Евангелие от иоанна 17 глава черты пасторства. Толкование нового завета феофилактом болгарским. Особенные знания иоанна

1–26. Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа.

Прощальная беседа Христа с учениками закончена. Но прежде, чем пойти навстречу врагам, которые поведут Его на суд и мучения, Христос произносит торжественную молитву Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь, как великий Первосвященник человечества. Молитва эта может быть разделена на три части.

В первой части (стихи 1–8) Христос молится за Себя Самого. Он просит о Своем собственном прославлении или о даровании Ему, как Богочеловеку, божественного величия, так как Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ее – Христос будет прославлен.

Во второй части (стихи 9–19) Христос просит за Своих учеников. Он молит Отца об охранении их от зла, царствующего в мире, и об освящении их Божественной истиной, ибо они представляют собой продолжателей дела Христова в мире. Мир только тогда получит в чистоте и во всей небесной мощи слово Христово, когда сами апостолы будут утверждены в этом слове и освящены его силою.

В третьей части (стихи 20–26) Христос молится за верующих в Него. Для того, чтобы верующие во Христа могли осуществить свое назначение, составить Церковь Христову, они должны соблюдать между собой единение, и о поддержании этого единения между верующими Христос и умоляет Отца. Но прежде всего они должны быть в единении с Отцом и Христом.

Ин.17:1. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

«Иисус возвел очи Свои на небо» – см. комментарии к Ин. 11:41.

«Отче! пришел час». Для Христа пришел час прославления, потому что наступил час смерти (ср. Ин. 12:23). Победа над смертью, диаволом и миром уже, можно сказать, одержана Христом – настало время Сыну получить ту небесную славу, в какой Он пребывал до Своего воплощения (ср. стих 5).

«Да и Сын Твой прославит Тебя». Христос и ранее прославлял Отца Своего (ср. Мф. 9:8), как и Отец прославлял Христа прежде (ср. Ин. 12:28). Но прославление Христом Бога Отца не доведено еще до совершенной полноты, пока Христос еще находится на земле, в ограничивающих полное проявление Его славы условиях существования. Только тогда, когда Он уже с прославленной плотью Своей снова воссядет на Божественном престоле, и возможно будет полное раскрытие славы Его и Отца, которая состоит в привлечении ко Христу всех концов земли.

Ин.17:2. так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

«Так как Ты дал Ему власть» правильнее, «сообразно с тем, что» (καθώσ). Христос здесь выясняет Свое право на такое прославление. Право это дает Ему величие порученного Ему Отцом дела спасения людей.

«Над всякою плотью». Весь род человеческий, который здесь назван «плотью» по своей духовной немощи, по своему бессилию в деле устроения собственного спасения (ср. Ис. 40 и сл.), отдан во власть Сына. Но, конечно, только с неба, с небесного престола Христос может эту власть осуществить, сделать действительной для бесчисленных миллионов людей, рассеянных по всей земле (а власть эта, раз она дана, не может, не должна остаться у Христа неиспользованной на благо человечества и на славу имени Божия). Следовательно, Господь имеет полное право и основание просить Отца о том, чтобы Он прославил Его и по человечеству высшей, небесной славой.

«Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Сейчас Христос сказал о том, что данная Ему власть над всем человечеством должна осуществиться. Но как, в каком направлении осуществится эта власть Он еще не определил. Она может сказаться и в том, что Христос спасет многих людей, но, несомненно, в силу той же власти Христос на последнем суде и осудит многих за их нежелание принять спасение из Его рук. Теперь Он говорит определенно, что спасение или, иначе, «вечную жизнь» (ср. Ин.3:15) Он хочет, согласно с волей Отца, дать не всем, а только тем, кого отдал, кого особенно привлек к Нему Отец как достойных спасения (ср. Ин. 6:37, 39, 44, 65).

Ин.17:3. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

«Сия же есть жизнь вечная...». По-видимому, истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в богопознании. Но Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не ограждает человека от оскудения любви (1 Кор. 13:2). Правильнее будет сказать поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое усвоение истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь.

«Единого истинного Бога». Так говорит Христос о Боге, чтобы указать на противоположность того богопознания, какое Он имеет в виду, тому неправильному познанию, какое о Боге имели язычники, переносившие славу Единого на многих богов (Рим. 1:23).

«И посланного Тобою Иисуса Христа». Здесь Христос в первый раз так Себя называет. «Иисус Христос» является здесь Его именем, которое потом в устах апостолов становится уже обычным Его обозначением (Деян. 2:38, 3:6, 4и т.д.). Господь таким образом в этой последней Своей молитве, произнесенной вслух перед учениками, дает, так сказать, известную формулу, которая впоследствии должна употребляться в христианском обществе. Очень вероятно, что такое обозначение предлагает Христос в противовес иудейскому воззрению на Него, согласно которому Он был просто «Иисус» (ср. Ин. 9:11).

По мнению отрицательной критики (например, Бейшлага), Христос здесь ясно говорит, что Отец Его – это Бог, а Сам Он – вовсе не Бог. Но против такого возражения нужно сказать, что Христос здесь Отца как Единого истинного Бога противопоставляет не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только через Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это, по замечанию Знаменского, объясняется тем, что для достижения вечной жизни необходима вера не только в Бога, но и в искупление человека перед Богом, которое совершено было Сыном Божиим через то, что Он стал Мессией – Богочеловеком, посланным от Бога Отца в мир.

Ин.17:4. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

Ин.17:1. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

Новый мотив для исполнения просьбы Христа о прославлении состоит в том, что Он уже со Своей стороны, так сказать, объективно исполнил возложенную на Него задачу (см. стих 3) – сообщил людям спасительное познание об Отце и Себе Самом. Этим Он прославил уже Отца, хотя, конечно, пока только на земле, в состоянии Своего уничижения. Теперь и Отец со Своей стороны пусть прославит Христа у Себя Самого, т.е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он пребывал от века (ср. Ин. 1 и сл.; Ин. 8:58). Христос и на земле владел божественной славой, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка вспыхивала (например, в преображении). Скоро она будет осенять всем своим величием Христа-Богочеловека.

Ин.17:6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

Ин.17:7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

Ин.17:8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Говоря об исполнении порученной Ему задачи в субъективном отношении, именно о тех результатах, которых Он достиг в тесном кругу данных Ему от Отца избранников, достиг Своим учением и делами (ср. Ин. 14 и сл.), Христос указывает на то, что Он открыл этим людям «имя» Отца, т.е. дал познать этим избранникам, что Бог есть воистину Отец, что Он любит всех людей и потому от века предрешил искупить их от греха, проклятия и смерти.

«Они были Твои». Апостолы принадлежали Богу еще ранее того, как они обратились ко Христу. Таков был, например, Нафанаил – истинный израильтянин (Ин. 1:48).

«Они сохранили слово Твое». Христос таким образом признает Евангелие, которое Он возвещал, не Своим, а словом Отца. За таковое его приняли и апостолы, сохранившие его в своей душе доселе. Господь, говоря, что апостолы сохранили переданное им через Него слово Отца, имеет здесь в виду, вероятно, те заявления, какие сделаны были от их лица апостолом Петром (Ин. 6:68) и всеми ими (Ин. 16:29).

«Ныне уразумели они...». С уразумением того, что все сказанное им Христом дано Ему от Бога, соединено, конечно, и вступление на путь к вечной жизни (ср. стих 3).

«Ибо слова, которые Ты дал Мне...». K такому пониманию ученики пришли потому, что Христос со Своей стороны ничего не скрывал от них (понятно, исключая то, что они не могли понять, ср. Ин. 16:12) и, с другой стороны, потому, что апостолы принимали с верой слова Христовы. По-видимому, здесь уразумение божественного достоинства Христа («что Я исшел от Тебя») предшествует вере в его Мессианское достоинство («что Ты послал Меня»). Но на самом деле то и другое идет одновременно, и вера в Божество Христа поставлена на первое место только в силу ее преимущественного значения.

Ин.17:9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

Христос есть Ходатай всего мира (1 Тим. 2:5-6) и хочет спасти всех людей (Ин. 10:16). Но в настоящий момент Его мысли заняты судьбой только тех, которые поручены Ему и которые должны продолжать на земле Его дело. Мир же пока держит себя враждебно по отношению к Христу, и Христос пока не имеет повода говорить Отцу о том, как бы Он желал устроить дела этого столь чуждого Ему мира. Его забота пока всецело обращена на апостолов как таких, о которых Он должен дать отчет Отцу.

Ин.17:10. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

Заметив, что не только апостолы, но и всё у Него общее с Отцом, Христос как побуждение к особой молитве за них выставляет на вид то обстоятельство, что Он уже прославился в них. Kонечно, Он говорит о будущей деятельности апостолов, но по уверенности в них Он изображает их деятельность как уже прошедшую, как составляющую достояние истории («Я прославился в них»).

Ин.17:11. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Здесь выступает на вид новый мотив для молитвы за апостолов. Они остаются одни в этом враждебном им мире: Христос уходит от них.

«Отче Святый». Святость Божия состоит в том, что Бог бесконечно возвышен над миром, отрешен от него, как совокупности всякого несовершенства и греховности, но в то же время может всегда сойти в мир для спасения или же для суда.

«Соблюди их». Kак совершенно непричастный греху и в тоже время карающий грешников и спасающий праведников, Отец может сберечь апостолов от влияний мирских пороков и от гонений мира.

«Во имя Твое»: правильнее читать «в имени Твоем» (в греческом тексте читается ἐν τῷ ὀνόματί σου). Божие имя является как бы центральным пунктом, где находят себе прибежище от влияний мира апостолы. Здесь найдя приют, они узнают друг друга как духовные братья, как люди, отличающиеся от тех, которые живут в мире. В имени Божием или, иначе, в Самом Боге апостолы найдут опору для сохранения такого единения между собой, какое существует между Отцом и Сыном. А это единение им крайне нужно, для того чтобы вся их деятельность была успешна. Только едиными усилиями они смогут одержать победу над миром.

Ин.17:12. Kогда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Доселе Христос Сам делал то дело, которое теперь Он просит Отца взять на Себя. И делал это дело Христос успешно: одиннадцать апостолов сохранены, они стоят здесь, около Христа. Если один из порученных Ему и погиб, то не Христос виновен в его погибели. Само Священное Писание предвозвестило этот факт (Пс. 108:17). Господь, очевидно, хочет этой ссылкой на слова Псалмопевца сказать то же, что сказал в 13-й главе (Ин. 13:18).

Ин.17:13. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Так как Христос теперь должен удалиться от учеников, то Он намеренно говорит Свою молитву о них вслух, пока еще остается с ними «в мире». Пусть они слышат, пусть знают, Kому Он их поручает. Это знание, что Сам Отец стал их покровителем, сохранит их от упадка духа при надвигающихся испытаниях.

Ин.17:14. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Здесь еще ближе определяется нужда апостолов в защите со стороны Отца (ср. стих 11). С одной стороны, ученики через сообщенное им слово Отца (стих 8) отделены от общения с миром, с другой, в силу той же причины, как и Христос (ср. Ин. 8:23), они сделались предметом ненависти для мира (Ин. 15:18-19).

Ин.17:15. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла.

Kонечно, для того чтобы защитить учеников от ненависти мира, можно бы их взять из мира. Но мир не может обойтись без них, он должен через них получить весть о совершенном Христом искуплении. Поэтому Господь просит, чтобы в предстоящей апостолам деятельности зло не победило их.

Ин.17:16. Они не от мира, как и Я не от мира.

Господь повторяет мысль, высказанную в 14-м стихе для того, чтобы обосновать следующую далее просьбу.

Ин.17:17. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

«Освяти их» (ἀγίασον αὐτούς). Здесь Господь говорит не только о сохранении апостолов от порочных мирских влияний: об этом Он просил Отца уже раньше, а и о снабжении их святостью в положительном смысле этого слова, которая им необходима для совершения будущего служения.

«Истиною Твоею»: правильнее – «в истине» (ἐν τῇ ἀληθείᾳ). Христос сейчас Сам объясняет, что эта истина есть «слово Отца», которое передал апостолам Христос (стихи 8, 14). Раз апостолы с помощью благодати Отца, Kоторый преподаст им эту благодать во Святом Духе, усвоят это «слово», то они окажутся вполне готовыми (освященными) для распространения этого слова в мире.

Ин.17:18. Kак Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир.

Освящение апостолам нужно ввиду их высокого призвания: они посылаются Христом с великими полномочиями, как был послан Отцом в мир и Сам Христос.

Ин.17:19. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Раньше Христос просил Отца, чтобы Он освятил учеников для их высокого служения. Теперь Христос прибавляет, что и Он Себя посвящает Богу в жертву, чтобы ученики были вполне освящены.

«За них», т.е. к их пользе (ὑπὲρ αὐτῶν).

«Посвящаю Себя». По толкованию святых отцов, здесь речь идет именно о принесении Христом Себя в жертву (см., например, у свт. Иоанна Златоуста). Некоторые из новых толкователей возражают против такого объяснения, указывая на то, что Христос принес Себя в жертву за всех людей, тогда как здесь идет речь только об апостолах. Ввиду этого «посвящение», о котором здесь говорит Христос, понимается, например, у Цана не как принесение искупительной жертвы, а как принесение так называемой жертвы посвящения, какая была некогда принесена Аароном за себя и своих сыновей (Числ. 8:11). Но если и можно принять такое объяснение, сущность дела, о котором говорит здесь Христос, не изменится, а важно то, что Он приносит в жертву, хотя бы и посвятительную, при вступлении Своем на служение первосвященника («Себя», ἐμαυτόν). На это Свое самопожертвование и указывает Христос для того, чтобы оттенить особую важность призвания учеников.

«Чтобы и они были освящены». Здесь уже «освящение» (поставлен тот же глагол ἀγιάζειν, что и в главном предложении) понимается, несомненно, как посвящение учеников в собственность Бога, посвящение их на служение Богу без прямого намека на принесение апостолами в жертву Богу собственной жизни.

«Истиною»: точнее, «в истине» (ἐν ἀληθείᾳ), в противоположность символическому прообразовательному посвящению, которое имело место в Ветхом Завете.

Ин.17:20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,

Kруг лиц, за которых считает нужным вознести Отцу Свою молитву Христос, теперь расширяется. Если раньше Он считал нужным просить Отца только об апостолах, то теперь Он воссылает молитву уже обо всей будущей Своей Церкви, которая образуется из тех, кто поверит проповеди или слову апостолов.

Ин.17:21. да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.

Здесь указаны три предмета или три цели, на которые устремлено внимание молящегося Христа (три раза употреблена частица ἵνα – чтобы). Первая цель заключена в просьбе: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». Единение верующих понимается здесь, очевидно, как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Kонечно, такого в точности единения, какое существует между Отцом и Христом, между людьми быть не может. Но, во всяком случае, это высшее единство между лицами Божества должно всегда преподноситься верующему сознанию как идеал.

Вторая цель определена словами «и они да будут в Нас едино». Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и укреплению единства между верующими.

Третья цель – особенная: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Мир, терзаемый эгоистическими стремлениями, никогда не мог мечтать о достижении настоящего единства в мыслях и чувствах. Поэтому то единодушие, какое он увидит в христианском обществе, поразит его удивление, и от такого удивления недалек будет переход и к вере во Христа как Спасителя, посланного людям Самим Богом. История Церкви действительно показывает, что такие случаи бывали. Таким образом, единение всех верующих, в свою очередь, само должно послужить делу божественного домостроительства. Неверующие, видя тесное единение верующих между собой и с Отцом и Сыном, придут к вере во Христа, установившего такое чудное единство (ср. Рим. 11:14).

Ин.17:22. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.

Ин.17:23. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.

Для того, чтобы единство верующих было крепче, Христос уже сделал первых Своих учеников причастниками Своей славы, которую Он и на земле имел как Единородный Сын Отца (Ин. 1:14). Здесь можно усматривать намек на данную апостолам при их первом послании на проповедь силу творить чудеса – силу, которая не была взята Христом назад (ср. Мф. 10:1; Лк. 9:54). И теперь Он не оставляет их: пребывая в общении с Христом, они пребывают чрез это в общении и с Отцом, а таким путем они достигают совершенного общения и между собою. В результате, опять получает душевную пользу весь мир.

Ин.17:24. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

Ин.17:25. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.

Ин.17:26. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Здесь – заключение молитвы. Kак тот, Kоторого Отец возлюбил прежде сотворения мира, Сын высказывает теперь не просьбу, а желание («хочу»), чтобы верующие – не только апостолы – были вместе с Ним и созерцали бы Его славу. Очень вероятно, что Христос говорит здесь о Своем втором пришествии на землю, пришествии во славе (Мф. 24:30). Христос вполне уверен в исполнении Своего желания: «праведный», т.е. справедливый, Отец не может не исполнить Его желания. Миру, который не знает Отца, еще можно отказать в прославлении со Христом, но верующим, которых Христос уже научил знать Отца и будет научать этому впредь (через Духа-Утешителя), отказа быть не может. От Христа Отец перенесет Свою любовь и на верующих (Ин. 16:27). А так как вечным и ближайшим предметом любви Отца есть Сам Христос, в Kотором любовь Отца почила всецело, то, значит, вместе с любовью Отца в души верующих сходит Сам Христос.

17:1 Иисус молится Отцу в присутствии учеников и вслух для того, чтобы ещё раз пояснить им значение миссии своей и показать свои с Отцом близкие отношения.
Отче! пришел час,
Как Иисус понял, что пришло время принести себя в жертву? Время его мессианского служения Отцу было предсказано как половина седьмины, то есть, три с половиной года (Дан.9:2). Он также знал о том, что должен выполнить функцию Пасхи - искупления человечества от рабства греха и смерти. К тому же видение Моисея и Илии, говоривших ему об исходе пути его в Иерусалиме (Лука9:31) - также помогло ему сориентироваться в определении времени окончания своего земного пути.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Прославление Иисуса Христа как сына Божьего открылось через его воскресение - благодаря Отцу, воскресившему сына.
А прославление Отца открылось через сохранение верности сына Ему до самой смерти: всё, что Отец заповедал сыну для его земного пути - сын со со славой Божьего сына и с честью духовного человека - выполнил.

17:2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ученики должны понять, что основное задание от Отца сыну – это сделать что-то, что даст им и всем христианам возможность жить вечно в будущем (здесь говорится об учениках Христа, о тех, кого Отец доверил Христу на «сохранность»)

17:3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Эта вечная жизнь зависит не только от того, насколько на земле познают Иисуса Христа как посланника небес. Но и от того, насколько разберутся в единственном истинном Боге мироздания - в Том, КТО послал Иисуса Христа на землю, в его небесном Отце.

17:4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
Иисус считает свою миссию законченной, хотя ему предстояло пройти самый сложный для плотского человека этап: сохранить верность Богу, не испугавшись при этом потерять жизнь ради сохранения верности. Иисус был уверен, что силой веры в Отца справится и с этим.

Он прославил Иегову, своего Отца, на земле и словом и делом - всем, что было поручено ему на небесах. Он РАССКАЗАЛ через благовествование суть своей искупительной миссии на земле, дал надежду на спасение и счастливое будущее в мире Отца своего. И он ПОКАЗАЛ на примерах Божьих дел в Израиле, что Отец желает сделать для всех будущих подданных Своего Царства: воскресить, исцелить, насытить физически и духовно, создать райские условия для жизни вечной (утихомирить все разрушительные «ветры» на земле и на море)

17:5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Теперь Иисус ожидает, что Бог вернёт ему ту славу, которую он имел у Отца ещё до прихода на землю.
Здесь речь идёт не о репутации человека Христа, а о том, чтобы ему снова стать духом - духовной личностью на небесах, кем он и был задолго до того, как Иегова запланировал сотворить земной миропорядок (прежде бытия человеческого мира )

17:6 Я открыл имя Твое человекам Имя Того, кому служит на земле Иисус - он открыл и на земле для всех будущих учеников своих не только, показав произношением, как звучит вслух это имя. Но и открыл сущность этого имени Вседержителя, обозначающего «давать быть и давать становиться всему, что задумано Им».
Иисус на деле показал, каким образом возможно давать быть всему, что задумано Богом: например, сказал, что воскреснет Лазарь - и он воскрес; сказал, что буря утихнет -и буря утихла. «Сказал - и стало так» в 1 веке всего лишь по слову посланника Иеговы так же, как «сказал - и стало так» ещё до сотворения мира по слову Иеговы (Быт.1:3,9)

которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне
Иисус также дал понять своим ученикам также и то, что в мире людей их высмотрел для него - Иегова его Отец, а не он сам. Он лишь отыскал тех, кого ему дал Бог - и позаботился о них.

и они сохранили слово Твое. Ученики Христа взяли всё, что дал им Иисус от Отца, посеяв в них слово Божье. Теперь они оставались на земле продолжать дело, начатое Иисусом по спасению человечества от смерти через ознакомление со словом Божьим и распространение его по всей земле, ибо Бог хочет, чтобы люди спаслись через познание Его сущности и Его намерений (1Тим.2:4). Слово Христа они должны сохранять в неискажённом виде и Иисус был уверен в том, что его ученики справятся с этим. Потому и сказал о всех своих учениках, что они «сохранили», а не «сохранят» слово Божье.

17:7,8 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
К этому времени исхода Христа ученики должны были перестать теряться в догадках о значении Христа для них: он довольно внятно разъяснил им, кто он и кто его Отец, что он сделал уже и что сделает ещё по намерениям Отца своего для людей:
ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

17:9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
Иисус разъяснил, что его забота не о мире людей в общем, а прежде всего - об учениках Христа, которых Отец находит для него в мире, об избранных Божьих и призванных Им на служение.
Что они Божьи - видно из того, что им дорого Божье наставление, и они стараются следовать ему несмотря на трудности.

17:10 И все Мое Твое, и Твое Мое; Всё, что избирает Отец – с тем согласен Иисус, у них одинаковое вИдение и отношение ко всему, у них один и тот же дух, настрой, понимание сути вещей, одинаковые цели и интерес во всём, они - единомышленники во всех сферах бытия.

и Я прославился в них.
Благодаря появлению учеников – прославился и Иисус, ибо они – не сами по себе чьи-то ученики, а ученики Христа, посланного Иеговой, и открылись они не сами по себе, а благодаря мессианской деятельности сына Иеговы.

17:11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Иисус о себе говорит так, будто его уже нет здесь, в этом земном миропорядке с учениками: хотя телом он ещё пребывает на ней, все его помысли устремления - ТАМ, духом он уже пребывает с Отцом на небесах, ибо его человеческая миссия подошла к концу.
И на самом деле Иисусу осталось всего лишь (!!!) умереть жертвенной смертью и отдать последнее, что у него осталось от человека - свою жизнь совершенного безгрешного человека. Всё остальное он уже отдал ученикам своим.

Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Понимая, что ему предстоит уйти, Иисус просит Отца о помощи в том, чтобы ученики его между собой оставались в таком же тесном единстве миропонимания - внутреннего вИдения, отношения ко всему, настроя, понимания сути вещей, одинаковых целей и интереса во всём - в каком Иисус пребывает с Богом.

17: 12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; До тех пор, пока сам Иисус был с учениками в мире - эта задача по сохранению единства между учениками, и самих учеников для всевышнего - лежала на нём.

тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб,
С этой задачей Иисус справился успешно: в основном все, кого доверил ему Отец в качестве апостолов - сохранили верность Ему и единомыслие между собой. Потому и сказано о них, что никто из них не погиб как апостол Христа, что все они остались достойными этого духовного звания.

кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Что касается Иуды Искариота - то Иисус ничего не мог сделать для спасения Иуды, погнавшегося за мздой неправедной. Выбор Иуды был сделан, он только что ушёл предавать Христа и непременно предаст, ибо должно исполниться Писание о предательстве Мессии, и Иисусу Бог открыл, что оно исполнится именно на Иуде Искариоте. В итоге Иисус знает, что его предатель - погибнет в глазах Бога сразу, как только завершит начатое предательство. Потому его место позже было отдано другому ученику Христа (Деян.1:16-20)
(заметим: в отличие от оценки Иуды - оценка начальствующим, убившим Христа, дана была иная. По мнению Всевышнего начальствующие убили Христа в неведении, Деян.3:17)

да сбудется Писание Факт, что один из учеников оказался предателем Иисуса Христа - был предсказан и Иисус не имел возможности отменить сказанное Отцом об Иуде Искариоте.
Был ли Иуда поэтому обречён на предательство?
Нет: Иуда изначально имел возможность не грешить подворовыванием и не давать места дьяволу, ведь сохранить в качестве апостола можно только того, кто сам стремится и желает быть сохранённым (остаться непорочным) и прилагает собственные усилия для того, чтобы не согрешать.

Ни Бог, ни Христос не удерживают никого сверхъестественным способом от греха, но могут использовать укоренившегося грешника в своих интересах: вспомним фараона Египта, ожесточавшего своё сердце всё более и более. В результате Бог смог показать на нём силу свою и прославить своё имя (Исх.9:16).
Так же и Иуда: как видно из его поступка, он не считал для себя непорочность - чем - то важным, потому и разрешил себе согрешать, время от времени подворовывая. Этим - сам дал место дьяволу, за что ещё при жизни в веке сём жестоко поплатился (см. Мтф.26:24 о том, почему такому человеку лучше было бы не родиться) .

17:13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Говорит он об этом сейчас, перед тем, как уйдёт на небеса - для того, чтобы ученики имели возможность усвоить: Иисус полностью удовлетворён своей жизнью, прожитой на земле ради исполнения воли Божьей. Такого же удовлетворения от осознания мысли, что Отец их одобряет - и ученики достичь смогут.
Именно в этом и заключается радость духовно зрелого человека, радующегося одобрению небесного Отца, а не тому, например, что достиг в мире этом нечестивом высокого положения и стал миллиардером.

17:14 Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их
За то, что ученикам Иисуса Христа предстоит стать носителями слова Божьего и увещевания стремиться к праведности, достигая через искупление Христово спасения - к ним будут плохо относиться и путь их при жизни в этом веке не будет устлан лепестками роз.

потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Те, кто желает жить по Божьи - не принадлежат миру, которым управляет дьявол, ибо им не нравится быть нечестивыми и поступать по законам, которые диктует мир нечестия.
Как и Иисус: телом жил в этом нечестивом мире, но поступал не так, как привычно поступать здесь. Он жил по иным законам, законам иного мира - Божьего. Потому мир дьявольский и не смог его принять в свою нечестивую «стаю», за это и отверг.
Такое же положение изгоев мира сего - ожидает и верных последователей его. Если, конечно, они повторят его путь в точности, и не пожелают приспосабливаться к диктаторам морали и нравственности века сего.

17:15,16 Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.
И, тем не менее, нет воли Отца изолировать христиан от неприятностей мира сего из-за желания идти путём Христа: именно в этом мире им и надлежит светить светом Божьей истины и христианским поведением, иначе как же мир получит возможность спастись?

Итак, нет у христианина возможности жить в полной изоляции от мира сего и уединяться в «скитах». Но есть возможность ожидать и получить помощь свыше для того, чтобы претерпеть всё до конца, не сходя с дистанции пути Христова к Отцу.

17:17 Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.
Истина Иеговы воплощена и в Библии - в слове Божьем, которое все пророки Бога, в том числе и Иисус Христос - передавали человечеству от Него. И в самом Иисусе Христе, названном Словом Бога (Иоанн.1:1, Откр.19:13) , ибо он во всём поступал по слову Отца своего.

Познавая истину Божью через исследование Писания и знакомство с сущностью искупления Иисуса Христа, христиане смогут достичь того уровня святости, который достижим для несовершенного человека. Иного способа освятиться (достичь святости пред Богом) - у христианина нет.

17:18 Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир.
Прежде, чем Иегова послал в мир людей Иисуса Христа со спасательной миссией - Он подготовил его, дав необходимые наставления тому, что делать, зачем и как (Иоанн..12:49,50).
Иисус точно так же посылает своих учеников в мир со спасающей миссией - подготовленными и вооружёнными словом Божьим, а также пониманием, что воину Господа рафинадной жизни в веке этом ожидать не стоит.

17:19 И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.
Именно за своих учеников Иисус, в первую очередь, готов отдать свою жизнь: он посвящает себя целиком исполнению воли Отца. Воля же Отца - в искуплении и освящении их благодаря искуплению. В этом - истина Божья для человечества.

17:20 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их,
Иисус заботится также и обо всех будущих христианах в принципе, кто найден будет его учениками для Иеговы.
И поскольку Христос не будет иметь возможность общаться с ними лично, ему достаточно будет слышать слово их веры в него - с небес.

17:21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
Здесь не о том, что Бог и Христос должны будут разделиться на множество частиц и вселиться буквально в тела христиан. Или - что христиане должны каким-то образом вселиться в них. Здесь о ЕДИНСТВЕ миропонимания, целий, устремлений, интересов и т.д. Иисус желает видеть в христианах своих с Отцом единомышленников.

Пусть все верующие, сколько бы их ни появилось на земле - были бы единомысленны между собой так же, как единомысленны между собой Иисус и Отец его.
Всё, что поможет им сохранять вИдение миропонимания Христа и Отца его – Иисус дал апостолам. Дело теперь - только за ними самими.

17:22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
Речь идёт о славе Божьих сыновей: Иисус показал, что означает на деле - быть Божьим сыном. Божий сын - в абсолютном единстве с Отцом пребывать должен. А если противится Ему в чём-то - значит, не сын Ему.

17:23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино,
СовершенЫ воедино - означает «слеплены» в одно целое, разумеется, образно, как единомышленники в абсолюте.

и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Через учеников Христа – узнАют сущность Иисуса и мессианской роли его для человечества. Через Христа – узнАют Бога.
Все ученики Христа вместе – суть одно целое с Христом в стремлении способствовать исполнению замысла Иеговы. Потому и возлюбил Бог их всех, что они пожелали жить для Него.

17:24 Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Здесь Иисус просит Отца о том, чтобы апостолы имели возможность увидеть его прославленным на небесах, быть там с ним и узнать о подробностях зарождения его предназначения ещё от времени Эдема.

17:25 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня.
Остальные из мира сего, в котором Иисус жил 33,5 года - не познали Бога потому, что не приняли замысла Его в отношении Иисуса Христа.
Только ученикам удалось на тот момент вместить Христа как посланника Иеговы.

17:26 И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них . О значении открытия имени - см. 17:6.
Иисус просит Отца помочь ученикам иметь и сохранять любовь Божью в себе. Благодаря пребыванию в них Божьей любви - они и смогут быть единомышленниками со Христом и Богом, который и Сам есть любовь.

    Дух дышит, где хочет. Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. И познаете истину, и истина сделает вас свободными. Всякий, делающий грех, есть раб греха. Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет … Сводная энциклопедия афоризмов

    Папирус Р52, содержащий один из наиболее древних из найденных манускриптов Евангелия от Иоанна, датирован 125 годом. Евангелие от Иоанна (греч … Википедия

    Евангелие от Иоанна - вероятно написано в Ефесе в 70 100 году по Р.Хр. Оно, видно, предполагает знакомство читателей с остальными Евангелиями. Так, напр., в Иоан. 3:24 о заключении Иоанна Крестителя упоминается, как об известном читателям факте. Оно, очевидно, было… … Словарь библейских имен

    I. КЛЮЧ К ЕВАНГЕЛИЮ Ключ к Е. от И. содержится в 1Ин 1:1,3: Что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни...возвещаем вам. Только осязаемость вечного дает возможность благовествовать о нем; не будь этой… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА - см. статьи Евангелие; Иоанн Богослов … Православная энциклопедия

    - «В начале было Слово» ... Свидетельство Иоанна Крестителя об истинном Свете. Иоанн указывает на Иисуса, как на Агнца Божия. Призвание первых апостолов …

    И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Иоан.5:33 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Никодим приходит к Иисусу ночью; «Должно вам родиться свыше»; «Бог так возлюбил мир». Дальнейшее свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Исцеление в субботу больного лет при купальне; иудеи обвиняют Иисуса. Ответ Иисуса: Отец и Сын; свидетельство Иоанна и Писаний … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Прит.8:22 1Иоан.1:1 1Иоан.1:2 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Евангелие от Иоанна , Брюс Милн. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Евангелие от Иоанна оказало неоценимое влияние на историю человечества. Его страницы заключают в…
  • Евангелие от Иоанна , . Евангелие переводится с греческого как благая весть и представляет собой рассказ о земной жизни Христа, его казни и воскресении. Евангелие от Иоанна последнее из четырех канонических…

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную:

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить;

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

В жизни Иисуса кульминационной точкой был Крест. Для Него Крест был славой Его жизни и славой в вечности. Он сказал: «Пришел час прославляться Сыну Человеческому» (Иоан. 12,23).

Что имел в виду Иисус, когда говорил о Кресте, как о Своей славе? На этот вопрос есть несколько ответов.

1. История неоднократно подтвердила тот факт, что в смерти многие великие люди нашли свою славу. Их смерть и то, как они умирали, помогло увидеть людям, кем они были. Они могли быть недопонятыми, недооцененными, осужденными, как преступники при жизни, но их смерть показала их истинное место в истории.

У Авраама Линкольна были при жизни враги, но даже те, которые критиковали его, увидели его величие после того, как пуля убийцы сразила его, и сказали: «Теперь он бессмертен». Военный министр Стантон всегда считал Линкольна простым и неотесанным, и никогда не скрывал своего презрения к нему, но, глядя на его мертвое тело со слезами на глазах, сказал: «Здесь лежит самый великий вождь, какого этот мир когда-либо видел».

Жанну Д, Арк сожгли на костре, как ведьму и еретичку. В толпе был один англичанин, который поклялся, что добавит охапку хвороста в огонь. «Да попадет моя душа, — сказал он, — туда, куда попадет душа этой женщины».

Когда казнили Монтроза, его повели по улицам Эдинбурга к Меркатскому кресту. Его враги поощряли толпу ругаться над ним и даже снабдили их амуницией, чтобы бросать в его, но ни один голос не поднялся в проклятии и ни одна рука не поднялась на него. Он был в своей праздничной одежде с завязками на башмаках и в тонких белых перчатках на руках. Очевидец, некий Джеймс Фразер, сказал: «Он шел по улице торжественно, и его лицо выражало столько красоты, величественности и важности, что всякий удивлялся, глядя на него, и многие враги признали его самым храбрым человеком в мире и увидели в нем отвагу, которая объяла всю толпу».Нотариус Джон Никол видел в нем скорее подобие жениха, чем преступника. Английский чиновник в толпе написал своему начальству: «Абсолютно верно, что он победил больше врагов в Шотландии своею смертью, чем если бы остался в живых. Признаюсь, что никогда не видел более великолепной осанки у мужчин за всю свою жизнь».

Снова и снова величие мученика проявлялось в его смерти. Так было и с Иисусом, и потому сотник у Его Креста воскликнул: «Воистину Он был Сын Божий!» (Мат. 27,54). Крест был славою Христа, потому что Он никогда не выглядел более величественно, чем в Своей смерти. Крест был Его славой, потому что его магнетизм притянул людей к Нему так, как даже Его жизнь не могла притянуть их, и эта сила жива и сегодня.

Иоанна 17,1-5 (продолжение) Слава креста

2. Далее Крест был славой Иисуса потому, что был завершением Его служения. «Я совершил дело, которое Ты поручил Мне делать», — говорит Он в этом отрывке. Если бы Иисус не пошел на Крест, Он не завершил бы Своего дела. Почему это так? потому что Иисус пришел в мир, чтобы рассказать людям о любви Божией и показать ее им. Если бы Он не пошел на Крест, получилось бы, что Божия любовь доходит до определенной границы и не дальше. Тем же, что Он пошел на Крест, Иисус показал, что нет ничего, на что бы Бог не был готов ради спасения людей, и что у Божьей любви нет границ.

На одной знаменитой картине эпохи Первой мировой войны изображен связист, починяющий полевой телефон. Он только что окончил починку линии, чтобы важное сообщение могло быть передано куда следует, как его убили выстрелом. Картина изображает его в момент смерти, а внизу только одно слово: «Успел». Он отдал жизнь, чтобы важное сообщение могло пройти по линии к месту его назначения.

Вот именно это сделал Христос. Он совершил Свое дело, принес Божию любовь людям. Для Него это означало Крест, но Крест был Его славой, потому что Он окончил труд, который Бог поручил Ему исполнить. Он навеки убедил людей в любви Бога.

3. Но есть еще один вопрос: каким образом Крест прославил Бога? Бога можно прославить только послушанием Ему. Дитя отдает честь своим родителям своим послушанием им. Гражданин страны чтит свою страну послушанием ее законам. Школьник отдает честь учителю, когда послушен его наставлению. Иисус принес славу и честь Отцу Своим полным послушанием Ему. Евангельское повествование говорит весьма ясно, что Иисус мог бы избежать Креста. По-человечески рассуждая, Он мог повернуть обратно и вообще не идти в Иерусалим. Но глядя на Иисуса в Его последние дни, так и хочется сказать: «Смотрите, как Он любил Бога-Отца! Смотрите до какого предела шло Его послушание!» Он прославил Бога на Кресте, отдав Ему полное послушание и полную любовь.

4. Но и это еще не все. Иисус молился Богу, чтобы Он прославил Себя и Его. Крест не был концом. За ним следовало Воскресение. И оно-то и было восстановлением Иисуса, доказательством, что люди могут причинять самое ужасное зло, но Иисус все равно восторжествует. Вышло, как будто бы Бог указал одной рукой на Крест и сказал: «Вот, какого мнения о Моем Сыне люди», а другой на Воскресение и сказал: «Вот, такого мнения держусь Я». Самое ужасное, что могли причинить Иисусу люди, проявилось на Кресте, но и это самое ужасное не смогло побороть Его. Слава Воскресения выявила значение Креста.

5. Для Иисуса Крест был средством возвращения к Отцу. «Прославь Меня, — молился Он, — славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Он был подобен рыцарю, покинувшему двор короля, чтобы совершить опасное, страшное дело, и который, совершив его, возвратился домой победоносно, чтобы насладиться славою победы. Иисус исшел от Бога и возвратился к Нему. Подвигом в промежутке был Крест. Следовательно, для Него Крест был вратами в славу, и если бы Он отказался пройти сквозь эти врата, для Него не было бы славы, в которую бы Он мог войти. Для Иисуса Крест был возвращением к Богу.

Иоанна 17,1-5 (продолжение) Жизнь вечная

В этом отрывке есть еще одна важная мысль. Он содержит определение жизни вечной. Жизнь вечная есть познание Бога и посланного Им Иисуса Христа. Давайте же напомним себе, что значит слово вечная. По-гречески это слово звучит айонис и относится не столько к продолжительности жизненного срока, потому что бесконечная жизнь для некоторых и нежелательна, сколько к качеству жизни. Есть только одна личность, к которой это слово применимо, и эта Личность — Бог. Жизнь вечная, стало быть, есть нечто иное, как жизнь Бога. Обрести ее, войти в нее, означает уже сейчас проявить нечто от ее великолепия, величия и радости, мира и святости, которыми характеризуется жизнь Божия.

Познание Бога — это характерная мысль Ветхого Завета. «Мудрость — есть древо жизни для тех, которые приобретают ее, и блаженны, которые охраняют ее» (Прит. 3,18). «Праведники прозорливостью спасаются» (Прит. 11,9). Аввакум мечтал о Золотом веке и говорил: «Земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Авв. 2,14). Осия слышит глас Божий, который говорит ему: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос. 4,6). Раввинское толкование спрашивает, на какой небольшой частице Писания зиждется вся сущность закона, и отвечает: «Во всех путях твоих познавай Его и Он направит стези твои» (Прит. 3,6). И в другом раввинском толковании говорится, что Амос сократил множество заповедей закона до одной: «Взыщите Меня и будете живы» (Ам. 5,4), потому что искать Бога необходимо для истинной жизни. Но что значит знать Бога?

1. Несомненно, в этом есть элемент познания разумом. Это означает знание характера Бога и знание это значительно меняет жизнь человека. Приведем два примера. Язычники в неразвитых странах верят во множество богов. Каждое дерево, ручей, холм, гора, река, камень содержит для них в себе бога с его духом. Все эти духи враждебны к человеку, и дикари живут в страхе перед этими богами, все время боясь обидеть их чем-нибудь. Миссионеры рассказывают, что почти невозможно постичь волну облегчения, которая охватывает этих людей, когда они узнают, что есть только один Бог. Это новое знание меняет для них все. И еще больше меняет все знание, что этот Бог не строг и не жесток, но что Он есть любовь.

Сейчас мы знаем это, но мы ни за что не узнали бы этого, если бы Иисус не пришел и не рассказал нам об этом. Мы вступаем в новую жизнь и разделяем определенным образом жизнь Самого Бога посредством того, что совершил Иисус: мы познаем Бога, то есть узнаем каков Он по характеру.2. Но есть еще что-то. Ветхий Завет применяет слово знать и к половой жизни. «И Адам познал Еву, жену свою, и она зачала…» (Быт. 4,1). Знание друг друга у мужа и жены самое интимное из всех знаний. Муж и жена не двое, но одна плоть. Сам по себе половой акт не важен настолько, насколько важна интимность разума, души и сердца, которая при настоящей любви предшествует половой связи. Следовательно, знать Бога значит не только постигать Его головою, но это значит быть в личных, самых близких отношениях с Ним, подобных самому близкому и дорогому союзу на земле. И тут снова без Иисуса такое близкое отношение не было бы ни вообразимым, ни возможным. Только Иисус открыл людям, что Бог не далекое, недосягаемое Существо, а Отец, Чье имя и Чья природа есть любовь.

Знать Бога, значит знать, каков Он, и быть в самых близких, личных отношениях с Ним. Но ни то, ни другое невозможно без Иисуса Христа.

Иоанна 17,6-8 Дело Иисуса

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне и они сохранили слово Твое;

Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть;

Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Иисус дает нам определение того дела, которое Он совершил. Он говорит Отцу: «Я открыл имя Твое человекам». Здесь есть две великие идеи, которые должны быть понятны нам.

1. Первая идея типична и неотъемлема для Ветхого Завета. Это идея имени. В Ветхом Завете имя употребляется особенным образом. Оно отражает не только имя, которым человека зовут, но весь его характер, насколько его возможно познать. Псалмопевец говорит: «И будут уповать на тебя знающие имя Твое» (Пс. 9,11). Это не значит, что все, которые знают имя Господне, то есть как Его зовут, будут непременно уповать на Него, но это значит, что те, которые знают, каков Бог, знают Его характер и природу, будут рады довериться Ему.

В другом месте псалмопевец говорит: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся» (Пс. 19,8). Далее говорится: «Буду возвещать имя Твое братьям, посреди собрания восхвалять Тебя» (Пс. 21,23). Об этом псалме иудеи говорили, что он пророчествует о Мессии и том деле, которое Он совершит, и что дело это будет заключаться в том, что Мессия откроет людям имя Божие и характер Бога. «Народ твой узнает имя Твое», — говорит пророк Исаия о новом веке (Ис. 52,6). Это значит, что в Золотой век люди будут истинно знать, каков Бога.

Поэтому, когда Иисус говорит: «Я открыл человекам имя Твое», Он имеет в виду: «Я сделал людей способными видеть, какова природа Бога на самом деле». Фактически это то же, что сказано в другом месте: «Видевший Меня, видел Отца» (Иоан. 14,9). Высочайшее значение Иисуса в том, что в Нем люди видят разум, характер и сердце Бога.

2. Вторая идея заключается в следующем. В более поздние времена, когда иудеи говорили об имени Бога, они имели в виду священный четырехбуквенный символ, так называемый тетраграмматон, выражаемый приблизительно следующими буквами — ИХВХ. Это имя считали настолько священным, что его никогда не произносили. Только первосвященник, входя в Святое Святых в День Искупления мог произносить его. Эти четыре буквы символизируют имя Яхве. Мы обычно употребляем слово Иегова, но эта перемена в гласных происходит от того, что гласные в слове Иегова такие же, как в слове Адонай, которое означает Господь. В иудейском алфавите вообще не было гласных букв, и позже их стали прибавлять в виде небольших знаков над и под согласными. Поскольку буквы ИХВХ были священными, гласные из Адонай были помещены под ними, чтобы, когда читающий подходил к ним, он мог прочитать не Иахвех, но Адонай — Господь. Значит, во время жизни Иисуса на земле имя Божие было настолько священно, что простой народ не должен был знать, и тем более, произносить его. Бог был далеким незримым Царем, имя Которого не полагалось произносить простому народу, но Иисус сказал: «Я открыл вам имя Божие, и то имя, которое было настолько священным, что вы не смели произнести его, теперь можно произносить, благодаря тому, что Я совершил. Я приблизил отдаленного, невидимого Бога так близко, что даже самый простой человек может говорить с Ним и произносить Его имя вслух».

Иисус утверждает, что Он открыл людям истинную природу и характер Бога, и приблизил Его настолько, что даже самый скромный христианин может произносить Его непроизнесенное ранее имя.

Иоанна 17,6-8 (продолжение) Смысл ученичества

Данный отрывок проливает свет также и на смысл и значение ученичества.

1. Ученичество основано на сознании, что Иисус исшел от Бога. Ученик это тот, кто осознал, что Иисус Христос Посланник Божий, и что Его речь есть голос Божий, и Его дела есть дела Божий.

Ученик это тот, кто во Христе видит Бога, и понимает, что никто во всей вселенной не может быть тем, что есть Иисус.

2. Ученичество проявляется в послушании. Ученик — это тот, кто исполняет слово Божие, принимая его из уст Иисуса. Это тот, кто принял служение Иисуса. До тех пор, пока мы будем желать делать, что нам угодно, мы не сможем быть учениками, потому что ученичество означает повиновение.

3. Ученичество дается по назначению. Ученики Иисуса были даны Ему Богом. В Божьем плане они были предназначены быть учениками. Это не значит, что Бог одних людей назначает быть учениками, а других лишает этого призвания. Это совсем не означает предопределения к ученичеству. Родитель, например, мечтает о величии своего сына, но сын может отказаться от плана отца и пойти по другой дороге. Подобно и учитель может выбрать своему студенту огромную задачу для прославления Бога, а ленивый и эгоистичный студент может отказаться.

Если мы кого-то любим, мы мечтаем о великом будущем для такого человека, но такая мечта может остаться и неосуществленной. Фарисеи верили в рок, но одновременно и в свободу воли. Они настаивали, что все постановлено Богом, за исключением страха Божия. И у Бога есть судьба для каждого человека, и самая громадная наша ответственность состоит в том, что мы можем принять судьбу от Бога или отказаться от нее, но мы все же не в руках судьбы, а в руках Бога. Кто-то заметил, что рок в сущности сила, которая заставляет действовать, а судьба это действие, которое Бог предназначил для нас. Никто не может избежать того, что заставляют делать, каждый же может избежать Богом предназначенного дела.

В этом отрывке, как и в целой главе есть уверенность Иисуса в будущем. Когда он был с учениками, которых Бог дал Ему, Он благодарил Бога за них, не сомневаясь, что они исполнят порученное им дело. Вспомним только, кто были ученики Иисуса. Один толкователь однажды заметил об учениках Иисуса: «Одиннадцать Галилейских рыбаков после трех лет трудов. Но это достаточно для Иисуса, ибо они являются залогом продолжения работы Бога в мире». Когда Иисус оставил мир, казалось, что у Него не было оснований на большую надежду. Казалось, что он мало достиг и мало последователей склонил на свою сторону. Ортодоксальные религиозные иудеи ненавидели Его. Но Иисус имел Божественное доверие к людям. Он не боялся скромных начал. Он смотрел оптимистично в будущее и как бы говорил: «У Меня есть только одиннадцать простых мужчин, и с ними Я перестрою мир».

Иисус веровал в Бога и доверял человеку. Сознание, что Иисус имеет доверие к нам, является для нас большой духовной поддержкой, ибо мы легко падаем духом. И нам не следует устрашаться человеческой слабости и скромных начал в работе. Нам тоже следует укрепляться Христовой верой в Бога и доверием к человеку. Только в этом случае мы не будем в унынии, потому что эта двойная вера открывает перед нами неограниченные возможности.

Иоанна 17,9-19 Молитва Иисуса об учениках

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои:

И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость мою совершенную.

Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира.

Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла;

Они не от мира, как и Я не от мира.

Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.

Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир;

И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною.

Данный отрывок насыщен настолько великими истинами, что мы можем постигнуть только самые малые частички их. Здесь говорится об учениках Христа.

1. Ученики были даны Иисусу Богом. Как это понимать? Это значит, что Дух Святой побуждает человека откликаться на призыв Иисуса.

2. Иисус был прославлен через учеников. Каким образом? Таким же, каким выздоровевший больной прославляет своего исцелителя-врача, а успешный ученик своего усердного учителя. Негодный человек, который стал хорошим благодаря Иисусу, есть честь и слава Иисуса.

3. Ученик это человек, уполномоченный на служение. Как Бог послал Иисуса с определенным делом, так Иисус посылает учеников с определенным поручением. Здесь объясняется загадка значения слова мир. Иисус начинает с того, что говорит, что молится за них, а не за весь мир, но мы знаем уже, что Он пришел в мир, потому что «так возлюбил мир». Из этого Евангелия мы узнали, что под миром подразумевается то общество людей, которое организовывает свою жизнь без Бога. В это то общество и посылает Иисус Своих учеников, чтобы через них возвратить это общество к Богу, пробудить его сознание и память о Боге. Он молится о своих учениках, чтобы они были в состоянии обратить мир ко Христу.

1. Во-первых, радость Свою совершенную. Все, что Он говорил им тогда должно было принести им радость.

2. Во-вторых, Он дает им предостережение. Он говорит им, что они отличаются от мира, и что им нечего ожидать от мира, кроме вражды и ненависти. Их нравственные взгляды и мерки не сообразны с мирскими, но они найдут радость в покорении бурь и в борьбе с волнами. Сталкиваясь с ненавистью мира, мы обретаем истинную христианскую радость.

Далее, в этом отрывке Иисус произносит одно из Своих самых сильных заявлений. В молитве к Богу Он говорит: «Все Мое Твое и Твое Мое». Первая часть этой фразы естествен- на и легко понимается, потому что все принадлежит Богу и Иисус уже неоднократно повторял это. Но вторая часть этой фразы поразительна в своем дерзновении: «И все Твое Мое». Лютер сказал об этой фразе так: «Ни одна тварь не может сказать этого о Боге». Никогда еще Иисус не высказывал с такой ясностью Свое единство с Богом. Он един с Богом и проявляет Его власть и право.

Иоанна 17,9-19 (продолжение) Молитва Иисуса об учениках

Самое интересное в этом отрывке то, что именно Иисус просил у Отца для Своих учеников.

1. Мы должны обратить особое внимание на то, что Иисус не просил, чтобы Бог забрал их из мира. Он не молился о том, чтобы они могли найти для себя избавление, но молился об их победе. Тот вид христианства, который прячется в монастырях не был бы в очах Иисуса вообще христианством. Тот вид христианства, сущность которого некоторые усматривают в молитве, раздумьях и оторванности от мира, показался бы Ему сильно урезанной версией той веры, ради которой Он пришел умереть. Он утверждал, что именно в самой сутолоке и гуще жизни человек должен проявлять свое христианство.

Конечно, нам нужны также и молитва, и размышление и уединение с Богом, но они не представляют собой цели христианина, а только средство к достижению этой цели. Цель же состоит в проявлении христианства в повседневной серости будней этого мира. Христианство никогда не должно было отрывать человека от жизни, но его назначение в том, чтобы снабдить человека силой бороться и применить его к жизни в любых условиях. Оно не предлагает нам избавления от житейских проблем, но дает ключ к их разрешению. Оно не предлагает покоя, но победу в борьбе; не такой вид жизни, при котором можно обойти все задачи и избежать все беды, но такой, при котором с трудностями встречаются лицом к лицу и побеждают их. Однако, насколько верно, что христианин должен быть не от мира, настолько же верно и то, что он должен жить в мире по-христиански, то есть «жить в мире, но быть не от мира». У нас не должно быть желания покинуть мир, но только желание приобрести его для Христа.

2. Иисус молился о единстве учеников. Там, где разделение, соперничество между церквами, там дело Христово страдает, терпит урон и молитва Иисуса о единстве. Евангелие не может быть проповедано там, где нет единства между братьями. Невозможно евангелизировать мир среди разделенных, состязающихся церквей. Иисус молился о том, чтобы ученики были настолько же едины, насколько Он един со Своим Отцом. Но нет молитвы, которой бы мешали исполниться больше, чем этой. Ее исполнению мешают отдельные верующие и целые церкви.

3. Иисус молился, чтобы Бог сохранил Его учеников от нападок лукавого. Библия не умозрительная книга и не вдается в происхождение зла, но она уверенно говорит о существовании зла в мире, и о злых силах, которые враждебны Богу. Для нас является большим ободрением, что Бог, как часовой стоит над нами и охраняет нас от зла, ободряет и радует нас. Мы часто падаем оттого, что пытаемся жить своими силами и забываем о помощи, которую предлагает нам охраняющий нас Бог.

4. Иисус молился, чтобы Его ученики были освящены истиной. Слово освящены — хагеазеин происходит от прилагательного хагиос, которое переводится как святой или отделенный, иной. Это слово заключает в себе две мысли.

а) Оно означает отделить для специального служения. Когда Бог призвал Иеремию, Он сказал ему: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1,5). Еще до рождения Бог поставил Иеремию на особое служение. Когда Бог основывал священство в Израиле, Он сказал Моисею, чтобы тот помазал сыновей Аарона и посвятил на служение священников.

б) Но слово хагиазеин означает не только отделение для специального дела или служения, но также и снабжение человека теми качествами ума, сердца и характера, которые будут нужны для этого служения. Для того, чтобы человек мог служить Богу, ему нужны известные божественные качества, нечто от Божией благости и мудрости. Тот, кто думает служить святому Богу, должен сам быть свят. Бог не только избирает человека на специальное служение и отделяет его от других, но и снабжает его всеми нужными качествами для исполнения поручаемого ему служения.

Мы всегда должны помнить, что Бог избрал нас и посвятил на особое служение. Оно заключается в том, чтобы мы любили Его и были послушны Ему и приводили других к Нему. Но Бог не предоставил нас самих себе и нашей ничтожной силе в деле исполнения Его служения, но по Своей благости и милости приспособляет нас для служения, если мы отдаемся в Его руки.

Иоанна 17,20.21 Взгляд в будущее

Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня.

Постепенно молитва Иисуса достигла и всех концов земли. Сперва Он молился о Себе, поскольку Крест стоял перед Ним, затем перешел к ученикам, прося помощи и охраны для них у Бога, а теперь Его молитва охватывает далекое будущее и Он молится о тех, которые в далеких странах в будущие века тоже примут христианскую веру.

Две характерные черты Иисуса ярко выражены здесь. Во-первых, мы увидели Его полную веру и светлую уверенность. Несмотря на то, что последователей у Него было мало и Крест ожидал Его впереди, Его уверенность была непоколебимой и Он молился о тех, которые уверуют в Него в будущем. Этот отрывок должен быть особенно дорог нам, ибо это молитва Иисуса за нас. Во-вторых, мы увидели Его уверенность в Его учениках. Он видел, что они далеко не все понимают; Он знал, что они все скоро оставят Его в Его самой сильной нужде и беде, но именно им Он говорит с полным доверием, чтобы они распространили имя Его по всему миру. Иисус ни на миг не утратил Своей веры в Бога и Своего доверия людям.

Как молился Он о будущей Церкви? Он просил, чтобы все ее члены были бы так же едины между собою, как Он един со Своим Отцом. Какое единство имел Он в виду? Это не есть единство административное или организационное, или единство, основанное на соглашении, а единство личного общения. Мы уже видели, что единство между Иисусом и Его Отцом было выражено в любви и послушании. О единстве любви молился Иисус, о единстве, когда люди любят друг друга, потому что любят Бога, о единстве, основанном исключительно на отношении сердца с сердцем.

Христиане никогда не организуют свои церкви на один лад, и никогда не будут поклоняться Богу на один манер, они даже никогда не будут верить совершенно одинаково, но христианское единство превосходит все эти различия и соединяет людей воедино в любви. Христианское единство в наши дни, как и во всей истории страдало и встречалось с помехами потому, что люди любили свои церковные организации, свои собственные уставы, свои ритуалы больше, чем друг друга. Если бы мы действительно любили Иисуса Христа и друг друга, ни одна церковь не исключала бы Христовых учеников. Только заложенная Богом в сердце человека любовь может преодолевать преграды, воздвигнутые людьми между отдельными личностями и их церквами.

Далее, молясь о единстве Иисус просил, чтобы это было единство, которое бы убеждало мир о правде и о положении, которое занимает Иисус Христос. Для людей гораздо более естественно быть разделенными, чем объединенными. Людям свойственно разлетаться в разные стороны, а не сливаться воедино. Настоящее единство среди христиан было бы «сверхъестественным фактом, нуждающимся в сверхъестественном объяснении». Это печальный факт, что Церковь никогда не показала перед миром настоящего единства.

Глядя на разделение христиан, мир не может видеть высокой ценности христианской веры. Долг каждого из нас проявить единство любви с нашими братьями, что и было бы ответом на молитву Христа. Рядовые верующие, члены церквей могут и обязаны делать то, чего «руководители» Церкви отказываются делать официально.

Иоанна 17,22-26 Дар и обетование славы

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино

Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира.

Отче Праведный! и мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня;

И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.

Известный комментатор Бенгель, читая этот отрывок, воскликнул: «О, как велика слава христианина!» И действительно это так.

Во-первых, Иисус говорит, что Он дал Своим ученикам ту славу, которую Отец дал Ему. Нам нужно вполне понять, что это значит. Какой была слава Иисуса? Он Сам говорил о ней трояко.

а) Крест был Его славой. Иисус не говорил о том, что будет распят, но говорил, что будет прославлен. Значит, в первую очередь и важнее всего, чтобы славой христианина был тот крест, который ему положено нести. Страдания ради Христа — честь христианина. Мы не должны думать о нашем кресте, как о наказании, но только как о нашей славе. Чем труднее было задание, данное рыцарю, тем более великой представлялась ему его слава. Чем труднее задание, данное студенту или художнику, или хирургу, тем больший почет они обретают. И потому, когда нам трудно быть христианами, будем считать это данной нам от Бога славою.

б) Полная покорность Иисуса воле Божией была Его славой. И мы находим свою славу не в своеволии, но в исполнении воли Божией. Когда мы поступаем, как угодно нам, что многие из нас и делают, мы находим только скорбь и бедствие для нас самих и для других. Истинную славу жизни можно найти только в полном послушании воле Божией. Чем сильнее и полнее послушание, тем ярче и больше слава.

в) Слава Иисуса была в том, что по Его жизни можно было судить о Его отношениях с Богом. Люди узнавали в Его поведении признаки особенных отношений с Богом. Они понимали, что никто не может жить так, как жил Он, если не будет с Ним Бог. И нашей славой, как и славой Иисуса, должно быть то, что люди увидят в нас Бога, узнают по нашему поведению, что мы в близких отношениях с Ним.

Во-вторых, Иисус высказывает желание, чтобы ученики увидели Его небесную славу. Верующие в Христа уверены, что они будут соучастниками славы Христа в небесах. Если верующий разделяет со Христом Его Крест, он разделит с Ним и Его славу. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, то и Он отречется от нас» (2 Тим. 2,11.12). «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор. 13,12). Та радость, которую мы ощущаем здесь, есть только предвкушение будущей радости, которая еще ожидает нас.

Христос обещал, что если мы разделим Его славу и Его страдания на земле, мы разделим с Ним Его торжество, когда земная жизнь придет к концу. Может ли что-нибудь превзойти такое обетование?

После этой молитвы Иисус пошел навстречу предательству, суду и Кресту. Ему уже не пришлось больше говорить с учениками. Как приятно видеть, и как дорого нашей памяти запомнить, что перед ужасными часами, которые Ему предстояли, последние слова Иисуса не были словами отчаяния, но словами славы.