Толкование на Евангелие от Луки (Блаженный Феофилакт Болгарский). Толкование нового завета феофилактом болгарским От луки 13 глава

 1 Покайся или погибни; притча о смоковнице. 10 Исцеление скорченной женщины в субботу; протест противившихся. 18 Притчи о зерне горчичном и закваске. 22 Когда тесные врата затворены. 31 Ответ Иисуса Ироду. 34 «Иерусалим! Иерусалим!»

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете .

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл ;

7 и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?»

8 Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом , –

9 не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» .

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев её, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего .

13 И возложил на неё руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его .

20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё .

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут .

25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы» .

26 Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» .

27 Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» .

28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон .

29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием .

30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними .

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу ;

33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима .

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: «благословен Грядый во имя Господне!»

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Евангелие от Луки, 13 глава

в. Учение о наказаниях (13:1-5)

Лук. 13:1-5 . Иисус говорит, что несчастье может случиться с любым человеком и ссылается на две трагедии, происшедшие в те дни. Первая настигла группу галилеян, которых Пилат приказал по какой-то причине убить во время совершения ими жертвоприношения. Вторая случилась в городе Силоаме, где упала башня, раздавив восемнадцать человек. Иисус подчеркивает, что погибшие галилеяне, как и восемнадцать жителей Силоама, не были грешнее и виновнее других своих соотечественников. Погиб человек или избежал погибели, не зависит от его неправедности или праведности в человеческом понимании.

Погибнуть может каждый. Ибо только по милости Божией живет человек. (Так что в несчастье, постигшем ближнего, тот, кто хочет вникнуть в состояние собственной души, может увидеть предостережение, посылаемое Богом. - От ред.) Если не покаетесь, все так же погибнете, предупреждает Христос израильтян. Хотя физическая смерть - участь каждого живущего, покаяние, и только оно, откроет перед людьми двери в Царство Божие, дает понять Иисус.

г. Притча о бесплодной смоковнице (13:6-9)

Лук. 13:6-9 . Свою мысль Иисус иллюстрирует притчей о том, что "не приносящих плод" в жизни ожидает суд. Смоковницу, не плодоносящую три года подряд, хозяин виноградника приказывает своему виноградарю срубить. Тот просит дать дереву еще год жизни, в который он будет заботиться о нем. Тут, по-видимому, иносказательно выражается мысль о необходимости времени для покаяния (сравните стихи 1-5), каковое не может не выразиться в принесении плода (Матф. 3:7-10; 7:15-21; Лук. 8:15). У тех, кто поверил в Мессию, должна произойти видимая перемена в жизни. И если такой перемены нет, то человек, подобно бесплодной смоковнице, обрекается на суд и вечную гибель.

д. Исцеление женщины в субботу (13:10-17)

Продолжая учить, Иисус подкрепляет Свое учение делом; исцеление женщины в субботу приурочено Лукой к последнему разу, когда Он учил в одной из синагог. На осуждение Иисусом "лицемеров" здесь делается особое ударение: Он заклеймил этим словом и толпу и ее вождей (12:56) примерно в начале этого раздела. И теперь, в конце его, Он снова называет лицемером начальника синагоги (13:15), выражая ту мысль, что ни народ, ни руководители его всерьез и от сердца не интересуются тем, что Бог мог бы сделать и делает в их жизни.

Лук. 13:10-13 . Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи, "связанная - как сказано в 16 стих - сатаною". Не отрицая того, что этот конкретный эпизод имел место, следует, однако, отметить, что, помещенный Лукой именно здесь, он обретает и явно символическое звучание. Ибо миссией Иисуса в среде израильского народа как раз и было исцеление его от духовной "увечности", дарование ему способности "держаться прямо".

Тут - наглядная иллюстрация силы Иисусова "прикосновения": женщина выпрямилась. Он исцелил ее Своим словом: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего, и Своим прикосновением: …возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. То есть ее реакция на совершенное Христом была такой, как следовало (сравните 2:20; 5:25-26; 7:16; 17:15; 18:43; 23:47).

Лук. 13:14 . В отличие от женщины, начальник синагоги стал негодовать на Иисуса за то, что Он, по его представлению, нарушил закон. Не принимая совершенного Им чуда, он призывал к тому же народ. И этим подтвердил правоту Христа, сказавшего ранее о том, что религиозные вожди Израиля удерживают народ от принятия Царства Божия (11:52).

Лук. 13:15-17 . Иисус показывает, насколько лицемерны Его противники: они ведь "с чистой совестью" ухаживают в субботу за своим скотом (сравните 14:5), а помощь в субботу человеку объявляют "противозаконной"!

Не имея, что возразить Христу, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

е. Учение о Царстве Божием (13:18-21) (Матф. 13:31-33; Мар. 4:30-32)

Лук. 13:18-21 . Эти стихи образуют связующее звено между наставлениями народу (12:54 - 13:21) и учением Иисуса о людях Царства Божиего (13:22 - 17:10). По мнению некоторых, короткие притчи о зерне горчичном (за одно лето из крохотного этого зернышка вырастает громадный куст) и о закваске говорят нечто положительное о Царстве Божием.

Представляется, однако, что правильнее понимать эти притчи Иисуса как имеющие сугубо негативный смысл. Подобно тому, как дрожжи или закваска, будучи положены в тесто, обнаруживают свое "всепроникающее" действие, и зло пронизывает мир во всех направлениях. Такая точка зрения подтверждается тем, что Лука помещает эти притчи сразу же после сцены отвержения Христова чуда начальником синагоги.

3. УЧЕНИЕ ИИСУСА О ГРАЖДАНАХ ЦАРСТВА БОЖИЕГО (13:22 - 17:10)

Тут Лукой записано учение Иисуса о том, кто является и кто не является "причастником" Царства Божиего. В этом разделе тема "вхождения в Царство" часто "подается" как участие в свадебном пире (13:29; 14:7-24; 15:23; 17:1-10). Время Царства еще не наступило, и под "входящими в него" следует понимать тех, кто отвечают на Божий призыв принятием Мессии и Его учения о Царстве.

а. Иисус дает понять, что большая часть Израиля не попадет в Царство (13:22-35)

Лук. 13:22-30 . Из слов Христа следует, что многие израильтяне не войдут в Царство Божие, тогда как немало язычников войдет в него. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Видимо, некоторые из последователей Иисуса были огорчены тем, что Его учение не производит "всеочищающего" воздействия на народ. Они видели, что повсюду повторяется одно и то же: одни Его принимают, а другие - отвергают. Между тем, Иисус прямо говорил, что для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно поверить Его словам. А в еврейском сознании принятие в Царство Божие ассоциировалось со спасением от вечной погибели.

Господь говорит о "тесных вратах", ведущих в Царство, и предупреждает, отвечая на заданный Ему вопрос, что многие поищут войти в него и не возмогут, так как время, установленное Богом для покаяния, минет.

Когда Хозяин дома встанет и затворит двери (подразумевается - на "пир", символизирующий Царство), опоздавшие войти уже не смогут (стих 25). Делателями неправды прямо назовет Он их (стих 27). На Его не знаю вас, откуда вы, опоздавшие станут напоминать Ему, что ели и пили пред Тобою, и на улицах наших Ты учил нас (стих 26) - явный намек на современников Иисуса, которым Он служил. В свете этого очевидный смысл Христовой притчи в том, что на Его "приглашение" следовало ответить в то время, когда Он делал его, и что "опоздавшие" принять его в Царствие Божие допущены не будут.

Господь прямо говорит о незавидной судьбе тех, кто не принял Его благовестия: Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите… себя изгоняемыми вон. (На выражение "там будет плач и скрежет зубов" комментарий в Матф. 13:42.) Итак, в Царство войдут только угодные Богу представители еврейского народа - такие, как его патриархи Авраам, Исаак, Иаков, и все пророки Его.

Для евреев подобные откровения были чем-то неслыханным. Ведь большинство их было убеждено, что как потомки Авраама они войдут в Царство Божие автоматически. Однако то, что сказал Иисус далее, должно было еще более ошеломить их, уверенных в том, что только евреи войдут в Царствие. Ибо Он заявил, что место неуверовавших иудеев займут в Царстве язычники - люди, которые придут в него от четырех сторон света (Лук. 13:29-30), т. е. представители всех народов земли.

В сущности слушавшие Иисуса должны были знать это из своих священных книг, потому что пророки недвусмысленно говорили о том же самом. Однако в дни Христа евреи продолжали считать язычников ниже себя. Поэтому, когда, начиная Свое служение в Назарете, Он заявил в местной синагоге, что и язычники войдут в Царствие Божие (Лук. 4:13-30), толпа в бешенстве хотела убить Его.

Слова Христа о "первых" и "последних" содержат ту же мысль: последние, каковыми иудеи считали язычников, первыми войдут в Царство Божие, а они, первые (в их предствлении) окажутся в этом смысле в числе последних (стих 30).

Лук. 13:31-35 . (Матф. 23:37-39). Отвечая на предостережения фарисеев, Иисус дает понять, что цель Его - Иерусалим, где Ему предстоит умереть. Относительно этого предупреждения фарисеев, что Ирод хочет убить Его, высказывались разные мнения. Лука всегда представляет фарисеев в отрицательном свете. Чем же тогда объяснить эту их "заботу" о безопасности Иисуса? Скорее всего, они попросту искали предлога избавиться от Него. Поскольку Он во всеуслышание заявлял, что путь Его лежит в Иерусалим они, возможно, пытались Его запугать и таким образом заставить отказаться от принятого решения.

Ответ Иисуса: Пойдите, скажите этой лисице… свидетельствует, что в глазах Господа фарисеи были Иродовыми посланниками, которые возвратятся к нему "с докладом" (речь идет об Ироде Антипе).

Слова Христа о миссии, исполняемой Им сегодня и завтра, и в третий день… не означают, что в Иерусалиме Он должен был быть "через три дня". Христос выражал ту мысль, что будет исполнять Свою "работу" ("изгонять бесов" и "исцелять") на протяжении известного Ему времени, которое Он установил для Себя. А затем - Иерусалим, где Он должен будет публично предстать перед религиозными властями, чтобы быть ими посланным на смерть. Отвержение Иисусом Иерусалима (представляющего весь израильский народ) поставлено Лукой в этот контекст (стихи 34-35).

В Своем "плаче" по Иерусалиму Христос говорит о том, что хотел… собрать чад этого города под Свою защиту, как собирает птица птенцов своих под крылья, но они сами не захотели.

Все Его служение было направлено на привлечение народа в Царство Божие, но народ, избивающий пророков, посылаемых к нему, не принял и Его, и вот теперь Он отвергает их: Се, оставляется вам дом ваш пуст (буквально - "дом ваш оставляется"). Под словом "дом" следует, вероятно, понимать не храм, а весь Иерусалим. Хотя Иисус и будет еще предлагать им признать Его Мессией, смерть Его предрешена. Мессия оставляет этот город.

Словами из Пс. 117:26 Иисус засвидетельствовал им, что они не увидят Его более - пока не прядет время, когда они выйдут приветствовать Его как Мессию. Позже, при входе Его в Иерусалим, народ именно так Его и приветствовал (Лук. 19:38), но вожди народа Мессией Его не признали. Истина эта будет признана всем Израилем только тогда, когда Христос снова возвратится на землю и войдет в Иерусалим как Правитель Тысячелетнего Царства.

. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иуда галилеянин, о котором тот же самый евангелист упоминает и в Деяниях (), будучи сам сведущ в Законе, убедил многих и иных галилеян пристать к своему учению. Учил же он тому, что никого из людей, ни даже самого царя, не позволительно именовать господом ни в буквальном смысле, ни в смысле почтения и благоволения. Отсюда многие из них за то, что не называли кесаря господом, жестоко были наказываемы. Они учили еще, что не должно быть приносимо никаких жертв, кроме заповеданных Моисеем; почему они возбраняли жертвоприношения за кесаря и за римский народ. Вероятно, в негодовании на это, Пилат приказал заколоть сих галилеян при тех самых жертвоприношениях за римский народ, которые были ими воспрещаемы. Поэтому кровь их смешалась с кровью жертв. Об этом, как происшедшем из-за благочестия, некоторые доложили Спасителю, желая узнать Его мнение об этом предмете. Ибо некоторые думали, что они пострадали весьма справедливо как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям, ибо их сопротивление называть кесаря господом было простираемо на весь народ иудейский.

. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи.

. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек – целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше.

. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: "если вы не покаетесь... то погибнете" . Теперь, кстати присовокупляет притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка – Христос – приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел.

. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Приходил Он по три срока: раз – через Моисея, в другой – через пророков, а в третий – Сам лично.

. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –

. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий: год срубишь ее.

Наконец, поскольку, несмотря на все это, иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо их введены язычники, могущие приносить плод ().

Под смоковницей можно разуметь и все человечество: под домовладыкой – Бога Отца; под виноградарем – Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: «оставь ее и на этот год» . Если (люди) не улучшились чрез Закон и пророков и не принесли плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, может быть, они принесут плод благопокорности. Если ж смоковница не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи праведных. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь в раю (); в другой, когда во время законодательства слили тельца () и славу Бога променяли «на изображение вола, ядущего траву» (); в третий, когда испрашивали (на распятие) Спасителя и Господа, говоря: «нет у нас царя, кроме кесаря» ().

И каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом. Душа окапывается, когда она оттрясает с себя пыль житейских забот и делается легкой. Она облагается навозом, то есть теплотой жизни бесславной и всеми презираемой. Ибо когда кто для спасения души оставляет славу и решается на жизнь бесславную, тогда это называется обложить душу навозом, чтобы она принесла плод. Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесут.

Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками.

Разумей, пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество и состояние тех, кои начинают уже седеть. Поэтому, если мы и на старости, в этот третий год, не принесем плодов и если нам еще попущено будет жить, чтобы обложить себя навозом, чрез восприятие бесславной жизни ради Христа, а мы и опять солжем, тогда Господь уже не пощадит нас, но срубит, чтобы мы не занимали землю напрасно и притом с вредом для других. И это изъяснение мне кажется более близким к предлежащей цели.

. В одной из синагог учил Он в субботу.

. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи; она была скорчена и не могла выпрямиться.

Недуг этот с упоминаемой женщиной случился по насилию диавольскому, как и Господь говорит: «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет» (). Быть может, сатана мучил ее потому, что она оставлена была Богом за какие-нибудь преступления, ибо он, когда попущается ему свыше от Бога, причиняет всевозможные неприятности телам людей (). Он и в начале был виновником того, что мы лишились нетления, в котором были созданы (), и что мы соединены теперь с телом болезненным и способным к недугам. Ибо мы это разумеем под кожаными ризами ().

. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

Господь самым богоприличным и полновластным повелением прогоняет болезнь этой женщины и возлагает на нее руки, чтобы мы познали, что силу и действие Слова носила эта святая плоть. Ибо она была собственная Его плоть, а не другого кого, существующего отдельно от Него и собственнолично, как представляется нечестивому Несторию. Такова благость Господа, и так Он помиловал создание Свое!

. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

А сатана, сначала связавший женщину, в досаде на ее освобождение, так как он еще более зла желал причинить ей, связывает завистью начальника синагоги и его устами хулит чудо. Так он везде противится добру! Сей негодует на то, что исцеление совершено в субботу, но Господь обличает его прекрасным примером неразумных животных.

. сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

. И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Поэтому не только он, но и все прочие, «противившиеся Иисусу, стыдились" при таких словах Его. Ибо очень неразумно было возбранять исцеление человека в субботу потому, что будто бы в субботу предписано хранить бездействие. Итак, противившиеся Иисусу стыдились этих слов Его, а «народ радовался о... делах Его» . Тогда как те не радовались о делах, но растаивали завистью при чудесах Христовых, народ, получая пользу от знамений, пользуясь исцелениями, радовался.

Понимай, пожалуй, чудеса эти и относительно внутреннего человека. Ибо душа бывает скорчена, когда она склоняется к заботам только о житейском и не помышляет ни о чем небесном или божественном. Почему и говорится, что она болеет восемнадцать лет. Ибо кто погрешает в соблюдении заповедей Закона Божия, которых «десять», и слаб в уповании на «восьмой» век () скорчен восемнадцать лет. Ужели не скорчен тот, кто, будучи привязан к земле и постоянно согрешая, нарушает заповеди и не принимает будущего века? Но Господь исцеляет такую душу в субботу и в синагоге. Ибо когда кто соберет в себе помыслы исповедания (ибо Иуда означает исповедание) и будет хранить (субботу), то есть бездействие во зле, тогда Иисус исцеляет его не словом только, говоря ему: освобожден ты от недуга своего, но и возложением рук.

. Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?

. Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

«Зерну горчичному» уподобляется Царствие Божие. А Царствие Божие есть учение и проповедь, ибо через проповедь воцарилось оно в душах человеческих. Как горчица на вид мала, а силы имеет много, так и учение евангельское многие презирают и считают глупостью, но если человек примет оное и посадит «в саду своем» , то есть в своей душе, то оно дает большое и ветвистое дерево, и «птицы небесные» , то есть люди, желающие парить к горнему, "укрыва ются в ветвях его» . Ибо возвышающиеся над земным успокаиваются в ветвях проповеди, то есть в пространных помыслах. Например, Павел принял зерно, небольшое оглашение от Анании, но, посадив это зерно в удобренном своем саду, произвел ветви, то есть обильное и доброе учение () и послания, в коих укрывались высокие по уму и мудрости не в тогдашнее только время, каковы – коринфяне, Дионисий, Иерофей и очень многие другие, но и жившие во все времена.

Под зерном горчичным можно разуметь и Самого Господа. По-видимому, Он как Сын плотника и весьма бедный был не велик. Но когда Он упал в сердце земли, чрез смерть и погребение во гробе (), тогда Он произрастил прекрасные ветви – апостолов, под коими успокаиваются все те, кои прежде колебались всяким ветром заблуждения, например, язычники, подобные птицам по причине удобопреклонности их ума в какую ни есть сторону, способности к обольщению и по причине большого легкомыслия. Ибо все таковые заблуждающиеся подобны птицам небесным, то есть воздушным.

. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?

. Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Божественное учение "подобно еще закваске, которую, взяв,... женщина» , то есть человеческая природа, «положила в три меры муки» , то есть в тело, душу и дух, так что все освятилось, как говорит блаженный Павел (), и стало одним тестом чрез общение с Духом Святым.

Под женщиной можешь разуметь душу, под тремя мерами – три ее силы: разум, сердце и волю. Кто в эти силы сокроет слово Божие, тот сделает оные совершенно духовными, так что ни разум не будет сомневаться в учении, ни сердце и воля не будут стремиться к неразумному, но вскиснут и уподобятся Слову Божию.

. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.

Иисус "проходил с учением по городам и селениям» . Не ходил Он по одним малым селениям, с нерадением о городах, как делают желающие обольщать простейших, не ходил по одним городам, с нерадением о малых селениях, как поступают желающие показать себя и достигнуть славы, но обходил повсюду, как общий Владыка или, лучше, как Отец, промышляющий обо всех. Не ходил ли Он по одним внешним городам, где было не столько искусных в Законе, а Иерусалима избегал, как бы опасаясь обличений со стороны законников или страшась смерти от них? Нельзя сего сказать. «И направляя путь , – сказано, – к Иерусалиму» . Ибо где более больных, там более должен находиться и врач ().

. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

. подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.

Спасающихся мало, потому что узкие врата не могут вместить многих.

. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.

«Хозяин дома» есть Господь. Он всех людей созывает к насыщению и наслаждению неистощимыми благами. Те, кои рачительны, стараются войти прежде часа самого обеда. А для ленивых и приходящих после часа обеда двери затворяются. Час же обеда что иное, как не жизнь настоящая? Она есть поистине время самое отличное для приготовления к духовному насыщению. Когда Хозяин дома "встанет" , то есть воскреснет на суде, и «затворит двери» , то есть путь добродетели, по которому нельзя идти по отходе из здешней жизни (ибо путем добродетели мы можем ходить только в здешней жизни), то хотя жившие здесь нерадиво станут "стучать ся в двери" , ибо тогда только с бесполезным покаянием поищут они пути добродетели, призывая оную голыми словами, без дела, как бы какими ударами и стуком; но Хозяин дома, по праву заперев двери, примет вид, что и не знает, откуда они. Справедливо так поступит Он. Потому что они от диавола, а Господь знает Своих ().

. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.

Это вообще говорится к израильтянам. Ибо Христос от них по плоти (), и с ними ел и пил.

Впрочем слова: «мы ели и пили пред Тобою» можно разуметь и в высшем смысле. Совершая законное богослужение и принося Богу кровавые жертвы, (израильтяне) ели и веселились: слушали они в синагогах и чтение книг Божественных. И чрез пророков, без сомнения, Господь же учил. Ибо пророки не свое учение предлагали, но возвещали слово Божие, почему и говорили они: «так говорит Господь» (; ; ). Итак, иудеям, если они не принимали веры, оправдывающей нечестивого (), кровавого богослужения недостаточно было для оправдания. А по моему мнению, это может относиться и к христианам по имени, но нерадивым к жизни. И мы не едим ли Божественное Тело? И не пьем ли Кровь Божию пред Ним, ежедневно приступая к Божественной Трапезе? И не учит ли Господь на улицах – в душах наших? Но (нам не будет) никакой пользы, если мы будем (только) слушателями Божественного Закона, а не исполнителями (). Напротив, слушание послужит для нас причиной больших мук, подобно как и причастие Божественных Тайн поставится в осуждение. Примечай же, что отвержены те на улицах, коих учит Господь. Но если будем иметь Его Учителем не в широких, но в тесных, сокрушенных и истерзанных скорбью сердцах, то не будем отвержены.

. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова

Слова сии приличны как иудеям, к которым Господь говорил оные, так и неверующим последних времен.

и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

. И придут от востока и запада, и севера и юга, возлягут в Царствии Божием.

Ибо иудеям особенно неприятно было слышать, что иные, из язычников, будут покоиться с Авраамом и (другими) предками (их), а они будут изгнаны вон.

. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.

Идут слова сии к нам, когда мы делаем несообразное с верой. Ибо и мы хвалимся Законом Христовым, но потом попираем его, когда преступаем оный, а потому хотя мы кажемся "первыми" , как принявшие Христа и Его учение с самых пеленок, но будем «последними» , потому что язычники, уверовавшие при конце своей жизни и богоугодно пожившие в остальное время, будут поставлены выше.

. В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.

Проклятые фарисеи, снедаемые завистью, пытаются устрашить Господа и угрожают Ему Иродом. Они не желали видеть Его творящим чудеса, чтобы Он множеством знамений не привлек к Себе народ и силой учения не обратил его к Себе (). Они выставляют в предлог Ирода и принимают вид заботливости о Спасителе.

. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице:

Но Он, зная сердца их, по обычаю Своему, отвечает им кротко, прикровенно, и говорит: «скажите этой лисице» . По-видимому, Он называет лисицей Ирода, но если тщательнее вникнуть, то, кажется, скорее Он называет так фарисеев. Ибо Он не сказал: лисице «той», но "этой" , употребляя некоторое среднее выражение и с особенной мыслью. Сказав в единственном числе "лисице" , дал им разуметь Ирода, а сказав указательно "этой" , намекнул на коварство их самих. Ибо фарисеи поистине выказывали (в своих нравах) хитрость и беспечность лисицы.

се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий: день кончу;

Смотри, пожалуй, как Он отвечает на их злобу. Поскольку они наводили на Него страх со стороны Ирода по зависти своей к совершаемым от Него исцелениям, то Он, зная, что приводило их в печаль, говорит следующее: вот Я «совершаю исцеления» и «изгоняю бесов» . Ибо, как прежде было сказано, из-за того преследовали Его, чтобы Он, пользуясь обнаружением чудес, не уловил многих в веру в Себя. Слова «сегодня и завтра» означают большое число дней. Как мы в обычной беседе обыкновенно говорим: сегодня и завтра будет то-то, однако ж, вовсе не ограничиваем сего дела таким расстоянием, а выражаем только, что оно будет скоро, так и Христос словами: «сегодня и завтра... совершаю исцеления,... и в третий день кончу» , – совсем не то выразил, будто в третий день Он непременно скончается, а то выражает, что смерть Его будет скоро.

. а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день,

«Впрочем, Мне должно... сегодня и завтра» , то есть некоторое время, пробыть здесь и совершать чудеса, а «в последующий день» пойти в Иерусалим, ибо Я определил Себе там пострадать. Поскольку они (фарисеи) говорили Ему: «выйди..., ибо Ирод хочет убить Тебя» , – и говорили это в Галилее, которой управлял Ирод, то Он объявляет им, что и при сильном желании Ирода нельзя ему убить Его, ибо Ему определено пострадать не в Галилее, но в Иерусалиме. Чтобы мне яснее представить тебе изречение Евангелия, скажу: ты не так понимай, что сегодня и завтра должно Мне идти, но на словах "сегодня" и "завтра" остановись, а потом читай: «и в последующий день» идти. При отчислении времени мы часто имеем обычай говорить: в воскресенье, на другой день и на третий я выйду, не потому, что я намерен выйти в воскресенье и на другой день, но потому, чтобы, отчисляя только два сии дня, указать на третий. Подобно и Господь здесь, как бы отсчитывая, говорит: должно Мне сегодня и завтра, потом на третий день идти в Иерусалим, ибо там определена Мне кончина. Поскольку же мы выше сказали, что Господь говорит это не потому, чтобы заключал жизнь Свою в три дня, но обозначает большое число дней, если не некоторое не очень продолжительное время, то Он завидующим Ему говорит как бы так: что вы заботитесь о Моей смерти? Вот, немного спустя, настанет она.

потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.

Когда слышишь, что пророку невозможно погибнуть кроме Иерусалима, то из этих слов не заключай, что иудеям делается как бы насилие и принуждение к совершению сего, но так говорится сообразно с их смертоубийственным намерением. Как если бы кто, при виде убийцы – разбойника в засаде при дороге, сказал, что невозможно быть чистой от крови дороге сей, при которой разбойник подсиживает странников, то сказал бы совершенно согласно с делами разбойника, так и в том случае, когда в Иерусалиме заседали разбойники – фарисеи и книжники, невозможно было Владыке пророков погибнуть в ином месте, как не в месте сих разбойников. Ибо они, привыкнув проливать кровь рабов, убьют и Господа.

. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!

Повторением имени Господь показывает, какую Он сильную любовь имеет к ним. Ибо Он также воззывает прелюбодейную синагогу, как бы какой возлюбленный, презираемый своей возлюбленной.

сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

Объявляет Господь и о человеколюбии Своем, говоря, что Он много раз «хотел... собрать» их; обозначает и безумие их, сказав: «и вы не захотели» .

. Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Наконец Я оставляю вас. Ибо Я столь возненавидел ваше лукавство, что и храм не называю Моим домом, но домом вашим. Ибо доколе между вами жила добродетель, тогда храм был Мой. А когда вы и его осквернили, сделали его местом торговли и пещерой разбойников, занимаясь в нем многообразной торговлей и убивая друг друга из любостяжания (ибо это дело разбоя – подсиживать брата и отнимать его собственность; так делают разбойники! они нападают на путника и потом отнимают, что у него есть); – итак, когда вы сделали храм пещерой разбойников чрез разные торговые сделки, которые вы производили в нем – доме молитвы, – то он уже не Мой дом, но ваш.

Под "домом" можешь разуметь не только храм, но и весь род иудейский. Ибо Писание иногда и род называет домом, например: «Дом Левиин! благословите Господа» (). Поскольку и здесь можно разуметь так: "дом" , то есть род ваш, оставляется Мной. Подобно как и в другом месте говорит чрез пророка: оставил Я дом Мой, оставил наследие Мое. Здесь домом называются израильтяне. Господь показывает, что и прежде сего Он же хранил их и избавлял от врагов.

Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!

Слова указывают на второе пришествие. Ибо тогда и против воли исповедают Его Спасителем и Господом. Только не будет им никакой пользы. Что ж? Неужели они не видели Его с того времени, как Он сказал это? Точно так. Когда Он говорит, что «не увидите Меня» отныне, то не тотчас обозначает, но время после креста. Он как бы так сказал: с того времени, как вы распнете Меня, вы уже не увидите Меня, пока не приду во второй раз.

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все тáк же погибнете.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –

не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

Толкование Феофилакта Болгарского

Лк.13:1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иуда галилеянин, о котором тот же самый евангелист упоминает и в Деяниях (Деян. 5:37), будучи сам сведущ в Законе, убедил многих и иных галилеян пристать к своему учению. Учил же он тому, что никого из людей, ни даже самого царя, не позволительно именовать господом ни в буквальном смысле, ни в смысле почтения и благоволения. Отсюда многие из них за то, что не называли кесаря господом, жестоко были наказываемы. Они учили еще, что не должно быть приносимо никаких жертв, кроме заповеданных Моисеем; почему они возбраняли жертвоприношения за кесаря и за римский народ. Вероятно, в негодовании на это, Пилат приказал заколоть сих галилеян при тех самых жертвоприношениях за римский народ, которые были ими воспрещаемы. Поэтому кровь их смешалась с кровью жертв. Об этом, как происшедшем из-за благочестия, некоторые доложили Спасителю, желая узнать Его мнение об этом предмете. Ибо некоторые думали, что они пострадали весьма справедливо как грешники, так как они были виновниками возмущения и возбудили в Пилате ненависть к иудеям, ибо их сопротивление называть кесаря господом было простираемо на весь народ иудейский.

Лк.13:2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Лк.13:3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

Спаситель не отрицает того, что они грешны, но не говорит и того, что они пострадали так потому, что грешнее прочих, непострадавших. Но если и вы не покаетесь, если не перестанете возмущать и возжигать внутренние междоусобия и не поспешите умилостивить Бога делами, то подвергнетесь еще худшей участи. Ибо не следует под предлогом благочестия снискивать себе славу, и между тем возбуждать внутренние мятежи.

Лк.13:4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Лк.13:5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек - целого народа. Действительно, когда город пал от Тита, тогда вместе с ним погиб и весь народ, упорный в неверии. Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, тогда как мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше.

Лк.13:6. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

Согласно с ходом речи приводит притчу сию. Перед этим Он сказал: «если вы не покаетесь… то погибнете». Теперь, кстати присовокупляет притчу сию. Смоковница есть народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий. Стоял он в винограднике Божием, то есть в церкви иудейской. Домовладыка - Христос - приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел.

Лк.13:7. и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Приходил Он по три срока: раз - через Моисея, в другой - через пророков, а в третий - Сам лично.

Лк.13:8. Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, —

Лк.13:9. не принесет ли плода; если же нет, то в следующий: год срубишь ее.

Наконец, поскольку, несмотря на все это, иудеи не покаялись, Христос отсек их от любви Божией. Ибо они уже не называются народом Господним и людьми святыми, но вместо их введены язычники, могущие приносить плод (Мф. 21:43).

Под смоковницей можно разуметь и все человечество: под домовладыкой - Бога Отца; под виноградарем - Сына Божия, явившегося во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить наш виноградник. Христос не позволяет срубить эту смоковницу как бесплодную, говоря Отцу: «оставь ее и на этот год». Если (люди) не улучшились чрез Закон и пророков и не принесли плода покаяния, то Я еще напою их Своим учением и страданиями, и, может быть, они принесут плод благопокорности. Если ж смоковница не принесет плода, то после срубишь ее, отвергнув их от участи праведных. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь в раю (Быт. 3:12-13); в другой, когда во время законодательства слили тельца (Исх. 32:2-4) и славу Бога променяли «на изображение вола, ядущего траву» (Пс. 105:20); в третий, когда испрашивали (на распятие) Спасителя и Господа, говоря: «нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15).

И каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом. Душа окапывается, когда она оттрясает с себя пыль житейских забот и делается легкой. Она облагается навозом, то есть теплотой жизни бесславной и всеми презираемой. Ибо когда кто для спасения души оставляет славу и решается на жизнь бесславную, тогда это называется обложить душу навозом, чтобы она принесла плод. Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесут.

Говорится, что домохозяин приходил к смоковнице по три года, может быть, потому, что нам даны три Закона, через кои Господь к нам приходит, именно: естественный, Моисеев и духовный. Нам следовало приносить плод и при руководстве естественного закона, ибо природа сама по себе научает должному. Но поскольку Господь нашел естественный закон бездейственным в нас, то в помощь естественному Он дал Моисеев Закон. Когда же и сей оказался бесполезным по нашему нерадению, Он дал Закон духовный. Итак, чьей души не улучшат эти три закона, кто не может улучшиться, несмотря на долголетие и человеколюбие, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками.

Разумей, пожалуй, под тремя годами и три состояния возрастов: отрочество, или юность, которая считается до восемнадцати лет, мужество и состояние тех, кои начинают уже седеть. Поэтому, если мы и на старости, в этот третий год, не принесем плодов и если нам еще попущено будет жить, чтобы обложить себя навозом, чрез восприятие бесславной жизни ради Христа, а мы и опять солжем, тогда Господь уже не пощадит нас, но срубит, чтобы мы не занимали землю напрасно и притом с вредом для других. И это изъяснение мне кажется более близким к предлежащей цели.

13:1-3 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам
В мире бытует мнение, что грешников за грехи всегда наказывает Господь,
хотя на самом деле степени вмешательства Бога в наказание при жизни в веке этом - никто не знает.
Но этот «дым» - не без огня:
в Библии описано много случаев, когда кого-то, за что- нибудь Бог наказывал непосредственно Сам или рукою своих служителей.
Наказывает ли кого-то Бог сегодня или нет - трудно сказать.

Но даже если взять, например, Содомлян, человека, собиравшего дрова (Чис.15:32), Ахана (Иис.Нав.7:24), Озу (2Цар.6:7), Надава и Авиуда, когда они принесли огонь чуждый пред лице Господа, Ананию и Сапфиру (Чис.3:4) - то все они ничуть не грешнее делающих такие же дела, но не наказываемых пока что так же, как и они.
Просто им не повезло и на них Бог показал, какого наказания заслуживают делающие такие дела. И те, кто делают то же, но при этом не сходят живьём в преисподнюю, а спокойно себе, как ни в чём ни бывало доживают до старости, а иногда ещё и процветают - не уйдут от наказания своего. И хотя в веке этом не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло . (Еккл.8:11)

3, но, если не покаетесь, все так же погибнете - однако наказание для нераскаявшихся грешников непременно состоится, причём наказанием для грешников - будет гибель их, не вечные мучения (как считают некоторые христиане)

13:4,5 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам,
Итак,
на всё время и случай, и башня может на голову упасть, и в ложке воды можно утонуть, не от степени греха, а от несовершенства века сего - как бабочки на лампаде угасаем. Но есть возможность НЕ погибнуть навеки - это главное.

но, если не покаетесь, все так же погибнете. Христос показал, что надо сделать, чтобы не попасть под категорию грешников, достойных наказания смертью: через личное покаяние ВСЕ идущие к Богу и Христу - к ним и пройдут. А некоторым, возможно, и не раз придётся покаяться, ибо семь раз может упасть праведник, лишь бы в состоянии упавшего не оставался. Но поскольку никто не знает своего смертного часа, то уж лучше не согрешать: вдруг покаяться не успеет.

C амо же раскаяние заключается не в том, чтобы говорить: "грешен я!" и сокрушаться по этому поводу, продолжая делать то же. Это - лукавое раскаяние по фарисейски, такое раскаяние принесёт больше вреда, нежели пользы.
Раскаявшийся по Христу должен перестать делать зло, а если это возможно, то и возместить, или загладить то зло, которое успел причинить.
Хороший пример раскаяния показал Закхей:
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
(Луки 19:8)
Не станет истинно раскаивающийся держаться за то, что получил не Божьим путём.
13:6,7 Притча о неплодоносящей смоковнице :
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Иисус уже три года обрабатывал «смоковницу» Божьего народа, посаженную в винограднике, но она всё не плодоносила, и поэтому, естественно, виноградарь опасался приговора Бога, что эта «смоковница» только зря место в Божьем «саду» занимает:
так Иисус показывает, что всякое «дерево» в «саду» Господнем, не приносящее ожидаемого плода, так и напрашивается у Бога на истребление (Матф.12:33; 15:13).

Что же означают эти образы?
Виноградник - это народ Иеговы, любимое насаждение Его (Ис.5:7).
Значение смоковницы в винограднике открывает притча о хороших и плохих смоквах у пророка Иеремии (Иер. 24:1-3). В ней смоквы обозначают представителей Иерусалима - начальствующих в народе Иеговы и их помощников:
Иер. 24:8-10 А о худых смоквах, которых и есть нельзя по негодности [их], так говорит Господь: таким Я сделаю Седекию, царя Иудейского, и князей его и прочих Иерусалимлян, ...

То есть, Иисус показывает, что он, как виноградарь, ухаживает за виноградником и смоковницей, но смоковница пока что бесплодна, и это грозит ей тем, что Бог срубит её (истребит неверных и бесплодных начальствующих, которые плохо формировали духовность Его народа и поэтому не приносили ожидаемый Богом духовный плод)

13:8,9 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, -
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.

Но Иисус выпрашивает у Бога ещё шанс для этой пустой «смоковницы», уж если снова будет на ней пусто, ну тогда и срубать не жалко, значит, не будет от неё пользы Божьему замыслу.

И Бог терпеливо ожидал, давая время принести добрый плод Своей "смоковнице", но терпение Его - не бесконечно, об этом важно помнить.

Однако Божья «смоковница» поступила ещё хуже: ладно бы, оставалась пустой и в четвёртый год служения Христа. Но она принесла ядовитый плод: с подачи верховных начальствующих народа Иеговы был предан смерти Иисус Христос. Естественно, такая «смоковница» в Божьем саду - Богу совсем не нужна, поэтому и «срублен» был Иерусалим в 70 г.н.э., когда римляне разрушили город и храм, а жителей Иерусалима - либо убили, либо увели в плен. Так во всей полноте завершилась иудейская система вещей и эра действия В.З. Только христиане смогли спастись от карающей руки римлян.

Количество времени обработки смоковницы - третий год (текст 7) и плюс ещё год (текст 8) показывают время служения Иисуса: 3,5 года Иисус "обрабатывал" начальствующих Иерусалима, чтобы они принесли духовный плод - раскаялись в злых делах и исправились. Это время служения Христа показано и у пророка Даниила (Дан.9:27, половина седьмины, после чего прекратится жертва/распят будет Иисус - это 3,5 года).

13:10,11 В одной из синагог учил Он в субботу. 11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
О
казывается, согнутый в три погибели - также дьяволом скручивается. Не только на сознание он воздействует, в сумасшедших превращая. Но и всякая болезнь и немощь человеческая -
на его совести.

13:12,13 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. 13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. Женщина выпрямилась, исцелённая Христом. Но прославила не Христа, а Бога - как и обычно, Иисус не давал никому приписывать себе - славу Отца.

13:14,15 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
В принципе, казалось бы - ну что плохого сказал начальник синагоги? Есть целых 6 дней - никто не против, приходите и исцеляйтесь, такая ревность в исполнении привычного расписания работы синагоги - разве грех? Неужели нельзя один день потерпеть, столько лет терпели? Зачем Иисус, зная реакцию начальствующего в синагоге, всё же исцелил, совсем не беспокоясь о том, что сможет его этим исцелением вне графика - преткнуть?

Вопрос был не терпении и даже не в букве закона: понятно, что могли бы и потерпеть, и Иисус мог бы на рожон не лезть, и мог бы репутацию руководителей в глазах народа не портить, и мог бы не стыдить их при всех.
А в том, что ТАКАЯ просьба была вызвана НЕ ЖЕЛАНИЕМ угодить Богу, ибо сам-то он трудился над собственной овцой в субботу, не ждал понедельника, чтобы напоить утолить жажду её:

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

А из вредности: людей не любил он, и власть свою не пропустил над Христом продемонстрировать. Потому Иисус его лицемером и назвал: вроде как об исполнении Божьего пёкся, а на самом деле – СВОЕГО искал, чтобы Христа унизить. Исцеление больной его не интересовало вовсе.
А ТАКОЕ лицемерие - нельзя было не разоблачить. Хотя бы для вразумления остальных.

13:16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
Если ради утоления жажды своей овцы начальник без зазрения совести нарушал субботу, то почему бы ради утоления жажды исцеления человека - не нарушить её? Или человек -меньше овцы?

Иисус разъяснял начальнику - его же пониманием вещей: на самом деле исцеление в субботу, как и необходимость напоить овцу - не является нарушением субботы. Просто толкователи закона обременили заповедь о покое субботы, не понимая духовной сущности Божьего покоя, приносящего всем облегчение. Ну а Иисус с начальником на его языке разговаривал, чтобы начальник синагоги имел возможность понять абсурдность своей претензии ко Христу.

13:17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Радует, что были и такие противники Христа в 1 веке, которые от его слов всё же стыдились. Значит, не все равнодушными и бессовестными были, если совесть производила в них шевеление. А если бы Иисус не разоблачил лицемерие начальника синагоги, то не было бы возможности совестливым понять, в чём же они ошибаются.
Цель вразумления публичным разоблачением была достигнута: те, кто имел совесть - вразумились, те, кто её не имел - выявились, общество слышащих естественным образом разделилось на принимающих слово Божье и отвергающих.

13:18,19 Притча о горчичном зерне:
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.

То, что от Бога, может казаться в мире ничтожным, но плоды его обильны. (Женевская )
На момент прихода Христа плод Царства Отца его от посеянного слова - был мал, как крошечное горчичное семечко, всего-то 12 учеников. Но когда деятельность сынов Царства расширится и оно «вырастет» - «горчичное семечко» слова Божьего превратится в огромное дерево миропорядка Бога, где все праведники найдут прибежище и покой. Дерево, на ветвях которого птицы вьют гнезда - напоминает Иез. 17:23 и 32:6, где птицы - это языческие народы, находящие прибежище у Мессии и наслаждающиеся благословением завета.

13:20,21 Притча о закваске:
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
Хотя закваска или дрожжи часто символизирует порок (1Кор.5:8), здесь речь идёт о принципе сбраживания теста или распространении малого количества закваски на всё тесто. Иносказательно - слово Божье от Иудеи распространится по всему миру. Вот что примечательно: сеятель лишь посеял зернышко, а женщина положила закваску. Дальше процесс - от них не зависит. Рост семечка и заквашивание теста происходит по замыслу Творца. И то, как распространяется благая весть о Царстве Бога - это не заслуга каких либо людей или организаций. Этот процесс роста идёт так и такими темпами, как их запланировал Бог.

13:22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. По пути в Иерусалим Иисус не тратил времени даром: он проповедовал повсюду, где жили люди на его пути.

13:23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
П
очему возник такой вопрос: «неужели МАЛО спасающихся ?» Потому, думаем, что видели идущие за Христом такую печальную картину: тех, кто считает себя служителями Бога,
даже праведных начальников синагог, просвещённых в законе Бога - и тех Иисус стыдил.
Что же оставалось остальным, не просвещённым в слове - думать о себе и своём угождении Богу?

13:24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Много говорящих о любви к Богу и о любви к ближнему, но, когда доходит до дела, они хотят идти более широким путём. Или что- то «протащить» через узкие двери.
Очень нравится пример тому, как ловят обезьян. В банку кладут банан, обезьяна, просунув в банку руку и схватив банан, она желает его протащить через горлышко банки, но не может этого сделать и остаётся в таком положении даже, когда на встречу идёт охотник. Для того, чтобы убежать, ей достаточно разжать кулак, выпустить банан из руки и убежать, но она не разжимает кулак: банан оставить жалко.

Желаем всем нам не стать обезьянами. Нет на свете ничего такого, ради чего стоило бы пожертвовать вечной жизнью и благоволением Отца, желая протащить сквозь тесные врата то, с чем нам жалко расстаться в этом мире: не очень-то легко в узкие врата протиснуться и самому, не то, что с грузом за плечами, с мешком сокровищ, например, с машиной и т.д. Потому и сказано – многие и захотят в роде бы, и даже поищут, но НЕ ВОЗМОГУТ протиснуться.

ВСЁ СВОЁ без остатка надо сбросить ДО узких ворот – отречься себя на 100%, не на 10%. С мешком своего золота за спиной - в рай не пролезть. Только в Бога богатеющий сможет войти, потому что - налегке он, не тянет ничто его к земле, не затрудняет ход, не превышает размеров ворот и не мешает войти.

13:25-27 Притча о захлопнувшейся двери:
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.

Н
астанет однажды момент в истории человечества, когда двери для прохождения в рай захлопнутся. И для многих - перед самым носом. И ведь даже не поймут, ЗА ЧТО: и Христа вроде знали, и учение его слушали. А не пролезут: недостаточно Христа знать. Нужно жить по Христу и перестать делать неправду.
Здесь о том, что не все, желающие попасть в рай и считающие, что служат Богу - смогут на самом деле туда попасть, так как с точки зрения Самого Бога - они не Ему служили, а себе.

13:28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
Здесь тоже образно: никто не будет на самом деле толпиться у ворот в рай и скрежетать зубами от того, что их туда не пускают. Всё будет выглядеть гораздо проще: кто-то воскреснет для вечной жизни в раю, а кто-то нет.
Однако для того, чтобы иудеи, считающие себя гарантированно праведниками, понимали, что для попадания в рай нужно соблюсти некоторые условия - Иисус привёл примеры тех, кого Бог посчитал пригодными для райской жизни, ведь каждый их перечня Иисуса
очень сильно и много поборолся в своей жизни за сохранение веры Богу и исполнение Его воли.

Очень не хотелось бы видеть себя изгоняемым вон, но в тот момент, когда станут изгонять (принимать решение о том, кого воскрешать, а кого - нет) - уже ничего не поделаешь и ничего не изменишь.
Поэтому всё, что можно сделать для исправления и приобретения белых одежд - надо делать сейчас, ещё при жизни в веке этом. Чтобы не ответили нам так, как ответил муравей стрекозе в басне Крылова: «лето красное пропела, так пойди и попляши»

13:29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Здесь о том, что и язычники имеют надежду попасть в рай, не только те, кому это было обещано ещё со времён Авраама.

13:30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними.
Эти слова были сказаны в адрес первых и последних в глазах иудеев.
первыми были начальствующих в народе Бога 1 века, которые надеялись в первых рядах попасть в рай, ибо считали себя праведниками и имеющими право на рай. А последними считались, в частности, язычники и остальные иудеи, кроме класса начальствующих, которые и прав-то никаких ни на что не имели.
Так вот, почти все «праведники» отреклись от Христа, потому и отвержены от преимущества в первых рядах в рай попасть. А многие «последние» в их понимании - приняли Христа, потому и получили право занять место первых.
Вспомним Иакова, не имеющего никаких законных прав на то, что быть первым: он родился последним. Однако боролся за свои права и за благословение Божье - и получил от Бога то, на что законного права не имел. Бог смотрит на сердце, а не на букву закона, наделяющего правами или делающего бесправными.

13:31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
Как видим, не все фарисеи были негодяями и лицемерами. Кто-то из них беспокоился о том, чтобы Христа не убили. Их имена неизвестны нам, но о них знает Бог.
Так и во втором пришествии Христа - обязательно найдутся руководители, сочувствующие последним пророкам Бога и не желающие им зла.

13:32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице:
Баркли:

В этом отрывке Иисус обращается к Ироду Антипе, царю Галилейскому, собиравшемуся пресечь Его деятельность. Лиса символизировала у иудеев тройное: во-первых, ее считали самым хитрым зверем; во-вторых, ее считали самым вредным зверем: я, в-третьих, она была символом никчемного и бесполезного человека.

се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий [день] кончу; Иисус даёт понять, что Ирод над ним не властен, всё. Что нужно будет доделать Христу в своей миссии - он непременно доделает и дело Отца своего довершит до конца

13:33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
Иисус разъясняет, что ему совсем мало времени осталось, так как Иерусалим совсем близко, в трёх днях пути. А дальше - ему предстоит погибнуть так же, как от рук жителей Иерусалима во все времена погибали все пророки.
Кого символизировал Иерусалим? От чьих рук должен был погибнуть и Христос, как погибали все пророки?
Все
пророки были убиваемы правителями Божьего народа, сосредоточенными в правительственной столице, в Иерусалиме. Рыба гниёт с головы, а пророки об этом гниении - «голове» говорят, ей, гнилой - это не нравится, вот и стремится она рот обличающему закрыть. Вместо того, чтобы прислушаться и исправиться.
Стремились правители Иудеи и от Христа избавиться, уж больно он их раздражал разоблачениями своими.
См. статью на сайте, разъясняющую подробно смысл этого и следующих текстов об Иерусалиме : Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков

13:34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
М
ного раз на протяжении истории Божьего народа древности Иегова хотел собрать в Иерусалиме верных Своих правителей и помогать им во всех делах по управлению народом своим. Но ОНИ НЕ ХОТЕЛИ, сопротивлялись вразумлениям и требованиям Бога. И не переставали грешить, поступая по-своему.

Что интересно: довольно много желающих сесть на седалище Моисеево - было в прошлом, на седалище Христово - в настоящем. Но управлять, подражая Христу и во всем подавая пример для подражания - мало кто хочет.
А когда приходит кто - либо от того, на чьём «седалище» они сидят, и говорит: «да как же вы, управляя Христовым и как бы даже служа Христу, вопреки тому, как он учил - поступаете???» - то сразу идёт обвинение их в том, что ищешь своего, а не Божьего, да и путь Божий понимаешь неправильно.
Очень нравятся слова Павла: Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? (Гал.4:16). И нет ничего нового под солнцем.

13:35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!
Не может Бог неверных поддерживать на зло. Насадил Он Иерусалим – гордость и красу Свою, поддерживал его, сколько мог, а Иерусалим нещадно опустошали от праведности Божьей; вразумлял и убеждал их Бог, сколько хватало терпения через посланников Своих - так убивали вразумляющих, и в итоге - в окончательное запустение пришёл Иерусалим (2Прлпмн36:14-16)
"..Я оставил дом мой, покинул удел Мой…удел Мой возвысил на Меня голос свой, за это Я возненавидел его…Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой…Сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною.." (Иер.12:7-11).

Потому и покинул Бог древний земной удел Свой, отвергнувший Его сына. Разрушенный впоследствии храм (70г.н.э) лишь подтвердил мысль Христа о том, что Бог навсегда покинул Иерусалимский храм.

Немного о том, чем может быть наполнен любой дом:
он может совсем не иметь мебели, но его обитатели - не видят своей бедности, они исполнены любви, добра, счастья, радости. И это дом нельзя назвать пустым.
И наоборот, роскошный новый дом может трещать по швам от накопленного добра. Но раздраженные, брюзжащие и вечно недовольные всем и вся жильцы - делают этот дом пустым.
Так и Божий дом, не «мебелью» ценится, не толщиной стен, не красотой камня и не величием внешнего вида его. А исключительно верующими людьми, имеющими дух Божий, дух любви, милосердия, миролюбия, доброты, щедрости и всего остального, что от Бога.