Восстановление шаровой опоры. В том числе и жидким полимером, ремонтируем своими руками. Ремонт шаровой опоры своими руками Как восстановить шаровые опоры

Случается, что отреставрированная шаровая опора своими руками, может прослужить дольше, чем дешевые дубликаты. Замену этого узла сможет осуществить даже начинающий автолюбитель.

Устройство и назначение узла

Шаровая опора предназначена для надежного подвижного крепления ступицы колеса к рычагу подвески. Состоит шаровая опора из шарового пальца, корпуса и пластмассового вкладыша. Корпус шаровой опоры либо сваривается точечной сваркой из двух половинок со штампованными, сферическими углублениями с отверстием под палец в одной из них или является толстостенным металлическим стаканом в который вставляется вкладыш с пальцем, после чего ставится дно, а край завальцовывается чтобы конструкция не разбиралась. Иногда вкладыш не изготавливают, а наполняют промежуток между корпусом и шаром размягченной полиамидной пластмассой. Используют для этого обычно экструдер. Он же используется как основное оборудование в фирмах для реставрации шаровых опор. Для защиты сопрягаемых поверхностей шарнира от воды с грязью сверху надевают резиновый пыльник.

Пока цел пыльник ― шаровая практически не изнашивается. Интенсивный износ шаровой начинается после прихода пыльника в негодность, с попаданием внутрь грязи. Поэтому следите за пыльниками, так как своевременная замена негодного пыльника ― это продление срока работы узла.

Правда, стык сварного корпуса не герметичен поэтому через него внутрь корпуса набирается вода даже с целым пыльником. Потому если корпус узла состоит из двух частей, желательно наполнять его через тавотницу литолом.

Диагностика

Если во время движения автомобиля по неровной дороге слышен стук или скрип подвески, возможно эти звуки идут от изношенных шаровых опор. Определять источник неприятных звуков лучше вдвоем: одному спуститься в смотровую яму и положить руку на шаровую, а другому раскачивать машину. Когда вы почувствуете звук своими руками снимете опору, зажмете ее в тисах, и проверьте люфт шарнира. Палец не должен двигаться от небольших усилий, но закусывать его тоже не должно иначе узлу требуется ремонт или замена.

Обязательно следует провести эту проверку также в следующих случаях:

  • Скрип при повороте руля.
  • Самопроизвольное виляние при езде по прямой.
  • Тугой руль.

Снятие & установка

Необходимое оборудование:

  • Съемник шаровых опор.
  • Домкрат.
  • Подставка под машину.
  • Набор ключей.
  • Пассатижи.
  • Монтировка.

Съемник шаровых, как правило, не универсален. Если вы не нашли, подходящий съемник его можно с успехом заменить молотком. Только нужно знать куда бить. Не нужно выбивать палец из посадочного места. Удар должен быть перпендикулярен пальцу, а бить нужно по проушине (так как палец конусный небольшое давление посадочного выдавит его из проушины). Молоток ― универсальный съемник. Он не должен быть ни слишком тяжелым ни слишком легким 600 грамм будет в самый раз.

Снятие: Ослабить крепление колеса. Поднимите машину на домкрате. Снимите колесо. Поверните руль так чтобы было удобно работать. Если гайка пальца шплинтуется снимите шплинт пассатижами. Отверните гайку. Возьмите съемник, выдавите им палец. Отвернете крепление корпуса шаровой. Монтировкой отожмете нижний рычаг и снимите шаровую. Снятие и ремонт наконечников рулевых тяг и шаровых опор ничем не отличается нужно только взять другой съемник. Методы же восстановления идентичны.

Установка: Прикрепить корпус шарнира к нижнему рычагу, затянуть крепеж, монтировкой отжать нижний рычаг, вставить палец в посадочное место. Накрутить гайку на палец, затянуть ее. Если палец будет проворачиваться потянуть рычаг монтировкой вверх (палец с посадочным конусные поэтому при вдавливании пальца он перестает проворачиваться в посадочном). Не забудьте зашплинтовать гайку. Съемник для установки не нужен. Следующая замена опор не заставит вас возиться со шплинтами если вы поменяете гайки на самоконтрящиеся.

Восстановление

Необходимое оборудование:

  • Наждак или болгарка.
  • Экструдер.
  • Электродрель с большим патроном (чтобы можно было зажать в него палец для шлифовки шара наждачной бумагой).
  • Слесарные тисы.
  • Сварочный аппарат (лучше полуавтомат).
  • Компрессор.

Реставрация опор может происходить двумя способами:

  1. Переделывание неразборного шарнира в разборный, шлифовка шара пальца и замена вкладышей.
  2. Ремонт за счет нагнетания размягченной пластмассы в зазор между шаром и корпусом применяя экструдер.

Конечно, не стоит закупать оборудование для разового ремонта, но простейший экструдер можно быстро сделать своими руками из старого главного тормозного цилиндра, приладив к нему рычаг для надавливания на поршень. Подогревать его для размягчения пластмассы можно горелкой или паяльной лампой.

Проведение работ

Ремонт и восстановление первым способом начинается с разборки опор. Для разборки корпуса сваренного из двух чашек, нужно высверлить на одной из чашек точки сварки и разделить чашки при помощи зубила и молотка. На корпусе со вставленным донцем, при помощи наждака или болгарки стачивают развальцованные края, и ударом молотка в торец пальца выбивают дно. В корпус из двух чашек вставляется вкладыш с пальцем, половинки прижимаются друг к другу и делается несколько прихваток сваркой, стараясь не перегреть вкладыш. У корпуса с вынутым дном измерьте наружный и внутренний диаметр и изготовьте стальное кольцо в соответствии с этими размерами высотой около 10 мм с резьбой внутри и пробкой, ввинчивающейся в него. Приварите кольцо к корпусу, остудите, вставите вкладыш с пальцем в корпус ввинтите пробку, подожмите ей вкладыш, просверлите в кольце отверстие Ø 2 мм вплотную к пробке и зашплинтуйте.

Ремонт и восстановление своими руками вторым способом обычно проходит без разборки узла.

В дне корпуса сверлят отверстие диаметром около 6 мм, его размер зависит от того какой экструдер вам доступен. Зазор между шаром и вкладышам очищается от грязи и продувается сжатым воздухом от песка и стружки. Через просверленное в днище отверстие используя экструдер в зазор между шаром пальца и корпусом, нагнетается размягченная пластмасса. Дайте ей остыть и ремонт готов. Недостатком этого способа является то что вы не видите сохранилась ли геометрия шара и не можете отшлифовать его, убрав следы коррозии, поэтому результаты восстановления будут недолговечны.

  • Не беритесь за восстановление шарнира, если палец вынимается из него без разборки, такому узлу не поможет ремонт, а только замена. Отверстие под палец в корпусе должно быть меньше диаметра шара чтобы. В случае износа вкладыша, палец не мог вылететь из корпуса, став причиной аварии.
  • Восстанавливая шарнир своими руками, разбирайте его полностью и шлифуйте шар пальца, каким бы способом вы ни собирались реставрировать узел. Тогда плоду вашей работы не так скоро понадобится замена. Даже собираясь, использовать для восстановления экструдер не поленитесь разобрать шарнир чтобы посмотреть не нужна ли замена пальцу. Если не нужна, тогда только отшлифуете его шар.

Одним из наиболее подверженных поломкам мест подвески автомобиля является шаровая опора. Этот элемент нередко выходит из строя даже на самых надежных авто, а ремонтные работы порой стоят очень дорого. Поэтому определенной популярностью пользуется процедура восстановления шаровых опор, которая не потребует проведения замены и покупки новых элементов подвески. Это достаточно сложная процедура, которая требует от автомобилиста поиска качественного сервиса. Впрочем, многие владельцы автомобилей утверждают, что можно и самостоятельно провести восстановление опор, как и любых других элементов подвески. С этим утверждением сложно согласиться, особенно, после изучения процедуры данного действия.

В последние годы произошел определенный бум закупки сервисными центрами хитрого оборудования для восстановления шаровых опор. Это способствовало распространению мнения о том, что опоры можно ремонтировать, так зачем покупать новые? На самом деле, есть масса противоречий в теории восстановления шаровых, ведь этот элемент является одним из главных элементов подвески. От него зависит не только наличие или отсутствие посторонних звуков в салоне при поездке, но и такие факторы, как безопасность и реальный комфорт передвижения. Поэтому принимать решение о восстановлении шаровых опор стоит с полным пониманием возможных последствий такого действия.

Как происходит восстановление шаровой опоры - пример процедуры

Сегодня существует несколько вариантов восстановление расшатавшейся и вышедшей из строя шаровой опоры. Для этого используют достаточно простое оборудование, которое позволяет уплотнить ход опорного подшипника и полностью восстановить работу всей опоры. Для этого необходимо изначально демонтировать весь механизм шаровой опоры с положенного места установки. Также следует полностью очистить его от старой смазки, налета и пыли, а также снять резиновый пыльник. Далее очищенный и подготовленный элемент подвески подвергается одному из вариантов восстановления. В частности, распространенным является следующий вариант восстановления:

  • сверлом в центре рабочей части опоры высверливает отверстие требуемого диаметра (зачастую 5 миллиметров);
  • в данном отверстии нарезается резьба метчиком с необходимыми параметрами и размерами;
  • в резьбу вкручивается рабочая часть специального механизма, который служит для восстановления опоры;
  • корпус опоры начинают вращать так, чтобы подшипник работал, поначалу это будет довольно сложно;
  • газовой горелкой или прочими элементами термической обработки постоянно нагревают место, которое вращается;
  • как только вращение становится затруднительным, нагревание останавливают и убирают паяльник;
  • далее снимают все механизмы, используемые для восстановления опоры, проверяют результат;
  • в первые несколько минут опору невозможно сдвинуть с места, что говорит о качественном исходе.

Но все не так просто. Конечно, при проверке руками получается, что шаровая опора выглядит вполне адекватно после восстановления, но ни один сервис не даст вам никакой гарантии на работы или выполнение тех или иных процедур восстановления. Помните, что вы работаете с уже вышедшим из строя механизмом подвески, и никакое восстановление не способно придать опоре характеристики новой детали. А на российских дорогах подобное примитивное восстановление окажется достаточно сомнительным и скоро выйдет из строя. Поэтому в большинстве случаев проводить восстановление не имеет никакого смысла.

Ремонт шаровых опор посредством замены деталей

Еще одним вариантом восстановления шаровых опор является замена деталей, которые вышли из строя. Тем не менее, производители и надежные сервисные центры рекомендуют не делать этого, так как прессование движимых деталей шаровой опоры не может произойти с тем же качеством, что и на заводе, поэтому в большинстве случаев такая особенность ремонт не позволит почувствовать качественный результат. Эксперты не рекомендуют выполнять никаких других вариантов ремонта шаровой опоры, кроме как замена. Причин тому достаточно много:

  • ни один сервис не сможет выполнить работу на самом деле качественно и без плохих последствий;
  • восстановленная порой за большие деньги шаровая опора может уже на следующий день выйти из строя;
  • среди негативных аспектов восстановления опоры можно также вспомнить снижение безопасности поездки на автомобиле;
  • комплект запчастей для ремонта и выполнение необходимых работ часто оказывается не дешевле, чем замена опоры;
  • даже использование оригинальных деталей, которые невозможно достать, не гарантирует высокого качества восстановления;
  • если ваша машина стоит на гарантии, вам никогда не поменяют отдельно детали опоры, а выполнят полноценную замену модуля.

Все эти особенности говорят о том, что лучше не менять отдельно части опоры и не выполнять некачественное восстановление. Даже при отсутствии денежных средств на ремонт следует подождать, пока такая возможность появиться, ведь иначе вы подвергаете опасности себя и ваших пассажиров. Даже самый качественный ремонт опоры может проявить себя уже в первые дни эксплуатации, ни один мастер не даст гарантию того, что восстановленная опора проходит хотя бы месяц. Поэтому следует задуматься над тем, почему все истинные специалисты настолько против любых способов восстановления шаровой.

Ремонт шаровых опор путем полной замены - оптимальный вариант

Если вы ездите на дорогой элитной машине, то вряд ли захотите выполнять сомнительное восстановление шаровых опор. Особенно, если мастер на СТО расскажет вам, как это на самом деле опасно и ненадежно. Но вот владельцы бюджетных отечественных авто постоянно платят дважды, пытаясь восстановить старые детали, а потом все равно покупая новые. Следует больше уважать себя и свой автомобиль, чтобы отказаться от такого способа выполнения ремонтных работ. Существует множество преимуществ полноценной замены шаровых опор, которые вышли из строя и издают непонятные звуки. Если вы проведете качественную замену, вам гарантированы следующие особенности:

  • сервис даст гарантию на проделанные работы, шаровая опора точно будет служить длительный срок;
  • неприятные звуки от ходовой части автомобиля полностью исчезнут, останется лишь наслаждение естественной симфонией авто;
  • установленная шаровая опора будет на сто процентов выполнять поставленные задачи, предусмотренные заводом-изготовителем;
  • автомобиль будет демонстрировать комфорт и определенный уровень безопасности поездки без рисков;
  • в процессе эксплуатации вы сможете длительное время не обращать внимания на работу этого узла автомобиля.

В случае, если вы решили полностью заменить шаровые опоры, вы получите качественную эксплуатацию вашего транспортного средства. Нужно выбрать качественные детали. Конечно, оптимальным вариантом будут шаровые от производителя вашего автомобиля, то есть оригинальные детали. Но даже аналоговые опоры будут служить намного лучше и дольше, чем восстановленные заводские. Поэтому трижды подумайте, прежде чем соглашаться на процесс восстановления шаровых опор или любых других механизмов ходовой части. Это поможет вам продлить жизнь автомобиля и приятно изменить его параметры поездки. Предлагаем посмотреть один из вариантов реставрации шаровой опоры на видео:

Подводим итоги

Качественный автомобиль - это не только заслуженное звание определенной модели, которое положено ей по статусу на рынке. Качество поездки вы поддерживаете самостоятельно. Возьмите самый надежный внедорожник и выполните плохой сервис несколько раз подряд. Вы увидите, как машина из качественного транспортного средства превращается в пылесос для денег. Такая философия работает для любого автомобиля. Даже отечественные ВАЗы, которые традиционно считаются ужасными по своему качеству, могут удивить надежностью эксплуатации.

Если автомобиль получает хорошее обслуживание, он будет работать так, как это предусмотрено заводом. Многие воспринимают бюджетные авто не слишком надежными вариантами транспорта, но причиной этого зачастую являются именно плохое обслуживание. Не следует выполнять восстановление шаровых опор, если вы хотите получить высокое качество работы вашего автомобиля. Скажите, как вы относитесь к идее восстановления, а не замены вышедших из строя деталей в вашем автомобиле?

Множество автомобилистов слышали об устройстве шаровой опоры. Тем не менее, о принципе ее действия, назначении и тем более диагностике никто не не слышал. Именно поэтому необходимо раскрыть несколько важных и существенных аспектов, которые помогут автомобилисту разобраться с данным устройством.

1. Как устроена шаровая опора

Является очень важной деталью транспортного средства, которая является частью конструкции подвески. Состоит она из металлического пальца и имеет шарообразный конец с одной стороны, а с другой – резьбу. Кроме того в ее состав входит корпус, который заполняется полимером и в котором находится шарообразное гнездо. Посредством своего шарообразного конца палец будет вставляться непосредственно в гнездо корпуса без всяких зазоров, что будет максимально исключать все малейшие люфты. Тем не менее, палец при этом будет получать возможность перемещения в разных плоскостях. На соединение палец-корпус будет надеваться резиновый пыльник, который предназначается для предотвращения попадания грязи и пыли внутрь данного узла.

Посредством резьбового конца шаровая опора будет вставляться непосредственно в нужные отверстия другой части подвески – рычага, а посредством гайки будет крепиться к нему. Именно за счет движения шарообразного конца в гнезде корпуса будет обеспечиваться взаимоподвижность этих элементов. Также следует отметить, что существуют шаровые опоры, которые не имеют резьбового соединения.

2. Для чего нужна шаровая опора

Устройство шаровой опоры располагается в системе поворотного кулака, который является частью передней подвески транспортного средства, к которой крепится колесо. Сама же шаровая опора будет обеспечивать подвижность поворотному кулаку, которая необходима для выполнения поворотов автомобиля при непосредственном воздействии на рулевой механизм. Именно из-за этого применение устройства шаровой опоры в такого рода узлах является разумным и оправданным. В конструкции передней многорычажной подвески располагаются верхняя и нижняя шаровые опоры – с каждой стороны автомобиля; но их может быть и шесть, и восемь.

3. Неисправности шаровой опоры

К самым явным признакам, по которым можно определить неисправность шаровой опоры, следует отнести посторонний возникающий звук в подвеске автомобиля при непосредственном передвижении автомобиля по неровным полотнам дороги. Этот звук можно назвать «чвакающим», что будет свойственно соударению о пластмассу металлической части конструкции.

В зимние периоды и в морозную погоду можно также услышать скрип при движении транспортного средства, который будет издаваться устройством шаровой опоры. Такого рода негативное явление возможно в случае порванного защитного пыльника. Это связано с тем, что через его трещины в резине будет попадать влага внутрь самой шаровой опоры, что будет способствовать замерзанию смазки.

По своей сути и устройству шаровая опора является долговечной, из-за чего ей не страшны время и дороги. Тем не менее, основной решающий фактор работоспособности данного узла кроется в воде и грязи. Именно вследствие проникновения двух этих элементов в систему опоры можно говорить о потенциальном повреждении защитного пыльника. Во время непосредственного передвижения его повредить практически невозможно из-за его расположения.

В большинстве случаев на самом пыльнике возникают мелкие трещины, которые возникают со временем или под воздействием погодных условий. Также не следует исключать и фактор человеческий, так как случайный разрыв инструментом, который используется при ремонте передней подвески, может привести к проблемным последствиям.

Важно заметить, что если автомобилист вовремя не выявит разрыв такой детали как пыльник, или не предопределит наличие трещин от старения и стирания резины и не заменит его, то на непосредственной работе шаровой опоры это не сможет отразиться. А вот в том случае, если происходит длительная езда с поврежденным пыльником, это позволит попасть грязи и воде непосредственно внутрь опоры, что приведет к излишнему абразивному трению о полимерный наполнитель шарообразного наконечника, вследствие чего образуются полости как на полимере, так и на поверхности.

В свою очередь это будет способствовать возникновению люфта, что является достаточно опасным явлением и требует принятия скоропостижных мер в ремонте или замене устройства шаровой опоры. Если же пренебрегать всеми вышеуказанными действиями, автомобилист может получить очень негативные последствия, которые на дороге могут привести к аварии.

Лучшее место, где спокойно, надежно и профессионально можно выявить все возникшие неисправности шаровой опоры – автосервис. Тем не менее, проверка подвески переднего типа будет возможна и при условии наличия личного гаража, а также смотровой ямы (подъемника) и достаточного уровня освещения.

Проверка опоры будет заключаться в том, чтобы выявить целостность люфта и пыльника на разрыв. В том случае, если при поврежденном пыльнике будет отсутствовать люфт, необходимо будет произвести замену только одного пыльника. В том случае, если имеется и люфт, необходимо произвести тотальную замену шаровой опоры еще в момент ее обнаружения. В таком состоянии не может быть и речи о каком-либо движении такого транспортного средства, так как это очень опасно.

Для того чтобы понять, что именно происходит при обрыве шаровой опоры, важно припомнить основную ее функцию, которая кроется в соединении верхнего или нижнего рычага с поворотным кулаком. При непосредственном обрыве связь будет утеряна, вследствие чего поворотный кулак будет иметь только одну точку опоры, после чего возникает возможность перемещения лишь в нескольких плоскостях, что будет делать управление транспортным средством практически невозможным. Это приведет к тому, что колесо будет выворачиваться во внешнюю сторону, что приведет к неизбежным повреждениям крыла и двери.

Очень часто само вырывание происходит при попадании колеса в большую яму при условии высокоскоростного движения автомобиля. При такой ситуации от нежелательных последствий убережет лишь опыт и интуиция автомобилиста, так как вывернутое колесо не позволит в нормальном состоянии управлять транспортным средством. Множество автомобилистов попросту пренебрегают ремонтом шаровой опоры и считают, что лучше заменить деталь. Тем не менее, высококвалифицированный мастер, при наличии необходимой техники, материалов и оборудования сможет самостоятельно восстановить узел, который утратил свою работоспособность. На ремонт затраты будут на порядок меньше, чем на замену.

Устройство шаровой опоры, которое подверглось ремонту, будет считаться более износоустойчивым, соответственно его ресурс будет большим, чем нового. Это означает, что ремонт выдастся намного дешевле тотальной замены опоры. Конечно же, сама процедура восстановления опоры не будет особо приятной, так как потребуются определенные навыки и внимательность, оборудование и знания. Тем не менее, при наличии этих элементов можно смело пробовать производить ремонт такого рода устройств.

Шаровые опоры не позволяют передним колесам автомобиля вывернуться наружу, удерживая их в вертикальном положении. Опоры все время выдерживают огромные нагрузки, поэтому менять их приходится достаточно часто. Причем у некоторых моделей, их можно заменить только вместе с рычагом управления, а это дорогостоящая и сложная процедура. Существует технология восстановления опор, которая экономит средства автовладельцам и даже станки, которые делают своими руками народные умельцы.

Устройство шаровой опоры

Шаровая опора является элементом передней подвески, несущим основную нагрузку. Она может быть нижней и верхней. Основная часть — это палец с круглой головкой. Головка заключена в грязезащитный чехол со смазкой. Все устройство спрятано в корпус из пластика, который со временем начинает пропускать грязь. Попадая между головкой и чехлом, песок и земля царапает головку и защитную оболочку чехла. А проникающая влага вызывает появление ржавчины.

Современная технология восстановления позволяет своими руками, без разборки автомобиля, отремонтировать опоры.

Под давлением в корпус узла опоры впрыскивается расплавленный полимер особого вида. Все появившиеся в корпусе пустоты и щербины заполняются пластиком, который создает дополнительную прокладку в форме линзы в необходимых местах. Восстановление занимает всего 15 минут, оборудование на основе американских разработок используется в большинстве автомастерских.

Станок для восстановления шаровых опор

Описанная выше технология воплощается с помощью станка. Он состоит из:

  • блока управления с табло, на котором показывается текущая и конечная температуры;
  • экструдера;
  • компрессора на 6 атм;
  • пневматического цилиндра;
  • термокарандаша;
  • набора переходников-форсунок;
  • полимера.

Дополнительно необходимо приобрести газовую горелку и слесарный инструмент.

Восстановление опоры

К пневмоцилиндру на резьбу накручивается экструдер, в котором уже находится полимер. В корпусе опоры просверливают отверстие с резьбой. С помощью этой резьбы накручивают форсунку, которую через насадку крепят к экструдеру.

Как только полимер станет мягким, необходимо запустить пневмоцилиндр, выдавливающий материал сквозь плунжер в форсунку и далее в полость опоры. Мягкий полимер заполняет собой все выбоины, люфты и щели, создавая в шаровой вкладыш с повышенной стойкостью к воздействию. Даже если полимер залит не совсем правильно, новый вкладыш выдерживает около 30 тысяч километров пробега.

Собрать своими руками подобное оборудование для восстановления вполне реально. Экструдер можно заказать токарю. В качестве пневмоцилиндра подойдет тормозная камера от ЗИЛа или старый цилиндр от грейферного экскаватора. Все другие запчасти продаются в любом хозяйственном магазине.

Минусы оборудования, сделанного своими руками

  • При перегреве полимер полностью теряет свои свойства, а в представленном самодельном устройстве он греется горелкой, измерить его температуру практически невозможно.
  • Результат работы во многом зависит от опыта мастера, сложно не обладая навыками согреть материал, опору и аккуратно влить полимер в полость.

У заводских устройств нагрев происходит под контролем электроники, а шаровая к форсунке крепится без резьбы. Тем не менее, у многих мастеров получаются вполне достойные результаты на оборудовании, сделанном своими руками.

Видеоролик демонстрирует работу заводского станка:

Шаровые опоры принимают на себя вес передней части автотранспортного средства, в том числе и силовой установки. Также во время движения этот узел подвергается воздействию постоянной ударной нагрузки. Вполне очевидно, что в таких условиях срок эксплуатации опоры ограничен, даже если она изготовлена из самых прочных сплавов. В результате многие владельцы машин сталкиваются с необходимостью восстановления шаровых опор.

Устройство и назначение

Шаровая опора позволяет обеспечить надежное подвижное соединение ступицы колеса с рычагом подвески. В состав узла входит корпус, шаровый палец , а также вкладыш, изготовленный из пластмассы. Корпус чаще всего имеет сварную конструкцию - две части со штампованным углублением сферической формы под палец соединяются с помощью точечной сварки.

По сути, этот элемент представляет собой толстостенный стакан, изготовленный из металла, в который затем вставляется вкладыш с пальцем. Чтобы сделать конструкцию корпуса неразборной, его края развальцовываются. Зачастую вкладыш не изготавливается отдельно, а область между стенками корпуса и шаровой поверхностью пальца заполняется специальным полимерным материалом. Для защиты узла от грязи и воды сверху надевается пыльник.

Следует отметить, что активный износ шаровой опоры начинается после повреждения пыльника . Пока этого не произошло, узел износу практически не подвержен. Таким образом, если контролировать состояние этого элемента и проводить его своевременную замену, то можно значительно увеличить срок работы узла.

Однако стоит помнить, что стыки сварного шва не обладают достаточной герметичностью и даже при неповрежденном пыльнике внутрь может попадать вода. Чтобы этого избежать, корпус стоит наполнить литолом.

Диагностика узла

О необходимости проведения работ по реставрации шаровых опор можно узнать благодаря диагностике. Как только во время движения по неровной дороге слышится скрип и стук от подвески, то узел изношен и его необходимо восстановить. Для точного определения источника этих звуков диагностику лучше проводить вдвоем - один человек заходит в смотровую яму и кладет руку на шаровую опору, а второй начинает раскачивать автомобиль.

Если звук ощущается рукой, то опору необходимо снять и проверить на наличие люфта в шарнирном соединении, закрепив ее в тисках. Следует помнить, что палец не должен двигаться под воздействием легких усилий, но при этом он не должен и закусываться. Также рекомендуется провести аналогичную проверку в следующих ситуациях:

  • При повороте рулевого колеса слышен скрип.
  • Во время движения по прямой наблюдается самопроизвольное виляние машины.
  • Для поворота руля приходится прикладывать достаточно большое усилие.

Съем и монтаж

Если после проведения диагностических мероприятий стало понятно, что узел изношен, его необходимо ремонтировать. Многие начинающие автовладельцы справляются со всеми работами и проводят восстановление шаровых опор своими руками. Чтобы снять, а после ремонта установить опору, потребуется несколько инструментов:

Чаще всего съемники для шаровых опор не являются универсальными. Если найти требуемый инструмент не удалось, решить поставленную задачу можно с помощью молотка. При этом его вес должен составлять около 600 грамм. Кроме этого, необходимо знать место, в которое следует наносить удар, чтобы не повредить узел.

Не нужно стараться выбить палец из посадочного гнезда. Удар должен быть направлен перпендикулярно пальцу по проушине. Чтобы снять шаровую опору, сначала необходимо ослабить крепление передних колес и поднять автомобиль с помощью домкрата. После этого колесо снимается.

Если гайка на пальце имеет шплинт, то его следует удалить с помощью пассатижей. Это позволит отвернуть гайку и с помощью съемника либо молотка выдавить палец. После этого следует отвернуть крепление корпуса и, отжимая с помощью монтировки нижний рычаг, снять опору.

Чтобы установить узел после ремонта, сначала предстоит прикрепить корпус к нижнему рычагу. Затянув крепеж, с помощью монтировки следует отжать рычаг и вернуть палец в гнездо. Затем на него накручивается и затягивается гайка. Если после этого палец проворачивается, то нижний рычаг необходимо потянуть вверх. Последним этапом станет установка шплинта на гайку или замена старой на самоконтрящуюся.

Ремонтные работы

Сразу следует отметить, что после завершения ремонта шаровая опора не восстановится полностью и срок ее службы будет меньше. Однако если все было сделано правильно, то можно не переживать за безопасность эксплуатации узла. Существует несколько способов восстановления работоспособности шаровой. В домашних условиях чаще всего используется две технологии:

  • Ремонт шаровых опор полимером по технологии SJR.
  • Разборная - из неразборного корпус переделывается в разборный, после чего проводится шлифовка шаровой поверхности пальца и меняются вкладыши.

С помощью полимера

Суть этого метода состоит в нагнетании разогретого полимерного материала в корпус. При этом опору не требуется разбирать, но необходимо изготовить экструдер. Стоит отметить основные преимущества этого метода:

Для применения этой технологии в нижней части корпуса следует просверлить отверстие, диаметр которого выбирается в соответствии с используемым экструдером. Необходимо тщательно очистить зазор между вкладышами и шаровой поверхностью пальца от грязи, а также продуть узел воздухом для удаления стружки и песчинок.

Полимер нагнетается в корпус с помощью экструдера через заранее просверленное отверстие. Как только пластмассовый состав застынет, ремонтные работы можно считать завершенными. Единственным недостатком этой технологии является отсутствие возможности проверить геометрию сферической поверхности пальца.

Разборный метод

После того как опора будет снята, необходимо разобрать корпус. Для этого потребуется высверлить в одной половине все точки сварки, разделив после этого деталь на две части с помощью молотка и зубила. Затем стачиваются развальцованные края и наносится удар по торцу пальца, чтобы отделить дно корпуса. После измерения внутреннего и наружного диаметров корпуса изготавливается кольцо с аналогичными размерами и внутренней резьбой, а также пробка, которая вворачивается в эту деталь. Высота кольца должна составлять порядка 10 см.

После этого в корпус помещается новый вкладыш и отреставрированный палец. Соединив две части корпуса, их следует прихватить сваркой. При этом необходимо проявить осторожность, чтобы избежать перегрева вкладыша.

Затем к корпусу необходимо приварить изготовленное ранее кольцо. После этого остается ввернуть пробку в корпус, чтобы поджать вкладыш и просверлить в ней маленькое отверстие (диаметр около 2 мм) под шплинт.