент составляла около 350 млрд руб. В тендере участвовало три компании. Министерство строительства выбрало «Северо-Западную концессионную компанию».

Подготовительные работы начались весьма стремительно, но стремительно и завершились. Основным пунктом начальной части реализации проекта по строительству в новой скоростной автодороги являлась вырубка Химкинского леса. Начались протесты со стороны общественности. В августе 2010 года работы приостановили. Спустя год снова началась подготовка земельных участков к строительству. На этот раз волнения среди населения и защитников леса не остановили процесс. К сентябрю на участке с 15-го по 58-й километр началось строительство.

Строящаяся автомагистраль начинается с Бусиновской транспортной развязки, расположенной на 78-м километре. Здесь в январе 2012 года был запущен процесс реконструкции. Завершён он был спустя три года. На сегодняшний момент эта развязка является единственной пятиуровневой в России.

Вырубка Химкинского леса

Процесс строительства на первоначальном этапе был приостановлен по инициативе защитников леса. Химкинский лес еще несколько лет назад находился под охраной государства. На его территории была запрещена какая-либо хозяйственная деятельность, потому как он относился к подобным объектам первой категории. Но за последние годы территория Химкинского леса существенно уменьшилась, и, прежде всего, в результате строительства дороги областного значения. Кроме того, по периметру возводились коттеджи и дачные поселки.

Но, как видим, конфликт с защитниками леса разрешен. Строительство трассы до 2017 года шло полным ходом. Проблемы удалось решить благодаря дополнительному озеленению, которое, к слову сказать, тоже не было завершено.

Ленинградский участок

В июне 2012 года Дмитрий Медведев отдал распоряжение о заключении концессионного соглашения относительно строительства участка, прилегающего к территории Ленинградской области. Контракт заключён сроком на тридцать лет. Согласно одному из пунктов соглашения, строительство должно было проходить в период с 2014 по 2016 года. Позже сроки сдачи перенесли.

От Москвы до Солнечногорска

Первый участок был открыт в ноябре 2014 года. Вскоре в эксплуатацию сдали и весь главный участок автодороги, то есть с 15-го по 58-й километр. Дорога до Солнечногорска стала платной в 2015 году. При проезде от Москвы до Шереметьево-2 автовладельцы оплачивали сумму от 80 до 250 рублей. Путь по всему участку обходился до пятисот рублей в зависимости от времени суток. В 2015 году началось строительство трассы М-11 в Новгородской и Ленинградской областях. Тверской участок (с 208-го до 258-го километра) был отложен на более поздний срок.

Строительство автодороги в 2017 году

Ответ на вопрос о том, почему процесс реализации проекта так долго не начинался, представлен выше. Что послужило причиной очередной приостановки строительства?

В начале 2017 года в СМИ стали появляться версии относительно того, почему участок, ради которого был частично вырублен Химкинский лес, так и не введен в эксплуатацию. Согласно первоначальному плану, стоимость новой дороги составляла около 150 млрд рублей. Треть должны были вложить частные инвесторы, который впоследствии смогли бы вернуть деньги посредством сбора платы за проезд. Согласно некоторым данным, затраты превысили ожидания. Сегодня они якобы составляют около 450 млрд рублей, причём более 80% из них вложило государство.

Корреспондент интернет-издания «Медуза» провёл независимое расследование, в результате которого попытался ответить своим читателям на вопрос о том, почему вопреки ожиданиям в мае 2018 года трасса М-11 вряд ли будет сдана в эксплуатацию.

Проблемы с подрядчиками

В начале 2017 года глава компании «Автодор» заявил в одном из интервью, что через год заработает лишь половина трассы, а точнее, не более 360 км. При строительных работах на трассе М-11 возникли существенные проблемы. К строительству второго участка должны были приступить в начале 2016 года, но долго не могли найти подрядчика. На конкурс не поступало заявок. Тогда «Автодор» увеличил стоимость участков, протяженность которых составляет 89 километров, до 74 млрд рублей. Кроме того, снизил почти в два раза долю, которую впоследствии должен вынести подрядчик.

В июле 2016 года провели повторный конкурс. Победила «Трансстроймеханизация» - компания, которая отвечает за строительство всех участков, кроме ленинградского. После этого в новостях о ходе строительства автодороги стали возникать противоречия. Глава Минстроя заявил, что строительство завершится не ранее 2019 года. Представитель «Автодора» уверял, что все сроки соблюдены.

В плане, представленном на сайте «Трансстроймеханизации», отсутствует один из участков. Тот, что идет в обход Твери. При этом в Минстрое сообщили, что проект будет выполнен в 2020 году. Тверской участок строить начнут уже после того, как завершат все остальные. То есть несколько лет водителям придется ехать из Москвы в Санкт-Петербург, преодолевая пятьдесят километров по городу.

Банкротство строительных компаний

«Магистраль двух столиц» занимается строительством последнего участка. Корреспондент вышеупомянутого издания выяснил, что некоторым компаниям, принимающим участие в строительстве скоростной автодороги, не платят на протяжении нескольких месяцев. Некоторые из них находятся на грани банкротства. Весной 2017 года на ленинградском участке не проводились порядка 80% работ. Всё это может повлечь срыв сроков сдачи автомагистрали.

Ни одной АЗС

В 2013 году глава компании «Автодор» уверял, что расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга можно будет скоро преодолевать за шесть часов. При этом делать остановку, для того чтобы выпить чашку кофе. Но на трассе и сегодня нет ни одной автозаправочной станции. Стало быть, чашку кофе выпить нигде.

Из присутствующих объектов, есть только биотуалеты. «Автодор» обещает к 2018 году открыть тринадцать сервисных зон, расположенных по обеим сторонам. Но на сегодняшний момент лишь объявлен конкурс на выполнение подготовительных работ, предшествующих строительству этих зон. Почти сто гектар земли планируется выделить под реализацию этого проекта. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что трассу М-11 (г. Москва - Санкт-Петербург) могут и не сдать к Чемпионату по футболу, который состоится в России в 2018 году.

Новая скоростная автомобильная дорога М-11 Москва - Санкт-Петербург протянется от Московской кольцевой автомобильной дороги до примыкания к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность автомагистрали составляет 669 км. Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям в обход всех населенных пунктов.

Новая дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург в основном проходит параллельно существующей автомобильной дороге М-10 «Россия» и пересекает ее на км 58, км 149, км 208, км 258, км 334, км 543 с устройством транспортных развязок в разных уровнях. Это позволяет переключить движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот. Строительство автомагистрали Москва – Санкт-Петербург ведется в несколько этапов, каждый из которых является самостоятельным инвестиционным проектом. Последовательность реализации проектов обусловлена тем, насколько пропускная способность соответствующего участка существующей федеральной дороги М-10 «Россия» не отвечает объему текущего трафика.

Технические параметры скоростной дороги:

  • категория дороги – IA (автомагистраль);
  • расчетная скорость - 150 км/час;
  • количество полос движения – 4, 6, 8, 10 (в зависимости от этапов строительства);
  • ширина полосы движения - 3,75 м;
  • ширина разделительной полосы -6 м;
  • освещение по всей автомагистрали, включая транспортные развязки; транспортные развязки в разных уровнях – 36 шт.;
  • искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады и скотопрогоны) 325 шт.;
  • транспортные развязки в разных уровнях, в зависимости от категории пересекаемых дорог, в основном запроектированы по типу клеверный лист;, «двойная труба», «труба».

Мероприятия по снижению воздействия на окружающую среду для обеспечения экологической безопасности объекта:

  1. снижение уровня шума при прохождении дороги вблизи населенных пунктов и природоохранных территорий с применением шумозащитных экранов и зеленых насаждений;
  2. устройство специальных прогонов в теле насыпи проектируемой дороги для миграции диких и домашних животных;
  3. применения эффективных конструкций очистных сооружений для очистки поверхностных стоков в пределах водоохранных зон.

Повышение безопасности дорожного движения достигается разработкой проекта организации дорожного движения с применением современного энергоемкого барьерного ограждения, применением современных материалов для нанесения дорожной разметки и установки дорожных знаков и указателей. Для лучшей и своевременной информативности участников дорожного движения в разделе интеллектуальных транспортных систем разработаны и применены табло переменной информации и многопозиционные указатели. Новая скоростная трасса станет первой новой автомобильной дорогой, построенной в Европейской части современной России.

На платных участках установлены базовые станции операторов мобильной связи, компания «Мегафон» уже обеспечила полное бесперебойное покрытие сетью сотовой связи на всем протяжении дороги. Дорога оборудована комфортными площадками отдыха для всех видов транспортных средств. 15 декабря 2017 года Государственная компания «Автодор» открыла движение на новом участке строящейся скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург» (208 – 543 км).

На платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва-Санкт-Петербург» 58 км – 97 км и 208 км – 543 км действует закрытая система взимания платы. Закрытая система взимания платы подразумевает оплату проезда за фактически пройденное расстояние. При въезде на платные участки пользователь регистрируется в системе на въездном пункте взимания платы (при наличии транспондера в автоматическом режиме, без транспондера путем взятия билета из аппарата на полосе проезда). Оплату пользователь производит только на выездном пункте взимания платы.